novomarusino.ru

Организация и проведение подрядных торгов. Виды подрядных торгов и их участники

В международной практике капитального строительства выбор подрядчиков осуществляется на конкурсной основе путем проведения торгов. По сравнению с прямыми двусторонними договорами торги создают условия конкуренции между подрядными строительными фирмами и позволяют заказчику выбрать наиболее выгодные предложения с точки зрения как цены, так и других коммерческих и технических условий.

Существуют две формы торгов : закрытые и открытые. При закрытых торгах заказчик для участия в торгах приглашает несколько уже известных ему фирм, из которых он выбирает ту, которая дает наиболее приемлемые для него предложения. При открытых торгах заказчик дает объявление в открытой печати о приглашении всех желающих принять участие в торгах.

Организация проведения торгов следующая : заказчик в открытой или закрытой форме уведомляет претендентов о намерении объявить торги на проектирование или строительство объекта, поставки оборудования и приглашает желающих принять в них участие. Этот документ именуется «приглашением к торгам». К началу объявления торгов заказчик собственными силами или с помощью инженера-консультанта разрабатывает комплект документации, в котором излагаются основные идеи предмета торгов и характер коммерческих условий. Если речь идет о строительстве объекта, документация содержит детальное описание объекта, технические требования, необходимый объем графических материалов, коммерческие условия, проект контракта, что позволяет подрядчику правильно оценить стоимость строительства, а в дальнейшем (в случае присуждения подряда) составлять рабочую документацию и осуществлять строительство. Комплект такой документации называется тендером.

При объявлении торгов заказчик назначает точную дату рассмотрения предложений. Для этого создается тендерный комитет из независимых высококвалифицированных специалистов. Тендерная документация выкупается за определенную, как правило, незначительную плату. При подаче документов в тендерный комитет для подтверждения серьезности своих намерений каждый претендент вносит залог, как правило, в среднем 2% от суммы предложения. Если предложение отклоняется, то залоговая сумма претенденту возвращается.

Процедура торгов следующая : в назначенный день и час вскрываются конверты с предложениями, но в связи с тем, что предложения содержат большой объем информации, в этот день дается объявление обо всех участниках торгов и о претендентах, допущенных к дальнейшему рассмотрению. Решение о присуждении заказа обычно принимается через несколько месяцев после изучения предложений, проверки кредитоспособности претендентов, определения их производственных возможностей. Заявленная претендентом низкая цена "не является гарантией того, что ему будет присуждена победа. При рассмотрении предложений обычно учитывают комплекс вопросов - коммерческих, финансовых, технических, состояние фирмы -претендента и т.п.

Фирма, получившая подряд с торгов, заключает с заказчиком контракт, в котором Оговариваются стоимость, вид валюты, условия платежей, сроки выполнения работ, формы урегулирования споров, законодательные положения, различного рода санкции, виды страхования, особые условия.

Подрядные торги в строительстве проводятся в целях поиска наиболее оптимальной реализации инвестиционного проекта. Подрядные торги обычно проводятся Заказчиком - инвестором или Заказчиком - застройщиком после заключения ими контракта на строительство объекта. Организатор может поручить на договорной основе проведение торгов организациям - исполнителям, имеющим соответствующие сертификат или лицензию.

Круг обязанностей

Исполнителя определяется в договорах, заключаемых с ним Организатором. Обычно в подрядных торгах участвуют следующие стороны:

  • · Организатор
  • · Претенденты
  • · Участники подрядных торгов
  • · Конкурсная комиссия.

Организатор торгов обычно осуществляет следующие функции:

  • · организует, принимает участие и контролирует деятельность Конкурсной комиссии, привлекает в комиссию независимых экспертов, специалистов, организации;
  • · принимает решение о проведении торгов с выпуском официальных распорядительных актов (приказов, распоряжений);
  • · определяет вид торгов (открытые или закрытые) и необходимость проведения предварительного квалификационного отбора;
  • · совместно с Конкурсной комиссией определяет условия торгов (стартовую цену подряда, сроки строительства и проектирования объекта, критерии оценки предложений претендентов, место и сроки проведения торгов, экологические требования и пр. в соответствии с условиями контракта, заключенного с Заказчиком - застройщиком);
  • · поручает подготовку тендерной документации Исполнителю или назначает специалиста для подготовки конкурсной документации;
  • · в случае открытых торгов поручает Исполнителю публикацию объявлений о торгах в средствах массовой информации или рассылает приглашение по почте либо другими средствами связи в адрес конкретных потенциальных участников - при закрытых торгах;
  • · определяет сумму задатка в зависимости от стартовой цены подряда (контрактной стоимости материалов);
  • · ведет журнал учета, регистрации претендентов и участников торгов;
  • · определяет цену тендерной документации, которая предоставляется претендентам за определенную плату;
  • · в случае необходимости продлевает сроки представления заявок и предложений от претендентов по их письменным просьбам и своевременно информирует об этом всех остальных претендентов и членов Конкурсной комиссии;
  • · передает для утверждения в Конкурсную комиссию разработанную тендерную документацию по предмету торга;
  • · осуществляет сбор, регистрацию и хранение заявок и предложений претендентов торгов;
  • · регистрирует отзыв заявок и предложений;
  • · направляет приглашения претендентам на участие в торгах;
  • · при необходимости совместно с Конкурсной комиссией назначает повторный торг, если по результатам предыдущего торга не был определен победитель (либо победитель вовремя не подписал контракт и (или) годовой договор) либо по другим причинам;
  • · передает на рассмотрение руководителю комплекса перспективного развития апелляции на решения Конкурсной комиссии;
  • · вносит предложения и готовит проекты решения о ликвидации или реорганизации Конкурсных комиссий;
  • · организует учет поступлений от претендентов задатка и тендерной документации;
  • · осуществляет оплату услуг специальных организаций, членов Конкурсной комиссии, консультантов и экспертов, участвующих в проведении подрядного торга;
  • · направляет претендентам тендерную документацию (после ее предварительной оплаты);
  • · направляет претендентам уведомления о прохождении ими в необходимых случаях предварительной квалификации или об отказе в этом;
  • · направляет участникам торгов уведомления о результатах подрядных торгов;
  • · финансирует все расходы по подготовке и проведению подрядного торга;
  • · совместно с Заказчиком - застройщиком уточняет окончательные условия контракта и годового договора с Генподрядчиком (Генпроектировщиком) - победителем торгов по результатам торга;
  • · совместно с Заказчиком - застройщиком подписывает контракт и годовой договор с Генподрядчиком (Генпроектировщиком) - победителем торгов.

