novomarusino.ru

§39. Многообразие и значение земноводных

Оценочный лист ученика ____________________________

Правила работы в группе: 1. выберите капитана 2. Распределите роли: спикер, художники, писарь, систематик 3. Соблюдайте тишину и порядок, равноправие всех участников группы.

Индивидуальный блиц-опрос «Общая характеристика Амфибий»

1 ответ = 1 балл

Задание в группе «Строение Земноводных» (макс. 5 баллов)

Задание в группе «Соотнесите виды и отряды» (макс. 10 баллов)

Кроссворд (5 баллов) и итоговое задание (

1 место - 5 б.;

2-е – 4 б.;

3-е – 3 б.)

Общий балл и оценка

29-35 – «5»

22-28 – «4»

15-21 – «3»

Менее 15 – «2»

Баллы

Дата:

Класс: 7

Тема урока : Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные.

Цель : повторить и закрепить познакомиться уметь различать и определяться представителей различных отрядов и знать

Тип урока : комбинированный.

Форма урока : урок – сказка.

Методы обучения: частично-поисковый, групповая работа, индивидуальная работа, игра.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация урока “Многообразие земноводных” (прил. 1), интерактивная доска, карточки «Отряды Земноводных» (прил. 2), оценочные листы (прил. 3), таблицы «Многообразие земноводных и их особенности» (прил. 4)

План урока:

    Орг. момент (3 мин.)

    Опрос д/з (12 мин.)

    Изучение нового материала (11 мин.)

    Физминутка (3 мин.)

    Закрепление изученной темы (10 мин.)

    Рефлексия (2 мин.)

    Выставление оценок (1 мин.)

    Объяснение д. / з. (1 мин.)

Ход урока:

    Организационный момент (3 мин.)

Здравствуйте ребята и уважаемые гости урока.

Сообщение плана урока:

На прошлом уроке мы с вами начали изучать класс Земноводные. Сегодня конечно же продолжим, но для начала давайте разберемся, что мы будем делать? У вас у всех есть оценочные листы, в которых есть памятка о правилах работы в группе и таблица с этапами урока. Итак, ознакомьтесь с ними и послушайте меня.

В животном царстве, позвоночном государстве, жил-поживал класс Земноводных (Слайды 1–2) . Класс этот – богатый, знатный. Многие его представители славятся на весь мир. Но вот однажды побывала в гостях у класса злая колдунья. Завистливая она была, не понравилось ей, что все тут такие известные, первые позвоночные обитатели суши на планете Земля, да и к тому же могут жить и в воде. И решила колдунья навредить классу Земноводных. Украла она ключевое слово, с которым ассоциируется весь класс Земноводных, а остальных представителей заколдовала. Ребята! Помогите разрушить чары злой колдуньи, расколдовать представителей класса и найти то самое слово.

А для этого нам нужно решить множество заданий, которые у вас написаны в этапах урока, под каждым заданием будут даны буквы из которых после всех заданий, вы составите слово и получите соответствующий балл, просьба не выкрикивать а поднять карточку, чтобы я смог определить места.

Формулирование целей урока вместе с ребятами:

    Ребята давайте подумаем, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? (многообразие земноводных)

    Кроме этого давайте посмотрим, что еще мы будем делать на сегодняшнем уроке? (выполнять задания по домашней работе)

    Исходя из этого, давайте поставим цели нашего урока?

    Опрос домашнего задания (12 мин.)
    2. 1. Индивидуальный блиц-опрос «Общая характеристика Амфибий»:
    1 ответ = 1 балл, при неправильном ответе вопрос переходит след группе.

Группа С:

    Назовите один из признаков Земноводных отличающий их от рыб?

    В чем отличие дыхательной системы рыб и земноводных? (нет легких и есть легкие, жаберное и кожное дыхание в воде)

    Почему мозжечок лучше развит у рыб чем у земноводных?

Группа В:

    Назовите одно отличие и одно сходство кровеносной системы рыб и земноводных? (замкнутая и два круга – сходства; 2-х и 3-х камерное)

    Проведя аналогию с рыбами. На какой стадии развития у земноводных имеется боковая линия? (головастика)

    Почему средний мозг у земноводных развит лучше у земноводных чем у рыб?

Группа А:

    Последний отдел пищеварительной системы Земноводных? (клоака)

    Просмотрите отрывок из мультфильма «Лягушка-путешественница» и ответьте на вопрос: Почему лягушка восхищается такой погодой? (Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важно для лучшего дыхания лягушки) ФАКТ : Лишённые кожного дыхания лягушки, живут около 3-4 дней, тогда как лишённые лёгочного 20-40 дней.

    Орган выделения у земноводных? Его отличие от органа выделения рыб и ланцетника? (почки как и у рыб, а у ланцетника это - протонефридии)

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

    1. Задание в группе «Строение Земноводных»

Группа С:

Соотнесите признаки ланцетников, рыб и земноводных:

30 видов

Около 20 тыс. видов

Около 3 тыс. видов

Имеют спинно-брюшное (дорсовентральное) строение

Обитают исключительно в воде

Обитают и на земле и на суше

Имеют влажную кожу

Имеют костную чешую

Имеют плакоидную чешую

Имеют 1 шейный позвонок

А. Ланцетник

Б. Рыбы

В. Земноводные

Группа В:

Найдите и покажите 3 отличия в скелете рыб и земноводных.

