novomarusino.ru

Страхователи для неработающего населения. Страхователи по омс и их категории Кто является страховщиком по обязательному медицинскому страхованию


Страхователями в обязательном медицинском страховании являются:

Для неработающих граждан - это органы местного самоуправления, субъекты РФ;

Для работающих граждан - это работодатели - организации и индивидуальные предприниматели;

Индивидуальные предприниматели работающие единолично;

Нотариус;

Адвокат;

Страхователем также будет являться физическое лицо, нанявшее работника и заключившее с ним трудовой договор.

Страхователи в системе ОМС и их категории

Все страхователи или плательщики классифицируются на ряд категорий, согласно законам об ОМС. Принадлежность к той или иной категории страхователей определяется правовым статусом плательщика (физическое или юридическое лицо), его видом деятельности (предприниматель, организация, самозанятое лицо), а также тем, работает ли гражданин или является неработающим. Кто может выступать в роли страхователя в системе ОМС? Какие категории страхователей существуют сегодня, каковы их права и обязанности? Какими нормативно-правовыми документами регламентированы правила уплаты взносов?

Законодательные нормы страхователей в системе ОМС

Вопросы определения категорий страхователей, правила внесения и порядок начисления взносов изложены в документе №250-ФЗ от 03.07.2016 , который пришёл на смену утратившим силу законодательным документам, ранее регламентировавшим деятельность системы ОМС. Этот закон является, по сути, новой редакцией предшествовавших ему актов, регулировавших работу участников .
Помимо категорий страхователей, в нем рассматриваются вопросы учета плательщиков взносов, определения даты выплаты страховой суммы, контроля соблюдения страховых обязательств, ответственности за нарушение установленных правил взаимодействия между страхователем и страховщиком.

Категории страхователей в ОМС

Согласно вышеназванному нормативно-правовому акту все страхователи делятся на две большие категории, осуществляющие взносы для работающих граждан и для неработающих. Лица или организации, производящие страховые взносы за работающих, в свою очередь, делятся на тех, кто осуществляет выплаты или иные поощрения гражданам и кто является самозанятым гражданином.
Категория страхователей, осуществляющие выплаты и другие вознаграждения гражданам, включает организации, индивидуальных предпринимателей (ИП) и физлиц, не причисленных к ИП.
К организациям, которые должны вносить страховые взносы в размере 5,1%, относятся:

Юридические лица, зарегистрированные в РФ;

Иностранные компании и корпорации, осуществляющие деятельность на территории России;

Филиалы и представительства иностранных компаний, предоставляющие рабочие места как россиянам, так и гражданам своих стран.

Исключения составляют лица и организации, занимающиеся деятельностью в сфере информационных технологий, осуществляющие технико-внедренческую или туристко-рекреационную деятельность, а также занимающиеся внедрением результатов интеллектуальной деятельность.
Размер их взносов равен 4%. В случае с представительствами иностранных фирм на территории России страховые взносы уплачиваются не только с выплат российским гражданам, но и с доходов сотрудников-иностранцев (за исключением высококвалифицированных работников).
Индивидуальный предприниматель, рассматриваемый как плательщик страховых взносов, должен иметь соответствующую регистрацию и осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица. Если страхователем является физическое лицо, которое не является индивидуальным предпринимателем, но осуществляет выплаты (например, наемным работникам), то такой плательщик должен встать на учёт как в Пенсионный фонд, так и в ТФОМС (территориальный фонд обязательного медицинского страхования). Согласно закону, таким страхователем может быть гражданин РФ, иностранец или лицо без гражданства. В этом случае плательщик страховых взносов, как правило, заключает договор с работниками (нянями, строителями, водителями и т. д.) и регистрирует этот договор в муниципалитете по месту проживания.

Самозанятые граждане

К категории самозанятых граждан относятся ИП, нотариусы, адвокаты, практикующие частным образом. При этом, если индивидуальный предприниматель использует в своей деятельности наемных работников, он должен выплачивать взносы и с доходов работников (как лицо, осуществляющее выплаты гражданам) и с собственных доходов (как самостоятельный плательщик). В случае, если названные категории ведут льготируемый вид деятельности и используют УСН, размер их взносов будет составлять 0%. Такой тариф действует для благотворительных организаций, для граждан, занимающихся патентным видом деятельности, для участников проектов и некоторых других.