Претенденты осуществляют следующие функции:

  • · предварительно знакомятся с предметом торга, изучают требования, предъявляемые к разработке и оформлению тендерной документации;
  • · направляют и регистрируют у Исполнителя торгов заявки, анкеты, гарантийные письма и другие документы;
  • · после квалификационного отбора и получения от Организатора торга приглашения на участие в торге направляют и регистрируют свои предложения и другие документы;
  • · оплачивают задаток;
  • · в случае победы подписывают в установленные сроки контракт и годовой договор на выполнение функций Генподрядчика (или Проектировщика, субподрядчика).

Претенденты имеют право:

  • · обращаться к Организатору торгов с просьбой о продлении приема заявок и предложений;
  • · получать от Организатора торгов соответствующую информацию по условиям и порядку проведения торгов; отозвать свою заявку до установленного срока окончания приема предложений (отзыв заявки должен быть зарегистрирован);
  • · наряду с предложениями, составленными в соответствии с условиями тендерной документации, представлять альтернативные предложения, если они эффективней условий, предусмотренных Организатором торгов;
  • · осматривать местоположение объекта торга;
  • · отказаться в письменном виде от участия в торге после окончательной даты представления предложений (в этом случае задаток участнику не возвращается);
  • · отказаться от подписания контракта или годового договора, если участник стал победителем торгов (его задаток в этом случае ему также не возвращается).

Функции, права, обязанности и ответственность членов Конкурсной комиссии.

Члены Конкурсной комиссии по проведению подрядного торга выполняют следующие функции:

  • · разработка и утверждение регламента Конкурсной комиссии;
  • · совместно с Организатором торга определяют вид торга, сроки, место и необходимость проведения предварительной квалификации претендентов;
  • · обсуждение и утверждение тендерной документации;
  • · формирование и назначение квалификационной комиссии для проведения отбора претендентов;
  • · вскрытие конвертов и оглашение предложений в присутствии претендента, проверка соответствия оформления предложений и другой документации требованиям и условиям, предусмотренным тендерной документацией;
  • · установление сроков рассмотрения и оценки предложений претендентов в день их оглашения в зависимости от сложности предмета торга и объявление этого срока на заседании, когда происходит оглашение;
  • · оформление протокола о вскрытии конвертов и оглашении предложений претендентов;
  • · оценка предложений и определение победителя или принятие иных решений по результатам торгов;
  • · оформление и подписание протокола о результатах торгов;
  • · утверждение протокола о результатах торгов председателем Конкурсной комиссии.

Члены Конкурсной комиссии имеют право:

  • · совместно с Организатором торгов продлить срок приема заявок и предложений участников торгов, а также срок оценки предложений претендентов;
  • · в случае, если самая низкая цена, предложенная претендентами, значительно превышает стартовую цену подряда, отклонить все предложения и назначить повторный торг;
  • · в случае несогласия с результатами торгов письменно изложить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу о результатах торга, о чем в протоколе делается пометка. Члены Конкурсной комиссии имеют следующие обязанности:
  • · присутствовать и решать вопросы на заседаниях Конкурсной комиссии;
  • · участвовать в работе квалификационной комиссии;
  • · объективно рассматривать и оценивать предложения претендентов и принимать решение о победителе торгов (либо о проведении повторного торга);
  • · не допускать распространения конфиденциальных сведений по предмету торга.

Члены Конкурсной комиссии несут ответственность:

  • · за нарушение равных конкурсных условий для всех претендентов;
  • · за нарушение положений, правил и процедур проведения торга,
  • · за нарушение объективности оценки предложений претендентов.

Мы рассмотрели права, обязанности и типичные функции участников торгов. Теперь приступим к рассмотрению предложений претендентов.

Претенденты должны представить в составе тендерных предложений:

  • · обоснование предлагаемой цены подряда;
  • · обоснование сроков строительства;
  • · данные по организации материально - технического снабжения;
  • · технические свидетельства на применение новых материалов, изделий и конструкций, сертификатов соответствия;
  • · другие документы, обосновывающие предложения участника торгов.

Разработка и оформление тендерной документации должны отвечать следующим требованиям:

  • · тендерная документация должна быть разработана таким образом, чтобы все претенденты трактовали положения, изложенные в ней, одинаково;
  • · при описании условий и предложений должны приниматься общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов;
  • · сведения, которые содержатся в предложениях претендентов, не должны допускать двусмысленных толкований;
  • · все документы, представленные претендентами и входящие в состав тендерной документации, должны быть подписаны руководителями и скреплены соответствующей печатью;
  • · подчистки и исправления, имеющиеся в тендерной документации, должны быть завизированы подписями руководителей и скреплены печатью предприятия;
  • · все экземпляры тендерной документации должны иметь четкую печать текстов;
  • · тендерная документация, представляемая претендентами, должна быть заполнена по всем пунктам, иначе предложения претендента считаются недействительными;
  • · предложения направляются претендентом Организатору торгов в запечатанных двойных конвертах по одному экземпляру. На внутреннем конверте указывается наименование объекта конкурса и дата, установленная при приеме предложений. На внешнем конверте - дополнительно установленный адрес для приема предложений (внешний конверт регистрируется);
  • · тендерная документация должна быть представлена лично претендентом либо направлена заказным письмом с уведомлением.