Группа А:

Прочитайте и объясните стих, учтите анатомическое строение пищеварительной системы лягушки.

Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.

Правда это или нет?

(Ответ: у лягушки глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

    Изучение нового материала (16 мин.)

    1. Задание в группе «Систематика Земноводных» (макс. 10 баллов)

Дополните таблицу «Многообразие Земноводных»

Не имеют конечностей

достигают в длину 1 м.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста,

2. имеют две пары сильных конечностей

3.

Задание: Каждой группе раздается ватман на котором они пишут признаки изучаемого отряда (Группа А – Бесхвостые земноводные , Группа В – Хвостатые земноводные, Группа С – Безногие земноводные) и дополняют таблицы.

Отряд Безногие, или цецилии

Безногие земноводные (червяги) хорошо приспособлены к роющему образу жизни. Их червеобразное, лишённое конечностей тело разделено на многочисленные кольца (сегментированное тело), что делает их похожими на больших дождевых червей. Внутренние органы сильно вытянуты.

У червяг хорошо развито обоняние, а вот недоразвитые глаза скрыты под кожей, отсутствует и барабанная перепонка. В глубокой ямке за ноздрёй находится осязательное щупальце.

Безногие обитают в Юго-Восточной Азии, Африке и Южной Америке, некоторые из них достигают в длину 1 м (Гигантская червяга ) . 160 видов разделены примерно на 6 семейств.

Отряд Хвостатые – другой отряд земноводных. Все они имеют вытянутое тело, переходящее в длинный хвост. Длина тела от 15 см до 1,5 м (японская исполинская саламандра). Конечности короткие и слабые; у сиренов задние ноги отсутствуют. Хвостатые плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом. Дыхание через кожу, слизистую рта и лёгкие; у некоторых лёгкие отсутствуют.

Хвостатые питаются различными беспозвоночными, икрой рыб и других амфибий, мелкими позвоночными животными. 9 семейств (около 360 видов) обитают преимущественно в Северном полушарии, за экватором можно встретить только очень немногие формы. Некоторые хвостатые (например, огненная саламандра) выделяют токсин кожными железами. К этим же видам относится и известный эндемик гор Джунгарского Алатау в пределах юго-восточного Казахстана и северо-западного Китая семиреченский лягушкозуб, или джунгарский тритон занесенный в Красную книгу Казахстана.

Земноводные приносят пользу, уничтожая большое количество вредителей и их личинок (например, слизней, оводов, комаров). Некоторые лягушки употребляются человеком в пищу. Многие бесхвостые (например, жабы, жерлянки) имеют едкие железы на коже; при попадании секрета на слизистую оболочку или в глаз следует немедленно промыть поражённый орган чистой холодной водой. Ядовитые выделения пятнистого древолаза издревле использовались индейцами для смазывания стрел. Лягушки – классические объекты лабораторного эксперимента.

Отряд бесхвостые наиболее высокоразвитый из современных земноводных. Эти животные имеют короткое широкое тело и две пары сильных конечностей, хорошо приспособленных к прыганию. Плавают бесхвостые при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу. Хвост исчезает после метаморфоза. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см. Некоторые бесхвостые (например, пипа, сумчатые лягушки) носят молодь на спине.

Известно более 20 современных семейств и около 3500 видов бесхвостых земноводных. Они обитают преимущественно во влажных местах на земле, деревьях и в воде, во всех частях света, кроме Антарктиды.

Земноводные приносят пользу, уничтожая большое количество вредителей и их личинок (например, слизней, оводов, комаров). Некоторые лягушки употребляются человеком в пищу. Многие бесхвостые (например, жабы, жерлянки) имеют едкие железы на коже; при попадании секрета на слизистую оболочку или в глаз следует немедленно промыть поражённый орган чистой холодной водой. Ядовитые выделения пятнистого древолаза издревле использовались индейцами для смазывания стрел. Лягушки – классические объекты лабораторного эксперимента.

Дополните таблицу «Многообразие Земноводных»

Не имеют конечностей

Тело сегментированное на кольца

Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

достигают в длину 1 м.

Хвостатые

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Дополните таблицу «Многообразие Земноводных»

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Дополните таблицу «Многообразие Земноводных»

Не имеют конечностей

Тело сегментированное на кольца

Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

достигают в длину 1 м.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

Бесхвостые

Отряды

Признаки

Представители

Безногие

    Не имеют конечностей

    Тело сегментированное на кольца

    Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

    достигают в длину 1 м.

Гигантская червяга, толстотелая червяга, Кенийская червяга и др.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

огненная саламандра, тритон, японская исполинская саламандра, семиреченский лягушкозуб и др.,

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Лягушка, жаба, пипа, лягушка –голиаф и др.

Таблица «Многообразие Земноводных и их особенности»

Отряды

Признаки

Представители

Безногие

    Не имеют конечностей

    Тело сегментированное на кольца

    Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

    достигают в длину 1 м.

Гигантская червяга, толстотелая червяга, Кенийская червяга и др.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

огненная саламандра, тритон, японская исполинская саламандра, семиреченский лягушкозуб и др.,

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Лягушка, жаба, пипа, лягушка –голиаф и др.

Таблица «Многообразие Земноводных и их особенности»

Отряды

Признаки

Представители

Безногие

    Не имеют конечностей

    Тело сегментированное на кольца

    Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

    достигают в длину 1 м.

