novomarusino.ru

Изъятия из национального режима мчп. Правовой статус иностранных лиц в МЧП

Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (напр., по конституции).

Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву.

Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам, напр. соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций.

Могут быть и другие режимы, напр., преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.

В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.

Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим личность).

Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность).

Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.

Особенности правового положения иностранных граждан по российскому законодательству

(проблемы международного частного права)

И.Ю.Юшкарев – кандидат юридических наук,

КлЮИ МВД России

В рамках данной статьи обращается внимание на некоторые актуальные теоретические аспекты правового положения иностранных граждан в России. Особо при этом нами выделяетсякатегория правового режима, предоставляемого иностранным гражданам, а так же вопросы установления изъятий из него. Традиционно они считаются основой правового положения иностранных граждан в международном частном праве. Участниками конференции уже обращалось внимание на проблемы обеспечения равенства прав иностранных граждан и граждан государства пребывания, в частности в Республики Беларусь и России . Вопросы соотношения прав иностранных граждан и граждан государства пребывания и раскрываются через категорию предоставляемого правового режима.

Характеристика правового режима, предоставляемого иностранным гражданам в России. Как известно, категория «правового режима» широко используется в теории международного частного права. Анализу отдельных аспектов правового режима, применительно к иностранным лицам, уделяется внимание различными учеными, однако мало кем из них замечается, что само понятие «правовой режим» в рассматриваемом значении практически не используется в отечественном законодательстве. Оно используется в иных значениях в Федеральном конституционном законе "О военном положении", Федеральном конституционном законе "О чрезвычайном положении", Земельном кодексе Российской Федерации и некоторых других законах . Что же касается установления особенностей правового положения иностранных физических и юридических лиц, то в этом смысле понятие правового режима известно только законодательству об иностранных инвестициях, которое можно признать, с известными оговорками, одним из источников международного частного права .

На наш взгляд понятие правового режима, применительно к иностранным гражданам, или если говорить более обобщенно, иностранным физическим лицам весьма многоаспектно. Причем для международного частного права оно имеет ценность в связи с тем, какие виды правовых режимов предоставляются иностранным гражданам. Однако и по этому вопросу в науке МЧП не сложилось единого мнения. Наиболее часто учеными выделяются три вида правового режима: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, специальный режим . Кроме этого, некоторыми представителями юридической науки выделяются и «привилегированный» , «дискриминационный» , «основной» или «общий» и «индивидуальный» режимы.

Под национальным режимом в теории МЧП понимается наделение иностранных физических и юридических лиц такими же правами и обязанностями, какие имеют собственные граждане и юридические лица . Под режимом наибольшего благоприятствования понимается предоставление физическим и юридическим лицам одного государства такого же объема прав и полномочий, которыми обладают граждане и юридические лица любого другого иностранного государства . Специальный режим – это предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства, упрощенный порядок перехода государственной границы жителям приграничных районов.

Развитие российского законодательства демонстрирует нам последовательное установление так называемого национального правового режима для иностранных физических лиц. Его основы закрепляются в Конституции России. В ст.62 Конституции определяется, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Принцип национального режима, установленного в отношении иностранных граждан подтвержден и решениями Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура).

В действующем, как и в действовавшем ранее, гражданском законодательстве принцип национального режима, провозглашенного Конституцией России получает свое отраслевое развитие. Определяя отношения, регулируемые гражданским законодательством, ст.2 ГК России устанавливает, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как отмечает О.Н.Садиков в абз.4 п.1 ст.2 ГК России содержится положение о применении правил гражданского законодательства к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц. Это норма международного частного права, которая должна действовать с учетом более полного регулирования в данной области, установленного законами Российской Федерации, а также заключенными Россией международными договорами .

Итак, гражданское право России практически не делает различия между иностранными гражданами и российскими гражданами, когда они выступают субъектами регулируемых им отношений. И это не является новеллой цивилистики, а представляет собой, скорее, достаточно устоявшуюся традицию. Н.Л.Дювернуа подмечал достоверную тенденцию в соответствии с которой вместе с обособлением права частного от публичного, гражданская правоспособность расширяется на своих и чужих, безразлично. Понятие подданства, способы его установления и прекращения входят в дисциплину публичного права . Характеризуя гражданскую правоспособность иностранцев в соответствии с действовавшим законодательством он писал, что столь широкой постановки равноправности чужих и своих, введенной у нас в такую пору, когда для своих еще продолжали существовать многочисленные стеснения в правах гражданских, едва ли знает какое-либо из современных западных законодательств . Аналогичных взглядов придерживались и Д.И. Мейер , Г.Ф.Шершеневич .