Предложения претендентов должны учитывать:

  • · требования и условия, сформулированные в тендерной документации;
  • · наличие реальных финансовых, технических и организационных возможностей реализации функций Генподрядчика, предусмотренных контрактом, годовым договором и другими нормативными документами;
  • · наличие инфляционных процессов в экономике, что вызывает удорожание затрат и требует прогнозирования роста цен;
  • · возможности в привлечении субподрядных организаций для строительства объекта торгов;
  • · обеспеченность машинами, механизмами и оборудованием, материалами, конструкциями, деталями, а также возможность их реальных поставок в необходимые сроки;
  • · наличие и готовность строительной площадки к производству работ;
  • · стесненность производства строительно-монтажных работ;
  • · возможности по обеспечению производства работ электроэнергией, водой, теплом, средствами связи;
  • · наличие нормативной, технической, разрешительной и прочей документации для ведения работ;
  • · необходимость проведения дополнительных работ и услуг, кроме основных, предусмотренных предметом торгов;
  • · наличие нерешенных проблем, требующих решения до проведения работ по контракту;
  • · определение сроков строительно-монтажных работ исходя из реальных условий и обеспечения всем необходимым.

Тендерные предложения претендента должны представлять собой технико-экономическое обоснование, состоящее из технической и экономической частей. В технической части содержатся сведения и документы (в том числе чертежи, спецификации, планы, графики работ и пр.), характеризующие способы исполнения претендентом технических условий контракта.

В экономической части указывается цена подряда, по которой претендент готов взяться за подряд, и обоснование этой цены (т.е. за счет каких мероприятий участник снизит цену подряда, по сравнению со стартовой ценой). В предложениях претендента могут быть указаны субподрядные организации, которые он намерен привлечь к выполнению специальных работ, графики организации строительства, если они отличны от проектов организации строительства, представленных в проектно-сметной документации. Эти графики могут впоследствии стать приложениями к контракту.

При обосновании возможности претендента в поставках строительных материалов и конструкций можно представить копии долгосрочных договоров с поставщиками. То же касается и возможности обеспечения претендента строительными машинами и механизмами. Конкретный состав и содержание предложений зависит от особенностей предмета торгов. Прием предложений от претендентов заканчивается за 10 дней до начала торга (для оглашения предложений претендентов). Предложения, поступившие после установленного срока, не рассматриваются. Дата поступления предложений определяется датой его регистрации Организатором торга.

С разрешения Конкурсной комиссии несколько претендентов могут представить совместные предложения. Сотрудничество претендентов в этом случае регулируется договором о совместной деятельности в рамках консорциума (без создания юридического лица).

Претендент, принимая в целом условия договора (контракта, содержащиеся в тендерной документации, вправе предлагать отдельные изменения и выдвигать свои предложения относительно условий, не сформулированных в проекте контракта.

Претендент имеет право отозвать свое предложение за 10 дней до начала подрядного торга (без удержания задатка). В этом случае претендент должен письменно уведомить Организатора торгов об отзыве предложения. Отзыв предложения официально регистрируется Организатором торгов.

Если претендент отозвал свое предложение позже указанного срока, задаток ему не возвращается. Суммы этих задатков идут в распоряжение Организатора торгов.

Предложения, представленные претендентами, хранятся вместе с книгой регистрации в специальном сейфе под ответственность лица, осуществляющего прием предложений.

Оценка результатов торга

Члены Конкурсной комиссии в определенный условиями торгов день собираются на заседание. В установленный час конверты с поступившими предложениями вскрываются и оглашаются в присутствии претендента. Соблюдаются все необходимые формальности. Проверяется наличие требуемых сведений и документов. По результатам работы этого дня составляется соответствующий протокол, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии.

Основными критериями, учитываемыми комиссией при оценке предложений претендентов, как правило, являются:

  • · снижение цены заказа, ее составляющих относительно показателей, установленных в конкурсной документации;
  • · величина понижающего коэффициента к ценам, действующим в течение выполнения заказа;
  • · сокращение сроков выполнения заказа относительно установленных;
  • · более выгодные для инвестора условия и порядок платежей за выполнение заказа;
  • · технические параметры, характеризующие энергосбережение, экономное расходование материалов, организацию строительного производства, чистоту и порядок на строительной площадке;
  • · отдельные экономические характеристики;
  • · показатели качества;
  • · безопасность производства работ;
  • · охрана окружающей среды;
  • · комплекс услуг, выполняемых при проектировании, строительстве, эксплуатации объекта;
  • · условия финансирования и кредитования строительства;
  • · влияние на развитие прилегающей территории;
  • · технические и имущественные гарантии, а также другие критерии, обеспечивающие, по мнению комиссии, сопоставимость оценок конкурсных предложений претендентов.

Претендентами торгов могут предлагаться условия, отличные от условий торга, если они являются более выгодными для организатора торгов, что должно подтверждаться соответствующими пояснениями и расчетами. Для оценки предложений Конкурсная комиссия может привлекать экспертов, которые дают официальные заключения по поступившим предложениям. При наличии ошибок, выявленных при проверке тендерной документации, комиссия может отклонить предложения целиком, либо представить возможность внести поправки в документацию, либо определить условие дальнейшего участия претендента в торгах, известив его об этом. Комиссия вправе толковать самостоятельно неясные формулировки участников.

В ходе оценки Конкурсная комиссия имеет право вызвать претендентов на заседание для пояснений, запрашивать у них дополнительные сведения и подтверждения. Наилучшим предложением торгов считается предложение, которое наиболее полно удовлетворяет требованиям и условиям торга, содержащимся в тендерной документации и других нормативных документах.