Страхователи неработающих граждан

В роли страхователей неработающих граждан выступают, как правило, органы местной власти или другие организации, обладающие соответствующей компетенцией (например, воинские части за пределами РФ, военные суды и т. д.). Перечень таких организаций определен Постановлением Правительства №593 от 20.07.2011 г . «Об особенностях постановки на учет отдельных категорий страхователей и уплаты ими страховых взносов на обязательное медицинское страхование».

Заключение

В роли страхователей в системе ОМС выступают работодатели, самозанятые лица, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Они осуществляют взносы за работающих и безработных граждан в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Постановка на учет в качестве страхователей осуществляется территориальным фондом в порядке, установленном Министерством здравоохранения.

По вопросом дополнительной информации Вы можете связаться

Субъектами обязательного медицинского страхования являются:

    Застрахованные лица;

    Страхователи;

    Федеральный фонд.

Участниками обязательного медицинского страхования являются:

    Территориальные фонды;

    Страховые медицинские организации;

    Медицинские организации.

Согласно статье 9 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ, иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей), а так же лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с ФЗ «О беженцах» (работающие по трудовому договору, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являющиеся членами фермерский хозяйств, не работающие граждане).

Страхователями для работающих граждан являются:

    Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;

    1. Организации;

      Индивидуальные предприниматели;

      Физические лица, не признаваемые себя индивидуальными предпринимателями;

    Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы)

Страхователем для не работающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъектов РФ. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - это самостоятельное некоммерческое учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с положениями Конституции РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Уставом Фонда 10 .

Основными задачами ФФОМС являются:

    финансовое обеспечение установленных российским законодательством прав граждан на медицинскую помощь счет средств обязательного медицинского страхования;

    обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и повышения качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории страны в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

    аккумулирование финансовых средств ФФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства ФФОМС образуются за счет следующих поступлений:

    единого социального налога хозяйствующих субъектов и иных организаций на ОМС в размерах согласно части второй Налогового кодекса РФ,

    ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках ОМС:

      добровольных взносов юридических и физических лиц

      доходов от использования временно свободных финансовых средств

    доходов из иных источников, не запрещенных законодательством,

    нормированного страхового запаса ФФОМС.

Территориальные фонды – это некоммерческие организации, созданные субъектами РФ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъектов РФ.

В настоящее время реализацию государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, кроме Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляют 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования, из них 2 созданы в Крымском федеральном округе.

Страховая медицинская организация – это страховая организация, имеющая лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

К медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенное в реестр медицинских организаций, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования:

    Организации любой предусмотренной законодательством РФ организационно-правовой формы;

    Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской помощью.

Численность лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на 1 апреля 2015 года составила 143,8 млн. человек; в том числе 60 млн. работающих и 83,8 млн. неработающих граждан. 11

Объектом обязательного медицинского страхования являются страховой риск, который связан с возникновением страхового случая.

Страховой риск – это предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи 12 .

Событие, рассматривающиеся в качестве страхового риска, должно обладать признаком вероятности и случайности его наступления. Вероятность наступления болезни или травмы у человека имеется в силу того, что физическим повреждениям или болезням подвержены все живые существа.

Случайность наступления события, при наступлении которого возникает необходимость осуществлять застрахованному лицу расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи, связана с тем, что такие события возникают все зависимости от воли, сознания и действий людей.

Страховой случай – это совершившееся событие, при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию 13 .

В страховом случае рисковые события являются «отправной точной» возникновения правоотношений по обязательному медицинскому страхованию, в конечном итоге – предоставления страхового обеспечения застрахованному лицу. Произошедшие события подлежат рассмотрению в качестве юридических фактов.

Страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию осуществляется при наступление страхового случая. Обеспечение, само по себе, заключается в использование ряда обязательств по предоставлению нуждающемуся застрахованному лицу необходимой медицинской помощи.

1 Основы страховой деятельности: Учебник / Отв. ред. проф. Т.А. Фёдорова. – М.: Издательство БЕК, 2002.

2 ФЗ от 29.11.10 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (в редакции от 01.01.15) URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171752

3 «Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации» //Научно-практический журнал. - 2013 - № 6. - 22 с.

4 Конституция Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

5 Приказ Министерства здравоохранения России N 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» от 28.02.2011 (ред. от 06.08.2015) URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?SEARCHPLUS=Oб%утверждении%20правио%20обязательного%20медицинского%20страхования&SRD=true&red=home#doc/LAW/187123/4294967296/0

6 ФЗ от 29.11.10 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (в редакции от 01.01.15) URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171752

7 Постановление ВС РСФСР N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» ст. 25 // «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР» - 26.12.1991

8 Сайт МФОМС URL: http://www.mgfoms.ru/sistema-oms/polis/

9 Андреева Е.Н. «Особенности внедрения и развития ОМС»/ В.А. Линд, В.В.Петухова. - Медицинское страхование №2,-М.:2005 - 89с.

10 Сайт ФФОМС URL: http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/top/about/general/

11 Сайт ФФОМС URL: http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/top/about/

>>

Медицинское страхование – это один из видов личного страхования.
Целью медицинского страхования является гарантия получения гражданами медицинской помощи при возникновении страховых случаев. Различаем два основных вида медицинского страхования – обязательное медицинское страхование и добровольное медицинское страхование. Существует и третий тип получения медицинских услуг – это частная медицина.

Обязательное медицинское страхование является частью государственной системы социального страхования. В основе системы обязательного медицинского страхования лежат следующие экономические и правовые принципы:

  1. Обязательное медицинское страхование распространяется на всех граждан страны независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства и доходов. Все граждане страны имеют право на получение бесплатных медицинских услуг включенных в программу обязательного медицинского страхования.
  2. Программа обязательного медицинского страхования финансируется государством.
  3. Страховые взносы перечисляются на всех граждан, однако использование перечисленных ресурсов осуществляется только при обращении за медицинской помощью – принцип "здоровый платит за больного". Граждане с различным уровнем дохода имеют одинаковое право на получение медицинских услуг, однако начисление в страховой фонд осуществляется в зависимости от объема личного дохода – принцип "богатый платит за бедного".

Участниками программы обязательного медицинского страхования являются:

  1. Застрахованные лица
    • Для неработающих граждан страхователем является государство в лице местных органов исполнительной власти.
    • Для работающих граждан страхователями являются предприятия и организации.
  2. Учреждения осуществляющие программу обязательного медицинского страхования
    • Государственные и территориальные фонды реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования
    • Страховые медицинские организации, а также медицинские учреждения имеющие лицензию на право деятельности в области обязательного медицинского страхования и оказания медицинской помощи, включенной в программу обязательного медицинского страхования.

Финансирование программы обязательного медицинского страхования осуществляется из фондов государственного и нижестоящих бюджетов, средств различных предприятий и учреждений, благотворительных пожертвований граждан и пр.

Объем медицинской помощи предусмотренный программой обязательного медицинского страхования:

  • Обеспечение первичной и скорой медицинской помощи в неотложных ситуациях: роды, травмы, отравления;
  • Лечение в амбулаторных условиях больных с хроническими заболеваниями;
  • Лечение в стационарных условиях больных с острыми заболеваниями, травмами, медицинская помощь при родах и абортах;
  • Оказание медицинской помощи на дому гражданам, которые не могут самостоятельно посетить больницу;
  • Организация профилактических мероприятий которые включают детей, инвалидов, ветеранов войны, беременных женщин, больных туберкулезом и онкологическими заболеваниями, больных с психическими расстройствами, а также больных с инсультом и инфарктом миокарда;
  • Оказание стоматологической помощи в полном объеме детям, учащимся и студентам, беременным женщинам, матерям, имеющих детей до 3 лет, ветеранам войны;
  • Выдача медикаментов на льготных условиях (для больных с заболеваниями включенными в программу льготного обслуживания);