Обозначенная традиция продолжается и современными цивилистами. С.М.Корнеев пишет, что иностранные граждане пользуются в нашей стране гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, т.е. им предоставляется национальный режим. Следовательно, иностранные граждане, находящиеся в нашей стране, обладают равной правоспособностью независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения .

Итак, принцип национального режима в отношении иностранных граждан, являющийся классическим в теории отечественного международного частного права, в полной мере применяется к имущественным и личным неимущественным отношениям с участием иностранных лиц, т.е. отношениям, входящим в предмет гражданского права. Однако в отраслях публичного права мы наблюдаем столь значительные исключения из него для иностранных граждан, что появляются основания усомниться в его действии. При этом правовое положение иностранных граждан в публично-правовых отношениях, в первую очередь, административно-правовых оказывает непосредственное воздействие на их гражданскую правоспособность, т.е. и на сферу международного частного права. Далее мы попытаемся показать те группы общественных отношений, которые находятся в секторе соприкосновения предмета международного частного и публичного права.

Изъятия из принципа национального режима. Изъятия из принципа национального режима, представляющие собой установленные законом исключения из общего правила о приравнивании иностранных граждан к российским в их правах и обязанностях являются традиционным институтом международного частного права. Как мы уже отмечали такие изъятия органично достраивают институт национального режима. На возможность таких изъятий указывают представители дореволюционной доктрины гражданского и международного частного права.

Д.И. Мейер пишет, что главное правило относительно применения гражданских законов к лицам (в том числе и иностранным подданным – прим. авт)то, что законы должны быть применяемы ко всем одинаково, насколько сами законы не определяют различия . Ю.С.Гамбаров, рассматривая особенности гражданской правоспособности иностранцев писал, что прежде всего, лишенные политических прав, иностранцы не могли обладать и теми гражданскими правами, которые допускали последствия политического характера. Сюда принадлежали, главным образом, поземельная собственность и все связанные с ней права на землю: залог, аренда, рента и т. д.

Теория изъятия из принципа национального режима господствует и в современной доктрине международного частного права. Хотя следует заметить, что действующее законодательство такого термина как «изъятия» не содержит, как не содержит и термина «национальный режим».

Итак, подавляющее большинство ученых рассматривает изъятия из национального режима в рамках доктрины международного частного права. Однако правовую природу таких изъятий практически никто не исследует. Не смотря на сложность и дискуссионность вопросов о нормативном составе МЧП, его предмете и структуре мы считаем необходимым задаться вопросом о правовой природе изъятий из национального режима и выяснить в какой степени они относимы к системе международного частного илигражданского права. Собственно уже при первом взгляде на имеющиеся изъятия виден их публично-правовой характер. Но в какой мере публично-правовой элемент в них сочетается с частноправовым, какой из них преобладает. На наш взгляд, необходимо установить какие изъятия вообще принадлежат системе частного права, в первую очередь гражданского и международного частного, а какие публичного, конституционного и административного. Эти вопросы оказались совершенно не рассмотрены в доктрине отечественного международного частного права. Хотя учеными и делаются некоторые оговорки, свидетельствующие о том, что проблема существует, но пока остается без разрешения. Так у Л.А.Ануфриевой мы нашли утверждение о том, что в области международного частного права вопросы режима пребывания, гражданско-правового статуса физических лиц – иностранцев на территории конкретного государства издавна являлись краеугольными и образовывали его главную составляющую и соответственно сферу действия . Являются ли вопросы режима пребывания вообще предметом международного частного права? Ведь этот режим представляет собой, в первую очередь, совокупность сугубо административно-правовых правил, в частности регистрации на территории России. Эти правила во многом и отличают правовой статус иностранного гражданина от правового статуса российского гражданина, а соответственно, являются изъятиями из принципа национального режима. Но в какой мере их можно отнести к сфере международного частного права. Ведь правила режима пребывания практически невозможно отнести к области имущественных и личных неимущественных отношений, а соответственно и к предмету МЧП.