Члены Конкурсной комиссии и привлеченные специалисты несут ответственность за разглашение конфиденциальной информации. В результате оценки Конкурсная комиссия ранжирует претендентов, чьи предложения соответствуют критериям, содержащимся в тендерной документации и других нормативных документах, и определяет победителя торгов, предложения которого, по мнению Конкурсной комиссии, являются наиболее выгодными для торгов.

Конкурсная комиссия не обязана мотивировать свой выбор перед участниками торгов, чьи предложения были отклонены. Конкурсная комиссия в срок не позднее 10 дней с даты утверждения результатов торгов направляет уведомление в адрес победителя торгов и других претендентов.

В случае, когда предложения нескольких претендентов окажутся для Конкурсной комиссии привлекательными, она может предложить этим претендентам создать консорциум (либо акционерное общество) для совместного использования условий контракта. В этом случае Организатор торгов подписывает контракт с консорциумом.

В случае отказа победителя торга от подписания контракта и (или) годового договора в течение 10 дней с даты его объявления Конкурсная комиссия может назначить нового победителя и передать ему право заключения контракта либо назначить повторный торг на данный объект. Объявление победителя торга осуществляется путем письменного информирования претендентов. Информация может быть передана заказным письмом с уведомлением, факсом или телефонограммой. Форма уведомления избирается Организатором торга.

Торги считаются завершенными после утверждения Организатором торга протокола заседания Конкурсной комиссии о результатах торга.

Порядок заключения контрактов на выполнение функций Генподрядчика (ПИР, СМР)

Контракт между Подрядчиком (Проектировщиком) - победителем торга и Организатором торга (Заказчиком - застройщиком) заключается в течение 10-30 дней после объявления результатов торга (в течение 10 дней после объявления результатов торга принимаются апелляции), и все конкретные условия оговариваются непосредственно в нем. Формы контракта или договора на выполнение функций Подрядчика рассматриваются индивидуально по каждому объекту и предлагается победителю после его объявления таковым.

Цена подряда, сроки строительства объекта и другие условия контракта определяются в договоре (контракте) по предложениям победителя торгов. Объемы подрядных работ и необходимые финансовые средства распределяются в контракте и договорах по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие мощностей и объектов. В случаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительства объекта уточняется сторонами.

Введение…………………………………………………………………………………………………3

Виды подрядных торгов………………………………………………………………………………..2

Участники подрядных торгов………………………………………………………………………….4

Объявление торгов...……………………………………………………………………………………6

Процедура торгов……………………………………………………………………………………….8

Заключение договора…………………………………………………………………………………..11

Литература……………………………………………………………………………………………...12

Введение

В годы интенсивного перехода на рыночную экономику Правительством и Госстроем России проведена значительная работа по оптимизации цены и качества строительной продукции, совершенствованию методов сметного ценообразования и развитию рыночных методов установления цен на строительные товары и услуги. Проводимые в России подрядные торги все больше стали опираться на процедуры, основанные на конкуренции.
Сформирован новый рыночный метод ценообразования – метод тендерного ценообразования, при котором цена договора устанавливается на условиях тендерной документации по цене оферента, предложившего заказчику наиболее эффективный, с точки зрения принятых критериев, вариант реализации предмета торгов.

За последние годы подготовлен ряд нормативно-методических документов, позволяющих различными методами определять базовую цену планируемого строительства и открывающих возможности более глубокого внедрения подрядных торгов в практику капитального строительства и городского хозяйства. Проведение подрядных торгов и борьба за право получения подряда на проектирование, поставку оборудования и выполнение строительно-монтажных работ становятся важным организующим началом в привлечении всех факторов, влияющих на минимизацию затрат и снижение базовой цены предмета торгов.

Подрядные торги - форма размещения на многовариантной основе заказов на выполнение работ и услуг на основе конкурса с целью наиболее эффективного использования средств Заказчика и обеспечения максимально возможного учета требований Заказчика к выполнению работ (сроки, качество, этапность и т.д.).

Виды подрядных торгов

Подрядные торги могут проводиться при размещении заказов на:

Строительство, реконструкцию и капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений;

Выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;

Поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях «под ключ»;

Управление проектом, консультирование, надзор;

Любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.

Подрядные торги обычно проводятся Заказчиком - инвестором или Заказчиком - застройщиком после заключения ими контракта на строительство объекта. Организатор может поручить на договорной основе проведение торгов организациям - исполнителям, имеющим соответствующие сертификат или лицензию.

Существуют две формы торгов: закрытые и открытые. При закрытых торгах заказчик для участия в торгах приглашает несколько уже известных ему фирм, из которых он выбирает ту, которая дает наиболее приемлемые для него предложения. При открытых торгах заказчик дает объявление в открытой печати о приглашении всех желающих принять участие в торгах.

Торги рекомендуется проводить открытыми с целью обеспечения конкуренции, равных возможностей для получения заказов всеми подрядными организациями и достижения наиболее обоснованных цен, соответствующих наименьшим затратам при требуемом уровне качества.

В зависимости от проведения предварительного отбора претендентов торги бывают - с предварительной квалификацией и без предварительной квалификации.

Торги с предварительной квалификацией - торги, предусматривающие предварительный отбор. На таких торгах рассматриваются организации, прошедшие предварительную квалификацию Претендентов.

Процедура предварительной квалификации состоит из следующих этапов:

Подготовка приглашения, опросных листов претендента и их распространение;

Сбор оформленных опросных листов, отзывов и другой документации по предварительной квалификации, оценка полученных документов по формальным критериям;

Анализ и оценка технической, организационной, финансовой способности претендента и составление экспертного заключения;

Вынесение решения о результате предварительной квалификации.