Гигантская червяга, толстотелая червяга, Кенийская червяга и др.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

огненная саламандра, тритон, японская исполинская саламандра, семиреченский лягушкозуб и др.,

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Лягушка, жаба, пипа, лягушка –голиаф и др.

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

    1. Задание в группе «Соотнесите виды и отряды» (макс. 10 баллов).

Из прил. Картинки ребята находят виды подходящие изучаемого отряда и прикрепляют его к ватману а затем проверяют по ключам, т.е. совпадающим цифрам.

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

    Физминутка (3 мин.)

Вы наверное устали, давайте немного разомнемся. Выходим все к доске, каждый из Вас может взять 1 карточку любого вида Земноводных, посмотрите на них запомните. Я говорю – хаос, то все земноводные беспорядочно ходят, а дальше слушайте внимательно: соберитесь по троя – хаос – соберитесь по принципу наличия и отсутствия конечностей – хаос – по отрядам – хаос – по развитию в воде и на суше – хаос – по принципу самые милые и очень милые.

    Закрепление изученной темы (5 мин.)

    1. Кроссворд (5 баллов)

Кроссворд “А знаете ли вы?” Слайд № 5

В клетках нужно вписать названия тех земноводных, которые заканчиваются буквой “А”

Ответы: 1. Жаба или Пипа; 2 Квакша; 3. Лягушка; 4. Жерлянка; 5. Саламандра.

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

3. 4. Итоговое задание (1 место - 5 б.; 2-е – 4 б.; 3-е – 3 б.)

Ответ: ЛЯГУШКА

Как вы думаете, почему колдунья украла именно это слово? (С-В-А)

    Подведение итогов урока (2 мин.)

Вам удалось разрушить чары злой колдуньи, расколдовать представителей класса Земноводные и найти украденное слово. МОЛОДЦЫ!

А теперь давайте вспомним поставленные нами цели в начале урока и решим, достигнуты ли они?

    Повторить и закрепить общие характеристики класса Земноводные и их строение;

    Познакомиться с многообразием класса земноводные;

    Уметь различать и определять представителей различных отрядов

    Знать их отличительные особенности.

    Рефлексия (2 мин.)

Выберите стикер со смайликом соотвествующим вашему настроению, а на другой стороне напишите почему, что вам понравилось или что не понравилось.

    Выставление оценок (1 мин.)

Вы уже посчитали свои баллы в оценочных листах и оценили сами себя, поднимите руки те у кого 5, у кого 4, у кого 3 и у кого 2.

    Объяснение д./з. (1 мин.)

Многообразие земноводных, их значение в природе и для человека, особенности этих животных - обо всем этом вы узнаете, прочитав статью. Земноводных иначе называют амфибиями. Они произошли от рыбообразных предков в верхнем девоне, около 350 млн лет назад. В то время обширные болота, поросшие папоротниками по берегам, были пустынны и представляли собой идеальные местообитания для их освоения первыми наземными животными, еще не умевшими сохранять влагу в организме.

Первые амфибии

Отнюдь не сразу появилось все современное многообразие земноводных. Фото древних животных, к сожалению, нет. Наверняка они выглядели весьма впечатляюще. Палеонтологический материал показывает, что первые амфибии напоминали с продолговатой головой и хорошо развитым хвостом. Эти животные, достигавшие более 1 м в длину, передвигались медленно и неуклюже, с трудом переползая от одного водоема к другому. В карбоне обнаруживается уже довольно большое многообразие земноводных. Но все они вели малоподвижный образ жизни, почти не испытывая никакой конкуренции со стороны других животных, поскольку пищи было предостаточно.

Трудности приспособления

Нынешнее многообразие и значение земноводных сложились в ходе длительной эволюции. Переход от водного к наземному существованию создавал множество проблем для этих животных. Амфибиям понадобились миллионы лет на выработку необходимых адаптаций. В сущности, все многообразие земноводных характеризуется тем, что эти животные так и не сумели полностью приспособиться к более суровым условиям наземного обитания и по-прежнему нуждаются в водной среде для размножения. Для лучшего передвижения у амфибий развились облегченный скелет и мощная мускулатура, чтобы преодолевать силу тяжести. Конечности первых земноводных были короткими, массивными и широко расставленными, хотя уже и пятипалыми. Для дыхания амфибии использовали парные воздушные мешки, или легкие.

Современные амфибии

Из многих некогда существовавших групп земноводных сохранилось только три отряда: Anura (лягушки и жабы), Urodela (тритоны и саламандры) и Apoda (червяги - вытянутые слепые роющие формы). Лягушек и жаб свыше 2500 видов. Многообразие земноводных, относящихся к Anura, приспособилось к жизни не только вблизи водоемов, но и в тропических лесах, степях и даже пустынях.

Характеристика лягушек и жаб

Общая черта всех лягушек и жаб - развитие с полным превращением (метаморфозом). У всех них есть голосовой аппарат, но полного развития он достигает лишь у самцов, которые издают крики, привлекая самок в брачный период или при испуге. Характерные квакающие звуки получаются благодаря колебаниям голосовых связок - парных складок слизистой гортани. Воздух проходит мимо них в легкие при вдохе и обратно из легких в голосовые мешки, расположенные под ротовой полостью. Почти все лягушки и жабы умеренной зоны весной отправляются к воде. Нужное направление они выбирают, руководствуясь особыми восприимчивыми клетками - осморецепторами, расположенными в ротовой полости. По непонятным причинам привлекательными для амфибий оказываются лишь немногие водоемы, и в них в период размножения собирается великое множество лягушек и жаб. Самцы обычно приходят первыми и призывают самок брачными криками.