На первый взгляд, ограничение права собственности иностранных граждан можно было бы и признать характерным изъятием из принципа национального режима, носящим гражданско-правовой характер и лежащим в сфере международного частного права. Собственно вопросы ограничения права собственности на землю и земельные участки были предметом современных научных исследований .Однако в них не нашли отражения вопросы о принадлежноститаких ограничений к системе публичного или частного права.

Суть ограничений сводится к тому, что в соответствии с п.2 ст.5 Земельного кодекса РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Кодексом, федеральными законами. Существующие ограничения в праве собственности на земельные участки сводятся к тому, что в соответствии с п.3 ст.15 иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п.5 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ до установления Президентом Российской Федерации указанного перечня не допускается предоставление земельных участков, расположенных на приграничных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам . Так как такой перечень еще не разработан, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, являются одной из категорий земель, которые не могут находиться в собственности иностранных граждан.

Еще одной категорией земель являются земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст.3 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды .

С точки зрения традиционной доктрины МЧП иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства являются субъектами права частной собственности на землю. При этом положения земельного законодательства, ограничивающие их права следует рассматривать как изъятия из принципа национального режима для иностранных граждан. Однако некоторыми учеными высказывается мнение прямо противоположное устоявшемуся. Рассмотренные ограничения рассматриваются имикак отказ законодательства в установлении для иностранных лиц и лиц без гражданства национального режима в части возможности нахождения у этих лиц в собственности земельных участков, как отмечается некоторыми учеными . Таким образом, они волей или неволей ставят под сомнение универсальность принципа национального режима для иностранных граждан.

Проблема ограничения права собственности иностранцев на земельные участки имеет и еще один актуальный для нас аспект. Не смотря на то, что ограничивается право собственности, как одно из центральных вещных прав системы гражданского права, мы замечаем, что сами ограничения лежат в сфере права публичного. Мы можем сделать такой вывод исходя из того, что особенностью системы правового регулирования земельных отношений, как в общем то вообще природоресурсных отношений, является сочетание норм и институтов отрасли гражданского права с нормами и институтами отрасли земельного права, которая и представляет собой отдельный вид земельного законодательства. ГК России, устанавливая основы оборотоспособности объектов гражданских прав в ст.129 закрепил правило о том, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Н.А.Сыродоев в этом отношении правильно замечает, что правовой режим земли и земельных участков, как и иных природных ресурсов кардинальным образом отличается от режима иных объектов гражданских прав, ограниченных в обороте .

Относительно соотношения отраслей гражданского права и специального законодательства (земельного) в регулировании земельных отношений идут споры уже более 15 лет . Однако анализ всех современных тенденций в исследованиях особенностей правового регулирования земельных отношений позволяет прийти к выводам о том, что ограничения оборотоспособности земли, в том числе и связанные с иностранным субъектом правоотношений, реализуются именно земельным законодательством – специальным (природоресурсным) по отношению к гражданскому. Оно и реализует в этих отношениях государственные, общественные интересы. Соответственно его следует относить к системе публичного права. Получается, что установленные земельным законодательством, в том числе принимаемыми во исполнениеЗемельного кодекса законами и подзаконными актами, ограничения оборота земельных участков устанавливаютсяв системе публичного права.

Рассматривая иные изъятия из принципа национального режима, которые, к сожалению, не могут быть изложены в рамках одной статьи, мы пришли к выводу, что наиболее значительны ограничения для иностранных граждан в системе публичного права, прежде всего конституционного и административного. Характерным для современного законодательства является то, что такие ограничения в значительной мере обуславливаются установленной и обозначенной категорией, к которой можно отнести иностранного гражданина, соответствием его установленным в законе признакам (например, постоянно проживающим, постоянно или временно пребывающим на территории России).

Наибольшее число изъятий содержится в отраслях публичного права, в первую очередь, конституционном и административном праве. Причем специфика их такова, что вообще заставляет усомниться в полноценной реализации принципа национального режима для иностранцев в российской системе публичного права.