В опросный лист может включаться следующая информация о претенденте:

Наименование, адрес, телефон, телефакс; дата, место и орган регистрации;

Организационно-правовая форма, уставный капитал, число работников, данные о производственной базе;

Банковские реквизиты; сведения о платежеспособности предприятия;

Заверенные копии учредительных документов; лицензии на определенные виды деятельности;

Заверенная копия последнего балансового отчета;

Сведения, характеризующие предыдущую производственную деятельность;

Другие сведения, интересующие заказчика, организатора торгов, тендерный комитет.

Повторные торги - торги, осуществляемые повторно, в случае невыявления победителя на первичных торгах.

Участники подрядных торгов

Основными участниками торгов являются Заказчик, Организатор торгов, Тендерный комитет, Председатель тендерного комитета, Претенденты, Оференты.

Заказчик - юридическое лицо, для которого выполняется выставляемый на торги предмет торгов.

Заказчик обязан иметь статус официального юридического лица с соответствующей регистрацией и с правом осуществления функций Заказчика.

На момент принятия решения о проведении подрядных торгов Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами (или правом распоряжаться ими в необходимый период времени).

При проведении торгов Заказчик осуществляет следующие функции:

Принимает решение о проведении подрядных торгов и издает в связи с этим официальный распорядительный документ (приказ);

Подает заявку на проведение торгов Организатору торгов и издает об этом распорядительный документ (или заключает договор);

Оплачивает Организатору торгов работы по организации и проведению торгов;

Формирует и утверждает состав Тендерного комитета;

Контролирует работу Организатора торгов и участвует в работе Тендерного комитета через своего представителя;

Утверждает результаты торгов.

Организатором торгов может быть заказчик либо любое юридическое лицо, им уполномоченное на организацию торгов. В качестве организатора торгов могут выступать специализированные на проведение подрядных торгов организации, а также другие организации, независимо от форм собственности. Пределы прав и обязанности организатора торгов устанавливаются в договоре на организацию и проведение торгов.

Организатор торгов осуществляет следующие функции:

Подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления или (и) рассылку приглашений;

Производит сбор заявок на участие в торгах;

Организует подготовку и распространение тендерной документации;

Производит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения;

Обеспечивает сбор, хранение и анализ представленных Оферт;

Обеспечивает деятельность Тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации;

Доводит до Оферентов результаты торгов;

Несет расходы по подготовке и проведению торгов.

Заказчик либо - в соответствии с заключенным договором - организатор торгов для проведения подрядных торгов формирует тендерный комитет или привлекает регулярно действующий ведомственный, региональный или муниципальный тендерный комитет на договорной основе.

Тендерный комитет - коллегиальный рабочий орган, сформированный из представителей Заказчика (инвестора), представителей Организатора торгов, а также экспертных и консультационных организаций (технических экспертов).

Тендерный комитет может образовать в своем составе секретариат и различные подкомитеты для решения конкретных задач в рамках процесса проведения торгов, для работы в которых могут привлекаться специализированные фирмы.

Тендерный комитет осуществляет следующие основные функции:

Проводит заседания и оформляет их протоколами согласно регламенту;

Производит вскрытие и оценку Оферт;

Определяет победителя торгов и предоставляет протокол на утверждение Заказчику.

Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает регламент своей работы и утверждает регламенты работы своих подразделений.

Председатель Тендерного комитета - полномочный представитель Заказчика, назначает время проведения заседаний и проводит заседания Тендерного комитета.

В качестве технических экспертов приглашаются наиболее квалифицированные специалисты производственных, проектных, научных организаций и высших учебных заведений, работающие в сфере работ и услуг, выставляемых на торги.

Технические эксперты дают всестороннюю оценку Оферт, поданных на торги, участвуют в принятии решения.

Претендент - юридическое лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации Оферты.

Лицо приобретает статус Претендента с момента обращения к Организатору торгов для участия в торгах.

Претендент имеет право:

Получать от Организатора торгов информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов;

Участвовать в предварительной квалификации и приобретать тендерную документацию;

Обращаться к Организатору торгов с обоснованной просьбой об отсрочке предоставления Оферты в письменной форме.

Оферент - Претендент, приславший Оферту, подкрепленную документом, подтверждающим внесение залога (банковской гарантии), содержащую согласие Претендента участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации. Он может также прислать встречное предложение (альтернативный вариант).

Общие сведения о торгах, терминология

Целью подрядных торгов является выбор лучшего исполнителя строительной деятельности. Подрядные торги могут объявляться на все виды строительной деятельности: изыскания, проектирование, производство строительных материалов, производство СМР (в т.ч. на заказчика и генподрядчика).

Основными участниками торгов являются :

Заказчик торгов (инвестор или заказчик будущего строительства);

Организатор торгов (лицо, которому заказчик торгов поручил их проведение), организатор торгов должен иметь лицензию на проведение торгов поручил;

Тендерный комитет (постоянный или временный орган, создаваемый организатором торгов для выбора победителя (контрактора) из числа претендентов);

Претендент (лицо, решившее принять участие в торгах и выкупившее тендерную документацию);

Оферент (лицо из числа претендентов, представившее в тендерный комитет оферту);

Контрактор (победитель из числа оферентов).

Заказчик, организатор и претенденты должны иметь лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности. Кроме указанных лиц, к участию в торгах тендерным комитетом может привлекаться экспертно-консультационная организация.

Документация подрядных торгов:

1. Объявление о торгах или приглашение претендентов (печатается в периодических документациях).

Состав объявления :

1. наименование заказчика и организатора торгов;

2. наименование вида объекта и предмета торгов;

3. вид торгов;

4. краткая характеристика места строительства;

5. ориентировочные сроки выполнения контракта, необходимость ряда ограничений;

6. условия выполнения контракта, необходимость ряда ограничений;

7. условия приобретения и другие сведения для получения тендерной документации;

8. срок и адрес представления конкурсных предложений (оферты).

2. Тендерная документация .

Разрабатывается организатором торгов (тендерным комитетом) и продается претендентам.