Полис обязательного медицинского страхования

Страховой полис обязательного медицинского страхования является документом подтверждающим факт заключения договора по включению лица в программу обязательного медицинского страхования. В страховом полисе указан номер договора страхования и срок его действия. Работающим гражданам страховой медицинский полис выдается учреждением или организацией где данное лицо работает, а неработающим гражданам – государственной страховой организацией. Страховой медицинский полис, а также документы, удостоверяющие личность должны быть предъявлены в обязательном порядке при обращении за медицинской помощью. В случае если при обращении за медицинской помощью лицо по какой-то причине не может предъявить страховой полис, оно должно указать застраховавшую его медицинскую организацию, которая обязана подтвердить факт страхования и обеспечить больного медицинским полисом для лечение в медицинском учреждении. При утрате страхового медицинского полиса выдается его дубликат. Срок действия полиса прекращается с момента расторжения договора. При увольнении с места работы, работник обязан сдать страховой полис, для того, чтобы он был возвращен страховщику. При смене места жительства старый страховой полис возвращается, а на новом месте жительства получается новый полис. Страховой полис действителен только на территории государства, гражданином которого является застрахованное лицо. Получить полис можно в поликлинике по месту жительства при предъявлении необходимых документов. Застрахованные лица имеют право на возмещение ущерба причиненного им в ходе оказания медицинской помощи. Порядок и размеры возмещения ущерба устанавливаются судом.

Недостатки системы обязательного медицинского страхования

Государственная система медицинского страхования граждан, в развивающихся странах порой неспособна обеспечить необходимого качества медицинских услуг. Причиной тому является недостаточность бюджетного финансирования и нерациональное распределение уже имеющихся средств.

Медицинское страхование граждан выезжающих за рубеж

Как показывает практика туристических компаний медицинское страхование при выезде за рубеж это жизненная необходимость, в силу того что большинство граждан оказываются неспособными оплатить стоимость медицинских услуг, оказанных им в случае необходимости за рубежом.

Для оформления договора об медицинском страховании за рубежом, выезжающие за границу граждане, должны обратиться в страховую компанию, которая имеет лицензию на занятие страховой деятельностью в области здравоохранения. При заключении договора застрахованному лицу выдают документ подтверждающий факт страхования - страховой медицинский полис.

Объектом страхования являются расходы застрахованного связанные с расстройством его здоровья или смертью во время пребывания за границей. Возмещение средств застрахованному лицу страховой компанией имеет место при возникновении страхового случая. Страховой случай подразумевает нарушение здоровья или смерть застрахованного, которые являются следствием внезапного заболевания или несчастного случая, произошедших с застрахованным лицом во время его пребывания в месте и моменте времени указанном в страховом договоре.

Расстройство здоровья или смерть застрахованного не признаются страховыми случаями по следующим причинам:

  • Совершение застрахованным умышленного правонарушения, которое повлекло за собой ущерб его здоровью;
  • Самоубийство или попытка самоубийства, а также намеренное причинение себе телесных повреждений;
  • Алкогольное или наркотическое отравление;
  • Участие застрахованного лица в военных действиях или народных выступлениях (забастовки, восстания);

При наступлении страхового случая страховые кампании, как правило покрывают расходы по стационарному лечению застрахованного и проведению диагностических мероприятий. Также покрываются расходы на транспортировку больного (или его тела) на родину.

Страховая компания не покрывает расходы связанные с лечением хронических заболеваний, если они на прямую не угрожают жизни застрахованного, расходы связанные с лечением психических и онкологических заболеваний, расходы связанные с пластическими операциями и протезированием, расходы на консультации и профилактические мероприятия.

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Страхователи - это юридические или дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры обязательного медицинского страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователь - один из субъектов ОМС, уплачивающий взносы на обязательное медицинское страхование.