Попытки предоставления иностранным гражданам полноценного национального режима имели место в истории отечественного государства и права. В 20-х гг. XX в. в политических кругах реализуется утопическая идея о наделении иностранцев политическими правами. Утверждается, что в противоположность праву капиталистических государств советское право именно в отношении политических прав, и в первую очередь, права избирать и быть избранным в советы провозглашает полное и безусловное приравнение иностранцев к гражданам союза . Закрепляя политические взгляды руководства коммунистической партии Конституция РСФСР 1918 г. устанавливала, что исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, права российского гражданства (ст.20).

Мы наблюдаем беспрецедентные попытки уровнять иностранных граждан с советскими в политических правах, которые традиционно как раз отличали правовой статус отечественного гражданина (подданного) от иностранного.

Рассматривая проблемы российского гражданства О.Е.Кутафин объясняет такие особенности государственной политики наличием в то время на советской территории больших масс иностранцев, попавших на нее во время войны и революции, вполне советски настроенных и принадлежащих к пролетариату и крестьянству. Многие из них сражались в рядах Красной армии, и было неестественно не предоставить им те права, которыми пользовались их товарищипо оружию .

В.Н.Дурденевский отмечал, что особенности этого этапа государственной политики проявлялись еще и в том, что каждая советская республика считала своими гражданами всех советских граждан, находившихся в ее пределах, и отличала граждан других республик от своих только в случае желания заинтересованного лица. В редких встречавшихся на практике случаях это выражалось в специальных отметках в удостоверяющих личность документах в соответствии с циркуляром НКВД РСФСР 1921 г .

Исходя из столь широких прав, предоставляемых иностранцам в первые годы советской власти некоторые юристы полагали, что понятие «иностранец» вообще отживает. Так А.Сабанин писал, что советская власть в ст.20 Конституции РСФСР теоретически отменила понятие иностранца, признав у себя за всеми трудящимися, независимо от их подданства, политические права .

История показала утопичность таких идей. Имеет ли смысл дальше поддерживать взгляды о предоставлении иностранным гражданам национального режима во всех сферах их жизни и деятельности в России, или следует признать и гарантировать его (национальный режим) только в системе частного права. На это вопрос должна дать ответ современная юридическая наука.

В Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из этого положения можно сделать вывод, что в Российской Федерации действует национальный режим, суть которого в приравнивании иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, в том, что касается прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам.

Помимо Конституции Российской Федерации, национальный режим закреплен и в ряде других нормативно-правовых актов, таких как Гражданский кодекс, Закон «Об инвестиционной деятельности в России», Минская конвенция и т. д.

Следовательно, данный режим может быть закреплен не только во внутреннем законодательстве, но и в международном договоре.

Режим наибольшего благоприятствования. Суть: в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане не относительно отечественных граждан и юридических лиц, а между собой. Данный принцип может быть предусмотрен только в международном договоре.

Таким образом, режим, оговоренный в международном договоре, в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый согласно международному договору о торговле к одному из государств, будет применяться к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор.

Из смысла данного режима можно сделать вывод о том, что в силу режима наибольшего благоприятствования создаются равные условия для государств, заключивших договоры в одной и той же области международных отношений.

Режим наибольшего благоприятствования установлен между Россией и США на основании соглашения о торговых отношениях. Так, каждая сторона «без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим или экспортируемым на территорию другой страны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны...»

Комиссия международного права ООН разработала проект статей о клаузулах о более благоприятствуемой нации. Сущность данного проекта состоит в том, что государства обязаны предоставить другому государству режим не менее благоприятный, чем режим, распространяющийся на третье государство в определенной сфере правоотношений.

15. Личный закон физического лица и его варианты.

Личный закон – это закон физических лиц и поэтому используется прежде всего для определения правового положения физических лиц – субъектов частноправовых отношений: право- и дееспособности, личных прав (права на имя, место жительства, на честь и т. п.). Широко применяется личный закон в сфере семейно-брачных и наследственных отношений, в частности по поводу движимого имущества.

Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет .

Если лицо, помимо гражданства РФ имеет иностранное гражданство, его личным законом является российское право .

Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право .

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается .

Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства .

Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище .

Международное частное право - это комплексная правовая систе­ма, объединяющая нормы национального (внутригосударственного) зако­нодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, осложненные иностранным элементом.

Предметом международного частного права является регулирова­ние гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.

Нормы международного частного права регулируют гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с иностранным (или междуна­родным) элементом. Иностранный элемент может присутствовать в трех различных качествах, а именно:

1) в качестве субъекта (гражданин иностранного государства, ино­странная организация или иностранное государство, которые только тогда являются субъектами международного частного права, когда вступают в частные отношения с физическим или юридическим лицом);

2) в качестве объекта, который находится за границей;

3) в качестве события, юридического факта, произошедшего за гра­ницей (причинение вреда, заключение договора, смерть и т. д.).

Международное частное право как отрасль права делится на три части: общую, особенную и международный гражданский процесс, то есть судеб­ную защиту прав иностранцев.

Для международного частного права характерны следующие основ­ные источники: международные договоры, обычаи, внутреннее законодательство, судебная и арбитраж­ная практика.

Коллизионная норма - это норма, определяющая право какого го­сударства должно быть применено к соответствующему правоотношению. Коллизионная норма - норма отсылочного характера, ею можно ру­ководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, то есть нормами законодательства, ре­шающими вопрос по существу.

Значение коллизионных норм заключается в определении права, которое должно быть применено к отношениям, возникающим в условиях международного общения, когда на регулирование таких отношений мо­жет претендовать правопорядок нескольких государств и необходимо раз­решить возникшую коллизию. Коллизионные нормы международного ча­стного права разрешают эту коллизию, подчиняя отношения с иностран­ным элементом праву определенной страны.

Принято различать следующие виды коллизионных норм:

а) национально-правовые и международно-правовые, направленные на достижение международной унификации . Их различие проявляется в сфере как действия, так и применения. Сфера действия коллизионных норм, предусмотренных международным договором, значительно шире, так как они применяются всеми участниками международных договоров при полном тождестве их редакции;


б) коллизионные нормы делятся на диспозитивные, императивные и относительно-императивные . Императивная норма означает недопустимость от­ступления от предусмотренных обязательств, а диспозитивная подразуме­вает автономию воли сторон при заключении международных сделок. От­носительно-императивные - это нормы, отступление от которых допуска­ется при наличии определенных, заранее зафиксированных, условий;

в) коллизионные нормы могут быть разделены на односторонние и двусторонние .Первые определяют пределы применения только одного, обычно собственного права, вторые сформулированы более широко и ус­танавливают пределы применения как отечественного, так и национально­го права;

г) исходя из содержания и назначения, коллизионные нормы могут быть основными (генеральными) и дополнительными (субсидиарными) .

Особенность таких норм заключается в том, что они устанавливают­ся пока только для отношений договорного права с учетом того, что имен­но в этой области возникают наиболее сложные спорные вопросы;

д) особую, и пока немногочисленную группу норм составляют те, ко­торые содержат отсылки не к праву какой-либо страны, а к положениям соответствующего международного договора ,устанавливающего уни­фицированную коллизионную привязку по конкретному вопросу.

Существуют следующие виды коллизионных привязок :

· личный закон участников отношений;

· закон места нахождения имущества;

· закон места совершения акта (правомерного - при сделках, неправомер­ного - при деликтах);

· закон места осуществления деятельности;

· закон суда (арбитража), разрешающего спор;

· закон, с которым данное отношение наиболее тесно связано;

· закон места заключения сделки;

· закон флага;

· закон места заключения брака и др.

В числе основополагающих факторов, определяющих взаимоотно­шения государств в экономической сфере, лежит установление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам. Выделяют следующие режимы:

Режим наибольшего благоприятствования означает обязательство государства предоставлять (как правило, на основе взаимности) другому государству - участнику соглашения преимущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству. Область применения данного режима определяется договором и может охватывать как всю сферу экономических взаимосвя­зей, так и отдельные виды отношений. Из режима наибольшего благопри­ятствования допускаются определенные изъятия в отношении таможенных союзов, свободных таможенных зон, интеграционных объединений, развивающихся стран и приграничной торговли.