Состав тендерной документации для подрядных торгов на СМР:

· условия и порядок проведения торгов;

· общие сведения о предмете торгов;

· документация по объекту и предмету торгов (чертеж, техусловия и др.);

· требования по составу документации оферты;

· инструкция оференту;

· проект договора подряда в редакции заказчика;

· форма заявки оферента об участии в торгах.

3. Оферта документ претендента .

Составляется на основе тендерной документации и представляемый им в тендерный комитет к установленному сроку. Инструкция оференту содержит информацию и требования по разработке, порядку оформления и представления документации оферты.

4. Протокол тендерного комитета о результатах торгов.

5. Договор подряда (контракт) заказчика с победителем торгов (с контрактором).

Этапы подрядных торгов:

1. Принятие решения о проведении торгов:

В этапе участвуют:

а) заказчик торгов:

Издает распорядительный документ о проведении торгов;

Направляет заявку организатору торгов об их проведении;

Заключает договор на проведение торгов с организатором, с обязательным указанием их вида и сроков проведения.

б) организатор торгов :

проверяет правовую чистоту заявки;

заключает договор о проведении торгов с заказчиком торгов.

2. Подготовка торгов:

В этапе участвуют:

а) организатор торгов :

Составляет и публикует объявление о торгах;

Формирует тендерный комитет;

Направляет и контролирует деятельность комитета

б) тендерный комитет :

Принимает решение о привлечении к торгам экспертно-- - консультационных организаций;

Определяет состав тендерной документации, организует ее разработку и распространение, дает разъяснения претендентам по тендерной документации;

Проводит при необходимости предварительную квалификацию претендентов;

Принимает заявки от оферентов, регистрирует их в специальном журнале, хранит представленные оферты до начала торгов.

в) экспертно-консультационная организация :

Разрабатывает условия предквалификации;

Дает разъяснения претендентам по условиям конкурса.

г) претендент :

Выкупает тендерную документацию;

Вносит первый задаток;

Подает заявку на участие в торгах с приложением оферты.

3. Проведение торгов:

В этапе участвуют:

а) тендерный комитет :

Определяет список лиц, приглашаемых на торги;

Осуществляет процедуру торгов, вскрывая конверты с офертами;

Назначает срок рассмотрения оферт;

Принимает решения по результатам торгов.

б) экспертно-консультационная организация :

При необходимости сообщает тендерному комитету мотивацию своих рекомендаций по присуждению контракта.

в) оферент:

Выступает на торгах с разъяснениями по своей оферте.

4. Оформление результатов торгов

В этапе участвуют:

а) тендерный комитет :

Оформляет протокол решения тендерного комитета по торгам, необходимости сообщает организатору мотивацию принятых им решений;

б) оферент :

Может подать жалобу, апелляцию на решение тендерного комитета;

Получает от организатора возврат 1-го задатка.

в) организатор торгов :

Рассматривает жалобы и апелляции по решениям тендерного комитета;

Оплачивает все расходы по подготовке и проведению торгов;

Возвращает задатки оферентам.

г) контрактор :

Вносит 2-ой задаток (после присуждения ему победы);

Заключает договор подряда с заказчиком стройки

получает возврат первого и второго задатка (после заключения договора).

д) заказчик стройки :

Заключает договор подряда с победителем торгов.

Предыдущая

"Аудит и налогообложение", 2009, N 10

Одной из форм размещения заказов на строительство, предусматривающей выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса, являются подрядные торги. Все чаще вместо слова "торги" употребляют термин "тендер". Тендер представляет собой конкурентную форму размещения заказов на выполнение работ или предоставление услуг по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки, на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. В статье рассмотрены правовые основы проведения торгов, порядок их проведения, а также учет расходов на участие в торгах.

Согласно ст. 447 ГК РФ договор может быть заключен путем проведения торгов и заключается с лицом, эти торги выигравшим.

Положение о подрядных торгах в РФ утверждено Распоряжением Госкомимущества России N 660-р и Госстроя России N 18-7 от 13.04.1993 (далее - Положение). Положение определяет общий порядок и условия подготовки, организации, проведения, регулирования последствий подрядных торгов на выполнение всего комплекса работ и оказания услуг, связанных со строительством новых, расширением, реконструкцией и ремонтом действующих объектов на территории РФ.

Подрядные торги, в соответствии с п. 1.5 Положения, могут проводиться при размещении заказов на:

  • строительство, реконструкцию и капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях "под ключ";
  • выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;
  • поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях "под ключ";
  • управление проектом, консультирование, надзор;
  • любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.

Виды подрядных торгов. Состав участников

Торги могут проводиться как с предварительной квалификацией претендентов, так и без таковой, они могут быть гласными и негласными.

При гласных торгах вскрытие конвертов с предложениями и оглашение их основных условий производится в присутствии представителей фирм, участвующих в торгах. Обычно при проведении гласных торгов тендерный комитет (орган, создаваемый для организации и проведения торгов) публикует в открытой печати сведения о фирме, получившей заказ с указанием его объема и общей суммы подписанного контракта.

При негласных торгах тендерные комитеты не вскрывают предложения в присутствии участников торгов и не публикуют сведения о фирме, получившей заказ.

В зависимости от формы проведения торги подразделяются на открытые и закрытые.

К участию в открытых торгах приглашаются все желающие фирмы и организации. Сведения о проведении таких торгов публикуются в периодической печати. Следует отметить, что большое число участников открытых торгов обостряет конкуренцию, что дает возможность разместить заказы на более выгодных условиях.

К участию в закрытых торгах приглашается ограниченное число фирм, и объявления о проведении закрытых торгов не публикуются. Приглашения принять участие в торгах направляются в индивидуальном порядке. В закрытых торгах участвуют наиболее крупные фирмы и организации.