Кожа земноводных

На личиночных тритоны и саламандры дышат в воде наружными жабрами, исчезающими в ходе метаморфоза. Взрослые лягушки могут дышать тремя способами. При высоком уровне активности они осуществляют этот процесс легкими и ротовой полостью, а во время спячки - поверхностью кожи. На воздухе влажность кожи поддерживается благодаря выделениям слизевых желез. В коже расположены и ядовитые железы, особенно хорошо развитые у тропических лягушек из родов Dendrobates и Phyllobates. Их сильнодействующим ядом южноамериканские индейцы смазывали стрелы, с которыми охотились на птиц и обезьян.

Многие ядовитые земноводные ярко окрашены, что служит предупреждением для хищников. Широко распространена у амфибий и маскировочная окраска. Находящиеся в коже пигментные клетки (3 типа), сгущая или рассредоточивая пигмент, вызывают изменение окраски.

Тритоны и саламандры

Тритоны и саламандры (одна из них представлена на фото выше) меньше отклонились от исходного типа строения амфибий. По форме тела хвостатые амфибии напоминают ящериц. Они имеют четко обозначенную голову. Взрослые животные и личинки очень похожи друг на друга, и полного метаморфоза, характерного для лягушек и жаб, у хвостатых амфибий не бывает. Известно 8 семейств хвостатых примерно с 225 видами. Подобно лягушкам и жабам, они обычно размножаются в воде. Оплодотворение у этих животных внутреннее. Самец выделяет сперматофор, который самка захватывает клоакой. Большинство хвостатых откладывают яйца.

Брачное поведение тритонов и саламандр

В период размножения самцы тритонов приобретают яркую окраску, которая играет важную роль в их энергичном брачном ухаживании. Для некоторых саламандр характерна неотения - когда созревшие особи сохраняют типичные черты личиночной организации: наружные жабры, прозрачную слабопигментированную кожу и т. д. В результате педогенеза животное становится половозрелым на личиночной стадии. Примером такого рода может служить представленный на фото выше аксолотль (личинка Ambystoma mexicanum).

Червяги

Червяги - самая небольшая и наименее изученная группа земноводных. Многие из них ведут роющий образ жизни. Конечности у этих животных отсутствуют. Интересным примитивным признаком червяг является сохранение чешуй в коже. Глаза сильно редуцированы, и их функцию отчасти заменяют специальные осязательные щупальца, с помощью которых животные корректируют передвижение под землей. Лучше других известен цейлонский рыбозмей (Ichthyophis glutinosus), впервые описанный в конце 19 столетия. Фото его представлено выше.

Южноамериканская червяга - типичный представитель Она слепа, живет под землей и, вероятно, питается червями. Этот вид распространен только в субтропических и тропических районах. Южноамериканская червяга насиживает свою кладку. Животное достигает 50 см в длину.

Итак, мы вкратце охарактеризовали многообразие земноводных. Роль амфибий в природе и жизни человека - еще одна интересная тема. Предлагаем вам прочитать о том, почему эти животные так важны.

Значение земноводных

В той или иной степени для человека полезно все многообразие земноводных. Их значение очень велико главным образом потому, что они питаются многими видами вредных беспозвоночных (насекомых и их личинок, включая комаров; моллюсков и др.). Эти и другие беспозвоночные повреждают лесные и сельскохозяйственные культуры. Кроме того, они могут быть переносчиками заболеваний домашних животных или человека.

Продолжая описывать многообразие и значение земноводных, отметим, что пищевые объекты у наземных амфибий обычно более разнообразны, чем у тех, которые образ жизни. За сутки в среднем травяная лягушка съедает 6 беспозвоночных, вредных для человека. Если численность этих земноводных составит 100 особей на 1 га, они могут уничтожить более 100 тысяч вредителей в период летней активности. Часто земноводные поедают беспозвоночных, имеющих неприятный вкус или запах. Амфибии охотятся ночью и в сумерках. Их полезная деятельность, однако, в целом невелика, поскольку лишь в немногочисленных местах они достигают достаточной численности. Головастики, икра и взрослые особи представителей земноводных, ведущих в основном водный образ жизни, являются пищей для многих промысловых рыб, цаплей, уток, а также других птиц. Амфибии, кроме того, составляют значительную часть рациона ряда пушных зверей (хорь, норка и др.) в летний период. А выдры и зимой питаются лягушками.

В отдельных регионах (Америка, Юго-Восточная Азия, Италия, Франция) некоторых амфибий (лягушек, саламандр) люди используют в пищу. В Соединенных Штатах, например, имеются фермы, на которых разводят лягушку-быка (фото представлено выше). Лишь задние конечности поступают в продажу, а тушки идут на корм скоту. В свое время в Украине также осуществлялся промысел зеленых лягушек. Их разводили на экспорт в плавнях и лиманах Дуная. Однако численность их быстро сократилась, и добычу их прекратили.

В умеренных широтах число амфибий невелико, поэтому необходимо защищать их. Многообразие земноводных и их охрана - залог экологического равновесия.