Преференциальный режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, в отношении развивающих­ся стран либо в рамках экономического или таможенного союзов.

Национальный режим предусматривает уравнивание в определен­ных правах иностранных юридических и физических лиц с собственными юридическими и физическими лицами государства. Обычно это касается вопросов гражданской правоспособности, судебной защиты и т. п.

Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфере эко­номического сотрудничества, означает введение каких-либо особых прав для иностранных юридических и физических лиц. Данный режим исполь­зуется государствами при регулировании таких вопросов, как повышенная защита иностранных инвестиций, предоставление таможенных и налого­вых льгот представительствам иностранных государств и сотрудникам этих представительств при приобретении и ввозе некоторых товаров.

К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства.

К субъектам международного частного права принято относить ино­странных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства, если они вступают в отношения с физическими или юридическими иностранными лицами.

Виды правоотношений, в которых участвуют государства:

· во-первых, регулируемые международным правом отношения, возни­кающие между государствами , а также между государством и между­народными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т. д.);

· во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны ;другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйст­венные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

Особенности правоотношений с участием государства :

· Государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само опреде­ляет статус юридического лица.

· К договору между государством и иностранным физическим или юри­дическим лицом применяется внутреннее право этого государства.

· В силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску.

· В гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает су­веренитетом, что все государства равны. В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государ­ства судам другого государства. Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в сле­дующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.

Под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом.

Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.

На формирование норм международного частного права непосредст­венное влияние оказывают международные организации, такие как: Меж­дународная торговая палата, Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная орга­низация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.

Законодательством и международными договорами предусматри-

ваются следующие виды правовых режимов.

Национальный режим

Режим наибольшего благоприятствования

Специальный режим

Режим взаимности

Режим реторсий

Национальный режим означает наделение иностранных субъек-

тов (физических, юридических лиц), лиц без гражданства тем же объе-

мом прав и обязанностей, которые имеют субъекты данного государства.

Так, например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об ав-

торском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданами

любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом До-

говаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предос-

тавляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые вы-

пущенным в свет на его территории, а также охраной, специально пре-

доставляемой настоящей Конвенцией.

«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис-

хождения товаров» иностранные юридические и физические лица поль-

зуются правами, предусмотренными настоящим Законом, наравне с

юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу

международных договоров Российской Федерации или на основе прин-

ципа взаимности.

Принцип национального режима применяется и к публичным пра-

2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих

из иностранных государств применяется национальный режим. В соот-

ветствии с законодательством о налогах и сборах не допускается уста-

навливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключе-

нием ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхож-

дения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветери-

нарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требова-

ния обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам,

происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким

они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

Режим наибольшего благоприятствования означает предостав-

ление иностранным лицам, лицам без гражданства таких прав, преиму-

ществ и льгот, какие предусмотрены для иностранных лиц, лиц без гра-

жданства третьего государства.

ря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

внешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностран-

ного государства или групп иностранных государств, предоставляется

режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый анало-

гичным товарам российского происхождения или непосредственно кон-

курирующим товарам российского происхождения в отношении прода-

жи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или ис-

пользования на внутреннем рынке Российской Федерации.

«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» изъятия сти-

мулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов мо-

гут быть установлены в интересах социально-экономического развития

Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления уста-

навливаются законодательством Российской Федерации.

Специальный режим – это режим, предусматривающий изъятия

из национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства.

иностранных инвестициях в Российской Федерации» из принципа на-

ционального режима федеральными законами могут быть установлены

изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов толь-

ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу-

ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а

равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля

(вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которо-

го составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации,

имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями

теле-, видеопрограмм.

Иностранный гражданин, либо без гражданства и гражданин Рос-

сийской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юри-

дическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным

участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном)

капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреж-

дать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание,

зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более

половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на кото-

рой проживает половина и более половины численности населения Рос-

сийской Федерации.

ВФ качестве положений специального режима можно отметить

отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государст-

венной власти Российской Федерации, занимать определенные должно-

сти и т.д.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные гражда-

не, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут об-

ладать на праве собственности земельными участками, находящимися на

приграничных территориях, перечень которых устанавливается Прези-

дентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законода-

тельством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных

установленных особо территориях Российской Федерации в соответст-

вии с федеральными законами.