Страхователями при обязательном медицинском страховании неработающего населения является государство в лице органов исполнительной власти, при обязательном медицинском страховании работающего населения - предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности и хозяйственно - правового статуса, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий. Под лицами свободных профессий подразумеваются лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы.

Страхователь при желании может опосредованно влиять на систему медицинской помощи населению. Это влияние осуществляется через:

участие представителей страхователей в работе правлений фондов ОМС;

договор обязательного медицинского страхования.

По организационной структуре фонды ОМС являются юридическими лицами, то есть их средства отделены от средств государственного бюджета (управление средствами государственного бюджета осуществляют органы исполнительной власти, а управление средствами фондов - органы фондов).

Фонды обязательного медицинского страхования построены по принципу публично-правового учреждения, то есть руководство деятельностью фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

Состав правления Федерального фонда ОМС утверждается органом законодательной власти Российской Федерации.

Состав правления территориального фонда ОМС утверждается органом представительной власти территории.

Председатель правления избирается членами правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования.

В составе правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено участие двух представителей страхователей.

Правление фонда обязательного медицинского страхования работает на общественных началах. Страхователи в составе правления фонда участвуют в определении направлений развития обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ и контролируют правильность использования средств ОМС.

Договор медицинского страхования заключается между страхователем и страховой медицинской организацией (страховщиком).

Договор составляется на основе типового договора обязательного медицинского страхования и утверждается органом государственного управления территории.

Договор заключается в интересах граждан и предусматривает обязательства страховой медицинской организации (страховщика) по организации и финансированию медицинского помощи. Виды и объем медицинской помощи, за организацию и финансирование которой несет ответственность страховщик, определяются территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Договор ОМС дает возможность страхователю эффективно влиять на страховую медицинскую организацию и медицинское учреждение в случае невыполнения или плохого выполнения ими обязательств по организации и оказанию медицинской помощи.

Страхователь обязан заключить договор обязательного медицинского страхования в пользу конкретного работающего гражданина сразу после подписания с ним трудового соглашения.

С момента расторжения трудового договора обязанности работодателя (как страхователя) по обязательному медицинскому страхованию перед работником прекращаются и переходят к другому страхователю, в зависимости от нового статуса застрахованного (безработный, работник другого предприятия, пенсионер и т.д.).

Органы государственного управления, выступающие страхователем неработающего населения, обязаны заключить договор обязательного медицинского страхования при наличии двух условий:

гражданин не должен работать;

гражданин должен постоянно проживать на территории, подведомственной органу государственного управления, а также это касается вынужденных переселенцев и лиц, попавших в экстремальные ситуации.

Обязанность органа государственного управления как страхователя

прекращается:

при поступлении гражданина на работу;

при перемене гражданином постоянного места жительства;

в случае смерти гражданина.

Согласно ст. 9 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» страхователь обязан заключить договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией, вносить страховые взносы (платежи) в порядке, установленном законом и договором медицинского страхования. За отказ предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйственных субъектов независимо от форм собственности от регистрации в качестве плательщиков страховых взносов, за сокрытие или занижение сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, за нарушение установленных сроков их уплаты к плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции.

Ответственность страхователя за уклонение от заключения договоров обязательного медицинского страхования определяется ст. 27 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Требовать от страхователя исполнения возложенной на него обязанности по заключению договора ОМС могут:

гражданин, в пользу которого должен быть заключен договор обязательного медицинского страхования;

органы государства (прокуратура, органы здравоохранения, фонды ОМС и др.), в функции которых входят общий надзор за соблюдением законности или обязанности по защите интересов населения в области охраны здоровья и по обеспечению реализации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Ст. 9 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусматривает право выбора страхователем страховой медицинской организации. Страхователю следует прежде всего проверить, имеет ли страховая медицинская организация государственную лицензию на право осуществления страховой деятельности по обязательному медицинскому страхованию на данной территории, а также показатели ее финансового состояния и платежеспособность.