Современные земноводные. Класс Земноводные насчитывает около 5000 (4800) современных видов, объединенных в три отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.

Отряд Хвостатые земноводные - наиболее древняя группа. Сейчас известно около 280 видов. Тело их удлиненное. Хвост, служащий основным органом движения в воде, сохраняется в течение всей жизни. Передние и задние ноги примерно одинаковой длины.

В нашей стране из хвостатых амфибий широко распространены два вида: гребенчатый тритон (см. рис. 130, 3) длиной 14-15 см (самцы черные, с оранжевым брюхом и хорошо развитым гребнем на спине) и более мелкий обыкновенный тритон длиной 8-11 см. Летом тритоны живут и размножаются в воде. Зиму проводят в состоянии оцепенения в укрытиях на земле. В биологических лабораториях содержат личинок американских амбистом - аксолотлей. Эти животные, как и другие земноводные, на личиночной стадии обладают способностью к регенерации - восстановлению утраченных частей тела.

Самое крупное земноводное (около 1,5 м длиной) - исполинская саламандра живет в горных речках Восточного Китая и в Японии.

К отряду Бесхвостые земноводные относятся лягушки, жабы, квакши (рис. 140). Всего в нем насчитывают более 4500 видов.

Рис. 140. Различные виды лягушек: 1 - краснобрюхая жерлянка; 2 - рогатая лягушка; 3 - обыкновенная квакша; 4 - пила суринамская

На примере лягушки ранее были рассмотрены все типичные черты амфибий. Жабы (см. рис. 130, 1) имеют сухую бугристую кожу. Летом они живут в лесах, садах, огородах. Активны в сумерках, днем прячутся в укрытиях.

Квакши отличаются небольшими размерами, тонким телом и лапами с присосками на концах пальцев. Присоски позволяют квакшам удерживаться на листьях и стволах деревьев, где они проводят большую часть времени. Самая мелкая банановая лягушка (длиной 3-4 см) и самая крупная лягушка голиаф (длиной до 25 см и массой более 3 кг) живут в тропических лесах Африки.

Отряд Безногие земноводные объединяет примерно 60 видов. Эти обитатели тропиков ведут подземный образ жизни. У безногих, например у червяги, длинное червеобразное тело; у большинства есть внешняя сегментация тела. Передвигаются они в почве, раздвигая почвенные частицы передним концом тела. В связи с подземным, роющим образом жизни ноги и глаза у безногих редуцированы (слабо развиты или отсутствуют).

Значение земноводных в природе и в жизни человека. Взрослые земноводные питаются подвижной животной пищей. Основной пищей лягушкам, жабам, квакшам служат многочисленные насекомые, слизни, пауки, многоножки, черви.

Сами земноводные служат добычей некоторым птицам, млекопитающим. Так, лягушек и других земноводных едят аисты, цапли, барсуки, енотовидные собаки, ежи, змеи.

В некоторых странах люди используют в пищу крупных саламандр и лягушек, во Франции, в США, например, их разводят на специальных фермах, как карпов в прудах. Франция вынуждена ввозить в свою страну съедобных лягушек, так как численность собственных земноводных резко сократилась.

Ученые используют лягушек для многочисленных опытов в биологических лабораториях. Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал.

Этим страдалицам науки поставлены памятники. Первый памятник лягушке, используемой на благо науки, был поставлен в Сорбонне - всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.

И еще одно практическое значение для человека имеют земноводные: их тонкие влажные покровы очень чувствительны к загрязнению, поэтому если в водоеме есть земноводные, значит, вода в нем чистая. Отсутствие земноводных - это один из признаков неблагополучия в водоеме, его загрязнения.

Многие виды амфибий стали редкими и нуждаются в строгой охране. В Красную книгу России внесены камышовая жаба, кавказская крестовка, малоазиатский тритон и уссурийский когтистый тритон.

Класс Земноводные включает отряды Хвостатые, Бесхвостые и Безногие. Распространены они в тропиках, субтропиках и умеренных широтах. Амфибии являются важным компонентом природных биоценозов - регулируют численность беспозвоночных, поедая насекомых, пауков, слизней, червей. Сами земноводные служат добычей некоторых птиц, зверей, рептилий. Мясо крупных саламандр и лягушек съедобно. Большое значение амфибии имеют как лабораторные животные в научных биологических исследованиях.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Где встречается большинство видов земноводных?
  2. Рассмотрите рисунки 130 , 137 и 138. От каких животных произошли амфибии? Чем это можно доказать?
  3. Назовите отряды земноводных и их основных представителей, используя рисунки 130 и 140.
  4. Укажите причины сокращения численности земноводных. Какие меры по их охране можно использовать?
  5. Какова роль амфибий в природе и в жизни человека?






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Комбинированный урок с использованием мультимедийных технологий.

Цели урока:

Образовательные

  • продолжить формирование умений узнавать изученных земноводных,
  • обосновывать принадлежность к определенной систематической категории,
  • обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше.

Развивающие

  • развитие познавательного интереса к предмету на основе выполнения творческих заданий с текстом: составлять планы, находить сведения для составления таблиц и др.развитие логического мышления, развитие умений навыков сравнения и анализа.