N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без граж-

данства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале

которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц,

лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на зе-

мельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на

праве аренды, но не праве собственности.

Зачастую в качестве самостоятельного вида правового режима на-

зывают режим взаимности и режим реторсий.

Взаимность означает предоставление одним государством (груп-

пой государств) другому государству (группе государств) определенного

режима международной торговли взамен предоставления вторым госу-

дарством (группой государств) первому государству (группе государств)

такого же режима. Так, при ратификации СССР в 1960 г. Нью-йоркской

Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных ар-

битражных решений 1958 г. сделал заявление, что положения настоящей

Конвенции будут применяться в отношении арбитражных решений, вы-

несенных на территории государств, не являющихся участниками Кон-

венции, лишь на основе взаимности. Согласно ст. 47 Закона РФ от 23

сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и

наименованиях мест происхождения товаров» право на регистрацию в

Российской Федерации наименований мест происхождения товаров пре-

доставляется юридическим и физическим лицам государств, предостав-

ляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Россий-

ской Федерации.

ложении иностранных граждан в Российской Федерации» предоставляет

иностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представи-

тельств и работникам консульских учреждений иностранных государств

в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а

также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журна-

листам право на свободу передвижения в пределах Российской Федера-

ции на основе принципа взаимности, за исключением отдельных огра-

ничений.

Различают формальную и материальную взаимность. Под фор-

мальной взаимностью понимают предоставление иностранным лицам

и лицам без гражданства того же объема прав, которыми пользуются

граждане данного государства. Данное положение практически тождест-

венно национальному режиму.

Под материальной взаимностью понимается предоставление

иностранным лицам, лицам без гражданства такого объема прав, кото-

рым они пользуются в своем государстве. Так, например, согласно абз. 2

и смежных правах» при предоставлении охраны произведению в соот-

ветствии с международными договорами Российской Федерации срок

происхождения произведения.

В некоторых случаях государство может устанавливать ограниче-

ния для иностранных лиц. Так, согласно ст. 1194 Гражданского кодекса

РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены от-

ветные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных

неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в

которых имеются специальные ограничения имущественных и личных

неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Правительство Российской Федерации может вводить меры огра-

ничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной соб-

ственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

1) не выполняет принятые им по международным договорам обя-

зательства в отношении Российской Федерации;

2) предпринимает меры, которые нарушают экономические инте-

ресы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муни-

ципальных образований или российских лиц либо политические интере-

сы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно

закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государст-

ва или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;

3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную

защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от

антиконкурентной деятельности других лиц;

4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противо-

правной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого го-

сударства на территории Российской Федерации.

Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и ин-

теллектуальной собственностью вводятся в соответствии с общепри-

знанными принципами и нормами международного права, международ-

ными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых

для эффективной защиты экономических интересов Российской Федера-

ции, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и

российских лиц.

Решение о введении ответных мер принимается Правительством

Российской Федерации. До введения ответных мер Правительство Рос-

сийской Федерации может принять решение о проведении переговоров с

соответствующим иностранным государством (ст. 40 Федерального за-

регулирования внешнеторговой деятельности»).

номических интересов Российской Федерации при осуществлении

внешней торговли» определяет основания принятия ответных мер, поря-

док их введения и применения. Так, если в результате расследования,

проведенного федеральным органом исполнительной власти, установле-

но, что импорт какого-либо товара осуществляется в Российскую Феде-

рацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет

существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить, Правительство Российской Федерации может применить

специальные защитные меры в отношении такого товара посредством

введения импортных квот или специальных пошлин.

Пример реторсии предусмотрен в постановлении Правительства

странных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и

российских граждан при выезде из Российской Федерации», согласно

которому при введении иностранным государством порядка, в соответ-

ствии с которым обязательным условием въезда на его территорию гра-

ждан Российской Федерации является осуществление на время их пре-

бывания медицинского страхования, Министерству иностранных дел

Российской Федерации в установленном порядке рассматривать вопрос

о необходимости введения аналогичного условия при въезде граждан

этого государства в Российскую Федерацию.



Загрузка...