Если страхователь удовлетворен степенью надежности выбранной им страховой медицинской организации, то он вправе принимать самостоятельное решение по заключению договоров обязательного медицинского страхования. Ст. ст. 7 и 8 закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 23.03.91 запрещает органам власти и управления принимать акты, создающие благоприятные условия для деятельности отдельных хозяйственных субъектов, или заключать соглашения о разделе рынка по территориальному принципу. Органы власти и управления не имеют права навязывать страхователю условия по заключению договора со страховой медицинской организацией, не устраивающей страхователя.

Право страхователя на осуществление контроля за выполнением условий договора обязательного медицинского страхования может быть реализовано им путем организации и осуществления собственных проверок исполнения условий договора. Страхователь может поручить проведение проверки компетентной независимой экспертной организации (например, проверить соответствие установленным требованиям условий оказания медицинской помощи застрахованным и др.).

Требования к видам, объему и условиям оказания медицинской помощи устанавливаются территориальной программой обязательного медицинского страхования, которая является приложением к договору ОМС (см. прил. 4 и 5).

Страхователи могут влиять на исполнение обязательств по договору ОМС, используя:

переговоры с руководителями страховой медицинской организации, применение предусмотренных договором штрафных санкций;

расторжение договора ОМС (это повлечет за собой прекращение финансирования территориальным фондом страховой медицинской организации);

обращение в суд в случае недостижения согласия в ходе переговоров;

влияние через своих представителей в управлении фонда обязательного медицинского страхования.

Страхователь обязан вносить страховые взносы на ОМС в порядке, установленном действующим законодательством. В случае невыполнения данной обязанности взносы могут быть взысканы в принудительном порядке. Механизм принудительного взыскания взносов предусмотрен Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и установлен «Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации №4543-1 от 24.02.93 и «Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование», утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации №1018 от 11.10.93.

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Участники обязательного мед.страхования:

1) территориальные фонды;

2) страховые медицинские организации;

3) медицинские организации.

Страховая медицинская организация - юридическое лицо, осуществляющее медицинское страхование и имеющее государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Не входит в систему здравоохранения!!!

Медицинское учреждение - имеющее лицензии лечебно-профилактическое учреждение, научноисследовательский и медицинский институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

47. Страхование ответственности.


Страхование ответственности - это отрасль страхования, где объектом выступает ответственность перед третьими физическими или юридическими лицами (т.е. гражданами и хозяйствующими субъектами) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. В отличие от имущественного страхования, в котором страхованию подлежат личная собственность граждан, хозяйствующих субъектов и их имущественные интересы, и в отличие от личного страхования, которое проводится на случай наступления определенных событий, связанных с жизнью и трудоспособностью застрахованных, целью страхованием ответственности является страховая защита интересов возможных причинителей вреда , которые в каждом страховом случае находят свое конкретное денежное выражение.

Страхование ответственности предусматривает возможность при причинении вреда как здоровью, так и имуществу третьих лиц в силу закона или по решению суда производить соответствующие выплаты, компенсирующие причиненный вред. При страховании ответственности третьей стороной (третьим лицом) могут выступать любые, но определенные заранее лица.

За причиненный ущерб страхователь может нести уголовную, административную ответственность, т.е. преследоваться по закону за свои противоправные действия по отношению к третьему лицу. Однако возмещение имущественного вреда, причиненного третьему лицу, перекладывается на страховщика.

Страхование ответственности не предусматривает установление страховой суммы и застрахованного, т.е. гражданина или хозяйствующего субъекта, которому должно быть выплачено возмещение. Застрахованный и величина страховой суммы выявляются только при наступлении страхового случая, т.е. при причинении вреда третьим лицам.



В страхование ответственности входят страхование кредитов, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств и иных видов ответственности,

В настоящее время появились новые виды страхования профессиональной ответственности, например ответственности нотариуса, юриста, врача, аудитора, таможенного брокера (посредника), предпринимателя и др.