Воспитательные

  • привитие навыков коммуникативного общения,
  • способствовать развитию в ходе работы нравственных качеств учащихся,
  • воспитание бережного отношения к живому и любви к своему краю.
  • формирование экологического мышления, умения давать оценку места и роли земноводных в природе и жизни человека.

Методы обучения: частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация урока “Многообразие земноводных их значение и охрана”, интерактивная доска, ноутбук на каждую группу(желательно2-3 человека) или компьютер подключенный к интернету, приложения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в загадочный мир земноводных. Тема урока: Многообразие, значение и охрана земноводных. (запись темы в тетрадь) слайд №1.

Чтобы успешно справится с темой необходимо нам с вами на уроке выполнить следующие задачи (слайд №2)

Учитель: (слайд №3) Ребята, внимательно послушайте песенку водяного. “.... Пиявки и лягушки, фу какая гадость!”

А каково ваше отношение к лягушкам? Давайте перечислим ассоциации которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными:(ответы учащихся:скользкие, холодные,страшные, мерзкие,из-за них бывают бородавки.)

Учитель: У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Давайте сегодня на уроке возьмем на себя задачу оправдать или подтвердить негативное отношение к земноводным. Работа это непростая. Нам предстоит тяжелое путешествие по болоту. И каждое задание это этап. Вот перед вами карта, используйте ее в своем путешествии. (слайд №4 ) От того насколько правильно вы ответите на вопросы каждого этапа вы подойдете к заветной цели. Готовы? Удачи вам!

Учитель: Для путешествия мы разделены по группы (можно по парам). Каждая группа снабжена для работы ноутбуками. Посмотрим, какая группа поработает продуктивно.

Учитель: Первая наша станция “Объясни” слайд №5

Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?

(совещание в группах, кто быстрее ответит) (Ответ: у лягушки глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)

2. Видеофрагмент из мульфильма “Лягушка – путешественница” слайд №6 )

Учитель: Такая неприятная сырая погода. Почему лягушка восхищается такой погодой? (Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важно для лучшего дыхания лягушки)

ФАКТ: Лишённые кожного дыхания лягушки, живут около 3-4 дней, тогда как лишённые лёгочного 20-40 дней.

Сообщение №1 (ученик)

Ни одна амфибия не пьет воду – все они всасывают ee через кожу. Вот почему этим животным необходимы близость воды или сырость. Лягушки, удаленные от воды, быстро худеют, делаются вялыми и вскоре совсем погибают. Если к таким изнуренным лягушкам положить мокрую тряпку, то они начинают прижиматься к ней своим телом и быстро оправляются. Сколько же воды всасывают лягушки через кожу?

Для ответа на этот вопрос ученый Томпсона провел следующий опыт. Он взял обсохшую древесную лягушку и взвесил. Ее масса составила 95 г. Затем обернул лягушку мокрой тряпкой. Через час она весила уже 152 г.

Через кожу амфибия и всасывает, и выделяет воду, а также дышит. В закрытой жестяной коробке во влажной атмосфере лягушка может прожить до 40 дней.

Учитель: (следующий видеофрагмент слайд № 7). Поясните, что происходит с лягушками и кто перед нами самки или самцы? (ответы: перед нами самцы так как мы видим раздувающиеся резонаторы, а это происходит в период размножения, весной).

Следующая станция “Практическая”

Учитель: (работа в группах с ноутбуками и флеш-анимациями)

Следующее наше задание. Нам необходимо препарировать лягушку на интерактивной доске. Работаем группой на ноутбуках (флеш-анимация “Внутреннее строение лягушки” приготовить тестовый режим (слайд №8 ) на работу выделяется 2 минуты потом сравнение идет по интерактивной доске.

Следующая флеш-анимация “Внешнее строение лягушки” тестовый режим (слайд№9) проверка на интерактивной доске.

Следующая станция “Музыкальная”

Учитель: (Слайд№10)

А сейчас прослушайте детскую песенку “В траве сидел кузнечик”. С биологической точки зрения, какие ошибки допустил автор? (1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми. 2. Лягушка не может ходить, она передвигается прыжками.)

Следующая станция “Эволюционная”

Учитель: Жофруа Сент-Илер говорил “Каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторения выхода позвоночных на сушу.” О каком явлении говорил ученый? (превращение головастика во взрослое земноводное”. (слайд №11) смотрим все в подтверждении этих слов на слайде №12.

Ну вот, ребята, наша небольшая разминка закончена. Сейчас перейдем к следующему этапу нашего урока. На карте этот этап называется "Новые сведения". И много трудного и необычного он нам подготовил. В этом вы скоро сами убедитесь. Мы познакомимся с многообразием земноводных.

III. Изучение нового материала.

Проблема:

Учитель: ребята, давайте поработаем с флеш-анимацией (слайд №13) поможем юному натуралисту. (работаем 1-2 минуты). Это задание вызовет трудности у обучающихся при выполнении. Та как, они еще не изучали отряды Земноводных и не знакомились с Пресмыкающимися.

Учитель: Какие трудности вы испытываете?

Учитель: Итак ребята, к этому вопросу мы обязательно вернемся, но для этого мы должны изучить многообразие Класса Земноводные.

Учитель: Внимание! Проблемный вопрос. (слайд №14 ). Перед вами различные представители класса земноводных. Чем они отличаются друг от друга.(Выслушиваем ответы ребят). Действительно, у одних есть хвост, в у других его нет. У одних ноги одинаковые, а у других их совсем нет. У третьих конечности разной длины). Правильно! Сейчас вы назвали признаки трех отрядов класса земноводные.