Основными участниками торгов являются заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты (лица, решившие принять участие в торгах до момента регистрации оферты) и оференты (лица, от имени которых представлена оферта). Расходы по подготовке и проведению торгов осуществляются за счет заказчика и относятся на стоимость строительства.

Напомним, что офертой является предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной документации.

Объявление о проведении торгов

Объявление о проведении торгов публикуется в печати организатором торгов или тендерным комитетом за два - шесть месяцев до срока представления оферт. Если торги предусматривают процедуру предварительной квалификации, сообщение об этом должно в обязательном порядке содержаться в объявлении о торгах.

В объявлении должны быть указаны следующие сведения (п. 4.3 Положения):

  • наименование и адрес объекта торгов, общее описание предмета торгов, главные параметры работ или услуг;
  • сроки прохождения предварительной квалификации, выкупа тендерной документации, представления оферт, начала и окончания работ;
  • краткое описание кредитно-финансовых и других условий контракта;
  • системы стандартов, измерений, официальный язык;
  • краткое описание строительной площадки, географических, инженерно-геологических и других природных условий, наличие инфраструктуры и коммуникаций, описание местных ресурсов и другая необходимая информация.

Состав тендерной документации

Тендерная документация передается в комплекте по официальному запросу претендента за плату. Порядок и условия выкупа тендерной документации определяет тендерный комитет (п. 5.2 Положения).

Тендерная документация включает в себя следующие основные разделы:

  • общие сведения об объекте и предмете торгов (в частности, наименование, адрес объекта торгов; общее описание предмета торгов с указанием главных количественных параметров; даты и сроки выполнения работ; наименование заказчика, организатора торгов; условия и порядок посещения строительной площадки, другие общие сведения);
  • проектная документация (чертежи, схемы, расчеты, ведомости объемов работ, спецификации, особые технические условия, информация о системах измерения, стандартов, испытаний, сертификации);
  • требования по составу документации оферты;
  • инструкция оферентам (информация и требования по условиям разработки, порядку оформления и представления оферты);
  • условия и порядок проведения торгов (в раздел могут включаться ссылки на законодательство, распространяемые на проведение торгов и выполнение контракта, дата вскрытия конвертов, критерии оценки оферт, порядок выбора победителя, порядок утверждения результата торгов, условия и порядок внесения второго задатка, а также другие сведения);
  • проект контракта;
  • форма заявки об участии в торгах.

Тендерная документация состоит из технической и коммерческой части. Техническая часть представляет собой описание и общую информацию о месторасположении и назначении объекта торгов, его основных технико-экономических данных, наличии внешней инфраструктуры, местных строительных материалов, подъездных дорог, а также сроках строительства. В технической части также представлены информация о проведении и результатах инженерных изысканий на строительной площадке объекта, технические данные объекта, генеральный план, архитектурно-строительная часть, включая чертежи с объемно-планировочными решениями, водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, электротехнические работы, газоснабжение, слаботочные системы, описание и основные характеристики технологического оборудования, требования экологической безопасности. Описание работ по их видам и группам также представлено в технической части тендерной документации.

Коммерческая часть включает требования в отношении цены и порядка ее определения, условий и сроков поставки, условий платежа и графика платежа, источника финансирования контракта, банковской гарантии на выполнение инофирмой или российской строительной организацией работ в соответствии с представляемой офертой в случае выигрыша ею торгов.

По усмотрению тендерного комитета в коммерческую часть тендерной документации может быть включено требование, касающееся отдельных видов страхования ответственности подрядчика (иностранной фирмы или российской организации) за невыполнение своих обязательств, исходя из соображения экономической целесообразности.

Документы, необходимые для участия претендента в торгах

Чтобы принять участие в торгах, претендент должен представить следующие документы (п. 5.6 Положения):

  • заявку на участие в подрядных торгах;
  • временное поручительство в форме гарантии банка;
  • копию платежного документа, подтверждающего внесение первого задатка (для участия в торгах претендент, согласно п. 2.17 Положения, обязан после прохождения предварительной квалификации до момента представления оферты внести первый задаток на расчетный счет заказчика, размер задатка определяется тендерным комитетом);
  • расчет цены предмета торгов с указанием порядка ее исчисления и распределения по основным видам работ;
  • пояснительную записку с приложением необходимой экономической, технической и технологической документации. В отдельных случаях состав представляемых документов по решению заказчика может быть изменен.

Документация, представляемая оферентами в тендерный комитет, должна соответствовать требованиям, содержащимся в тендерной документации.

Оферты принимаются в двойных конвертах. Во внешний конверт вкладываются заявка на участие в торгах, копия платежного документа, подтверждающая внесение задатка, и внутренний конверт, в котором находится оферта. Внутренний конверт должен быть запечатан оферентом на момент подачи оферты.

Тендерный комитет после проверки наличия необходимых документов, за исключением содержащихся в запечатанном конверте, обязан зарегистрировать оферту и другую документацию, причем такая регистрация должна быть осуществлена немедленно после ее представления и приемки.

Оференту выдается расписка, подтверждающая прием и регистрацию его оферты.

Порядок проведения торгов. Заключение контракта

Торги на объекты, расположенные на территории России, проводятся по месту нахождения организатора торгов и должны происходить в день, час и месте, объявленных официально (разд. 7 Положения).

Вскрытие конвертов производится тендерным комитетом при наличии полномочного состава тендерного комитета. Перед вскрытием конвертов проверяется их сохранность.

В зависимости от сложности предмета торгов тендерный комитет устанавливает срок рассмотрения оферт, при этом срок не может превышать шести месяцев с момента вскрытия конвертов. Установленный срок объявляется на первом заседании по торгам тендерного комитета.

Оференты не имеют права присутствовать при оценке оферт, которая осуществляется оценочной комиссией. В состав комиссии входят заказчик (организатор торгов), проектные и другие организации.

Техническая и коммерческая части оферты оцениваются отдельно. Оценка осуществляется на основе балльной системы, разрабатываемой тендерным комитетом.