Страхование профессиональной ответственности связано с возможностью предъявления имущественных претензий к физическим или юридическим лицам, которые заняты выполнением своих профессиональных обязанностей или оказанием соответствующих услуг. Имущественные претензии, предъявляемые к физическим или юридическим лицам, обусловлены небрежностью, халатностью, ошибками и упущениями в профессиональной деятельности или услугах. Через страхование вопросами удовлетворения данных имущественных претензий по поводу допущения халатности и небрежности начинает заниматься страховщик. Назначение страхования профессиональной ответственности заключается в страховой защите лиц определенного круга профессий (частнопрактикующие врачи, нотариусы, адвокаты и др.) против юридических претензий к ним со стороны клиентуры.

По условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации к блоку страхования ответственности относятся следующие виды:

· страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

· страхование гражданской ответственности перевозчика;

· страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности;

· страхование профессиональной ответственности;

· страхование ответственности за неисполнение обязательств;



· страхование иных видов ответственности (при котором объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованное лицо), связанное с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенным им третьим лицам).

48. Государственные внебюджетные фонды: понятие, виды, значение, принципы формирования.


Одним из институтов финансовой системы Российской Федерации являются целевые фонды денежных средств, создание которых позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических задач. Создание подобных фондов обусловлено социальным характером Российской Федерации, что закреплено в ст. 2 и 7 Конституции РФ, в соответствии с которыми человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - обязанностью государства.

В БК РФ (ст. 143-150) закреплены принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами, порядок составления, утверждения их бюджетов, а также составления и утверждения отчетов об их исполнении.

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Государственные федеральные внебюджетные фонды отно­сятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах от­дельных социальных слоев населения.

Государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граж­дан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

Пенсионный фонд - это самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.
К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие: - целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования; - участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения; - расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.
Непосредственное руководство Пенсионным фондом осуществляет правление и исполнительная дирекция, которая с участием Министерства финансов РФ разрабатывает проект бюджета Пенсионного фонда, утверждаемый правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой.

2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

К экономическим внебюджетным фондам относятся Феде­ральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроиз­водства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный экологи­ческий фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступно­стью и др.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стиму­лирование производства (например, Федеральный фонд под­держки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.).

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обес­печения задач и выполняемых функций.

Проекты бюджетов гос.внебюдж.фондов составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти,
по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Правительство вносит проект в ГосДуму Президенту Российской Федерации

Госдума в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.
все это рассматривается Госдумой в 3 чтениях.

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи :

Социальную защиту населения;

Повышение жизненного уровня населения;

Сохранение и улучшение здоровья населения;

Социальную ориентацию безработного населения.

Оказание социальных услуг населению.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджет­ных фондов являются:

Обязательные платежи, предусмотренные соответствую­щими законодательными актами;

Добровольные взносы юридических и физических лиц;

Прочие доходы.

Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назна­чением и утвержденными законами.

Отчет об исполнении бюджета федерального государствен­ного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или пред­ставительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюд­жетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

От уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды освобождаются:

1) организации в части выплат, начисленных по всем осно­ваниям независимо от источников финансирования, в пользу ра­ботников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получаю­щих пенсии по инвалидности;

2) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов таких организаций и организа­ций, единственным собственником имущества которых являют­ся эти общественные организации;

3) индивидуальные предприниматели, в том числе ино­странные граждане; лица без гражданства, проживающие на тер­ритории РФ; частные детективы, занимающиеся частной прак­тикой; нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.

49. Государственный и муниципальный кредит: общие положения.

Государственный и муниципальный кредит - денежные экономические отношения, в которых государство или муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию).

Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Государственный и муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:

государственное и муниципальное кредитование - государство или муниципалитет являются кредитором;

государственное и муниципальное заимствование - государство или муниципалитет являются должником или должником и принципалом;

государственные и муниципальные гарантии - государство или муниципалитет являются гарантом.

Гарантия - способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

Государственный и муниципальный кредит выполняет следующие функции:

распределительная - государство (муниципалитет) 1) собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления; 2) осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов;

регулирующая - государство (муниципалитет) 1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов; 2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику;

стимулирующая - государство (муниципалитет) стимулирует развитие экономики с помощью государственных кредитов и инвестиций;

контрольная - по объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов - эффективность своей финансовой политики.



Загрузка...