Учитель: Внимание на слайд №15 давайте разберем эту путаницу.

Красным цветом здесь выделены...... (ответ детей – систематические категории ).

Давайте вначале расставим по порядку систематические категории. Какая, должна быть первой? (Ответ: Царство). Далее подцарство, тип, подтип, класс, отряд.

Теперь расставим соответствие. У нас остались три категории безногие, бесхвостые и хвостатые. Это ребята, название основных отрядов класса Земноводные.

Учитель: Итак, (слайд №16) давайте составим схему классификации земноводных. (беседа по слайду) запись схемы кратко в тетрадь.

Учитель: Почему слово "земноводные" выделено разными цветами? Какая среда для них предпочтительна? (ответы детей слушаем и делаем вывод, что земноводные нуждаются в двух средах: наземной и водной.)

Учитель: Работа с учебником задание для каждой группы на слайде №17. (Ребята работают с параграфом №39 учебника биология 7 класс автор:В, М, Константинов). Через 1-2 мин. каждая группа дает краткую (2-3 предложения) характеристику своему отряду).

Учитель: Итак, ребята, следующее задание. Вам предстоит самим отправится на поиски интересующей нас информации в интернет. Время у вас2-3 минуты (слайд №18). По завершении работы каждая группа перечисляет представителей своего отряда.

Учитель: А сейчас нам предстоит выполнить интерактивное задание всем вместе (слайд №19) . В правом нижнем углу у нас характеристики отрядов, а в правом верхнем представители отрядов. Надо расставить соответствие.(Работа со всем классом). По окончании составления схемы занести её в тетрадь.(4 мин.)

Учитель: А теперь физминутка! слайд №21 (Такая забавная и знакомая музыка вызовет эмоции у всех, даже в таком переходном возрасте, а значит отдохнуть хоть немножко ребенок сможет). 1 - 2 минуты.

Учитель: Ребята, давайте поработаем с приложением №1 которое находится на ваших партах. Зачитайте данные которые вас поразили. (учащиеся зачитывают 2-3 интересных факта например:

Сколько лет живут амфибии?

Травяные лягушки - 16-18 лет. Квакши -22 года. Тритоны -30 лет. Серые жабы -36 лет. Саламандры - 43 года.

У лягушки есть одно качество, которое нам очень и очень интересно именно с точки зрения бионики и именно в 21 веке. Пока мы его не можем использовать, но какие неограниченные возможности для расселения человека это открыло бы в перспективе! Это принцип кожного дыхания. Ведь необязательно человеку менять кожу, можно использовать полупроницаемые мембраны для извлечения растворённого кислорода для подводных жителей-АКВАНАВТОВ.

Теперь поработаем с приложением №2. Какие земноводные вас поразили? (работа идет 5мин.) могут быть выбраны такие факты:

Пустынная австралийская жаба запасает в своем теле в период дождей так много воды, что становится похожей на шишковатый теннисный мяч. С давних времен аборигены Австралии, очутившись в пустыне, разыскивают этих жаб, чтобы утолить жажду.

Китайская саламандра может прожить без пищи год, прудовая лягушка - полтора года. За это время лягушка станет легче почти на 1/3, ее печень уменьшится на 70%, а сердце - на 1/5.

В Южной Америке обитает так называемая парадоксальная жаба. Головастики этого вида амфибий достигают в длину 25 см, в то время как размеры взрослой жабы в 10 раз меньше - всего 2 см. и т. д.

Учитель: Как видите ребята многообразен и интересен мир земноводных, а я для вас еще нашла интересных особей давайте знакомится. (идет работа по слайдам №22, 23 )

Учитель: Оказывается форма зрачка у земноводных может многое рассказать. Кто перед вами. Работа по слайду №24.

А теперь мы завершаем путешествие по болоту и последняя станция "Логическая" одна из самых трудных! Будьте внимательны!

Учитель: Молодцы ребята! Вы хорошо справляетесь со всеми предложенными заданиями. А теперь давайте станем настоящими знатоками и как в игре Что? Где? Когда? черный ящик (слайд № 25, звучит музыка, сделать негромко). Учитель читает.

1. В черном ящике Предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Кто впервые сконструировал это приспособление?

(Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г .)

2. Этот объект человек придумал когда подсмотрел окраску лягушки. (камуфляжная ткань).

3. Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза.

(ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.)

Учитель: Следующее задание нам представлено на слайде №26. Вы часто видите и лягушек и жаб. А в чем между ними разница. Ответить вам помогут фотографии на слайде.

Запись в тетрадь отличий.

После этого учащиеся записывают в тетрадь значение земноводных.

1. Регуляторы численности беспозвоночных животных.

2. Объект питания позвоночных.

3. Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных.

4. Объект для научных исследований.

Индикаторы чистоты окружающей среды.

5. Пища для человека в некоторых странах.

Учитель: За их огромный вклад для развития науки благодарное человечество открыло памятники лягушке. (слайд№ 30,31 ) беседа.

Учитель: А вот в некоторых странах зная огромную пользу земноводных создали даже специальный дорожный знак. "Осторожно лягушка!" (слайд№32)

На фоне слайда №33 учитель читает стихотворение.