Оферент вправе в любое время отозвать свою оферту, но при этом следует учитывать, что внесенный задаток ему не будет возвращен.

Подрядные торги могут быть объявлены несостоявшимися, если:

  • до момента окончания срока закрытия торгов не поступило ни одной оферты;
  • все представленные оферты не содержат банковских гарантий или документов, подтверждающих внесение задатка;
  • представленные оферты не отвечают требованиям экономической эффективности.

Если представленные оферты не соответствуют условиям тендерной документации, торги считаются состоявшимися, но имеющими отрицательный результат. При объявлении торгов несостоявшимися или имеющими отрицательный результат задаток подлежит возврату оферентам.

Повторные торги могут быть проведены в том случае, если самая низкая цена, предложенная оферентами, значительно превышает расчетную цену, определенную экспертами с учетом статистических и прогнозируемых индексов цен в строительстве.

Победителем торгов выбирается оферент, предложение которого наиболее полно отвечает всем требованиям тендерной документации, причем тендерный комитет не обязан мотивировать свой выбор перед претендентами. В течение трех дней после принятия решения тендерный комитет обязан направить официальное извещение оференту, выигравшему торги.

Победитель торгов имеет право на заключение контракта с заказчиком на условиях, установленных поданной им офертой, составленной в соответствии с тендерной документацией (п. 2.18 Положения).

Протокол о результатах торгов представляется заказчику либо по его поручению организатору торгов в трехдневный срок после принятия соответствующего решения на утверждение.

Заказчик в недельный срок должен рассмотреть представленные документы и принять решение об утверждении результатов торгов. Если результаты не утверждаются, мотивированное решение об этом направляется в тендерный комитет. Торги считаются завершенными после утверждения их результатов заказчиком.

Получив уведомление, победитель торгов обязан внести второй задаток на расчетный счет заказчика. Срок внесения второго задатка устанавливает тендерный комитет. Если в установленный срок второй задаток внесен не будет, организатор торгов может отменить присуждение заказа данному победителю. В этом случае первый задаток не возвращается.

После внесения второго задатка заказчик и победитель торгов заключают контракт, в который по взаимному согласию сторон могут быть внесены иные условия, не изменяющие условий, содержащихся в тендерной документации и оферте победителя.

Если победитель торгов отказывается от подписания контракта с заказчиком, внесенные задатки ему не возвращаются.

Внесение задатка

Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые приняли участие в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшем торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Пунктом 5 ст. 448 ГК РФ определено, что лицо, выигравшее торги, и организатор торгов в день проведения торгов подписывают протокол о результатах торгов.

Если лицо, выигравшее торги, уклоняется от подписания протокола, оно утрачивает внесенный задаток. Если же от подписания протокола уклоняется организатор торгов, он обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, причиненные в торгах убытки. Убытки возмещаются в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

В соответствии со ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от его суммы должно быть совершено в письменной форме.

Мы говорим о подрядных торгах, где задаток вносится потенциальным подрядчиком. На момент внесения задатка еще нет ни контракта, ни какого-либо денежного обязательства победителя торгов перед заказчиком. Соответственно, возникает вопрос: как засчитать сумму внесенного задатка в счет обязательств по подрядному договору?

В Постановлении ФАС Центрального округа от 28.02.2007 по делу N А48-2962/06-4 отмечено, что указанные в ст. 380 ГК РФ и п. 4 ст. 448 ГК РФ обеспечительные меры в виде задатка отличаются по своему существу и влекут разные правовые последствия.

Задаток, внесенный для участия в подрядных торгах, на мой взгляд, должен быть возвращен лицу, выигравшему торги.

Учет расходов на участие в торгах

Результаты торгов становятся известными не сразу, а лишь по прошествии определенного времени. До тех пор, пока не объявлены результаты торгов, расходы организации-претендента на участие в торгах следует учитывать в качестве расходов будущих периодов.

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов. Указанные расходы подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией - равномерно, пропорционально объему продукции или иным способом, - в течение периода, к которому они относятся.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".

В периоде, когда будут объявлены результаты торгов, расходы, учтенные организацией-претендентом на счете 97, в зависимости от исхода торгов, будут списаны:

  • на счета учета затрат на производство в порядке, установленном организацией (20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы" и другие счета), - в случае победы в торгах;
  • на счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", - если торги проиграны.

Вопрос учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов на участие в тендерах рассмотрен в Письме ФНС России от 18.11.2005 N ММ-6-02/961 "Об учете для целей налогообложения расходов организаций на участие в тендерах в случае проигрыша торгов".

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. Напомню, что названная статья содержит перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные, в частности, документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Тендерные торги в качестве необходимых условий участия в них могут предусматривать:

  • обязанность представления участником конкурсного предложения;
  • сбор за участие в конкурсе;
  • приобретение тендерной документации;
  • приобретение банковской гарантии;
  • выполнение иных требований тендера.

В целях налогообложения прибыли необходимо учитывать возможность участия организации в торгах в рамках своей основной деятельности, а также характер расходов, возможность их возврата при различных исходах тендерных торгов или возмещения подобных расходов в стоимости строительных работ.

В вышеуказанном Письме ФНС России разъясняет, что расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения в составе внереализационных расходов, в случае если они осуществлены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам торгов, и не возвращаются ему при проигрыше. В частности, к таким расходам могут быть отнесены расходы по уплате сбора за участие в конкурсе, расходы по приобретению тендерной документации, приобретению банковской гарантии. Указанные расходы, подтвержденные документально, учитываются для целей налогообложения прибыли единовременно.

Кроме того, в случае возврата организаторами торгов сумм, внесенных участниками торгов за участие в тендере, подобные суммы у участника включаются в состав внереализационных доходов (аналогичные разъяснения дает и Минфин России в Письме от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7).



Загрузка...