Ну, кто, говорит, что лягушки- уроды!
Он должен, наверно себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животного - жить.
Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.
Я знаю, и в сказке "Царевна-лягушка"
Есть скрытый, но ясный для всех недосказ,
Что кто-то под шкуркой лягушки озерной
От злобы царевну-красавицу спас.
Сказал ей: "Царевна, побудь-ка лягушкой!
Веселый и добрый лягушки народ.
В воде и на суше лягушечья шкурка
От зависти черной тебя сбережет"
И стала лягушкой царевна из сказки,
А ставши лягушкой, мы знаем - спаслась.
И черные силы старались напрасно,
Как в сказке, царевне судьба удалась.
А сколько лягушек - бесчисленно много,
Их можно считать и считать без конца,
Отдали науке лягушечьи ноги,
На пользу науки - отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти!

Учитель: Ну вот, ребята, и подходит к концу наше путешествие. Какие эмоции вызывают у вас лягушки, жабы да и все земноводные? Выслушиваются аргументированные мнения ребят. Кстати в сказке о лягушке - царевне много правды. Лягушки действительно один раз в четыре года сбрасывают свою шкурку, но они её правда съедают сами. Вот вам и сказка ложь!

IV. Рефлексия. Закрепление.

Слайды №34, 25, 36. Возвращение к флеш-анимации слайд №13

Учитель: Ребята, поверьте сегодня мы узнали лишь маленькую часть знаний о земноводных. Вам дома предстоит подготовить сообщение о земноводных Ростовской области. Кто узнает еще интересные сведения о земноводных может представить их в виде сообщений. Очень много о лягушках поверий и легенд вы тоже поработайте в этом направлении.Слайд №37

Класс Земноводные, или Амфибии

Отряд Бесхвостые земноводные

Представители: жерлянки, чесночницы, крестовки, жабы, квакши и лягушки.

Бесхвостые обладают широким бесхвостым телом с очень короткой шеей, короткими передними и длинными задними конечностями.

Отряд Хвостатые земноводные

Представители: саламандры, тритоны, углозубы, лягушкозубы, амбистомы, протеи.

Хвостатые имеют вытянутое тело с довольно длинным хвостом, маленькой головой и четырьмя приблизительно одинаковыми длинными конечностями. У некоторых хвостатых земноводных конечности непропорционально малы или настолько редуцированы, что теряют опорную функцию.

Отряд Безногие земноводные

Представители: червяги.

Для безногих амфибий характерно безногое змеевидное тело, обычно с поперечными перехватами, напоминающими членики червя.

Класс Рептилии

Современные пресмыкающиеся представляют собой лишь разрозненные остатки богатого и разнообразного мира рептилий, населявшего Землю в мезозойскую эру.

Сейчас насчитывается около 7000 видов рептилий, т. е. почти втрое больше, чем современных земноводных.

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)

Отряд клювоголовые

Отряд черепахи

Отряд крокодилы

Отряд чешуйчатые

Пресмыкающиеся являются первые настоящими наземными позвоночными:

размножаются на суше яйцами;

дышат только легкими, механизм дыхания у них всасывательного типа (при помощи изменения объема грудной клетки);

кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, кожных желез почти нет;

в желудочке сердца имеется неполная или полная перегородка, вместо общего артериального ствола от сердца отходят три самостоятельных сосуда;

почки тазовые.

Способны жить в сухом климате: в степях, пустынях и полупустынях.Большинство видов - в тропиках и субтропиках.

Тело состоит из головы, туловища, конечностей и хвоста.

Покровы: эпидермис покрыт чешуйками или щитками и практически не содержит желез (экономия воды). У ящериц роговые чешуйки перекрывают друг друга, напоминая черепицу. У черепах сросшиеся щитки формируют сплошной прочный панцирь. Смена рогового покрова происходит путём полной или частичной линьки, которая у многих видов происходит несколько раз в год.

Строение скелета

Позвоночник расчленяется на шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы.

Из позвонков шейного отдела два передних образуют сустав, позволяющий голове не только двигаться в вертикальной плоскости относительно первого шейного позвонка, но и поворачиваться.

В туловищном отделе от 16 до 25 позвонков, каждый с парой рёбер. Первые несколько ребер прикрепляются к грудине, образуягрудную клетку .

В крестцовом отделе всего два позвонка, к широким поперечным отросткам которых причленяется таз.

В некоторых группах рептилий осевой скелет имеет отличия. У змей позвоночник отчетливо делится лишь на туловищный и хвостовой отделы, грудина отсутствует. У черепах позвонки туловищного отдела срастаются со спинным щитом панциря, вследствие чего неподвижны.

Череп пресмыкающихся значительно более окостеневший, чем у земноводных.

Свое название пресмыкающиеся получили, благодаря особенному положению тела. Бедренные и плечевые кости расположены параллельно земной поверхности и расставлены в стороны, а тело провисает между конечностями, практически касаясь грунта. При передвижении конечности не выпрямляются, и брюхо соприкасается ("пресмыкается") с субстратом.

Пояс передних конечностей: лапатки, ключицы и каракоиды.

Скелет передних конечностей: плечо, предплечье и кисть.

Пояс задних конечностей: сросшиеся парные подвздошная, седалищная и лобковая кости.

Скелет задних конечностей: бедро, голень и стопа.



Загрузка...