novomarusino.ru

Расчёт заземления. Как рассчитать освещенность помещения – коэффициент неравномерности освещения Чертеж для бжд расчет коэффициента защиты

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Брянский государственный

технический университет

Кафедра: “БЖД”

Расчетно-графическая работа №1

“Расчёт заземления”

Вариант №4

Студент гр. 03-В

Козин В.А.

Преподаватель

Зайцева Е.М.

Брянск 2007


Введение

1. Устройство заземления 2. Нормирование параметров защитного заземления 3. Расчет заземления Вывод

Приложение


Введение

Для защиты работающих от опасности поражения электрическим током при переходе напряжения на металлические нетоковедущие части (например, при коротком замыкании), нормально не находящиеся под напряжением, применяют защитное заземление. Защитное заземление -преднамеренное соединение нетоковедущих частей электрооборудования, которые могут случайно оказаться под напряжением, с заземляющим устройством.

Защитное заземление представляет собой систему металлических заземлителей, помещенных в землю и электрически соединенных специальными проводами с металлическими частями электрооборудования, нормально не находящимися под напряжением.

Защитное заземление эффективно защищает человека от опасности поражения электрическим током в сетях напряжения до 1000 В с изолированной нейтралью и в сетях напряжением выше 1000 В - с любым режимом нейтрали.


1. Устройство заземления

Заземление устроено в соответствии с требованиями ПУЭ, СНиП-Ш-33-76 и инструкции по устройству сетей заземления и зануления в электроустановках (СН 102-76).

Заземление следует выполнять:

а)при напряжениях переменного тока 380 В и выше и постоянного
тока 440 В и выше во всех электроустановках;

б)при напряжениях переменного тока выше 42 В и постоянного тока выше 110 В только в электроустановках, размещенных в помещениях с повышенной опасностью и в особо опасных, а также в наружных установках;

в)при любом напряжении переменного тока и постоянного тока во
взрывоопасных установках;

Заземлители могут быть использованы как естественные, так и искусственные. Причём, если естественные заземлители имеют сопротивление растеканию, удовлетворяющие требованиям ПУЭ, то устройство искусственным заземлителями не требуется.

В качестве естественных заземлителей могут быть использованы:

а) проложенные в земле водопроводные и другие металлические трубопроводы, за исключением трубопроводов горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, горючих или взрывчатых газов и смесей;

б) обсадные трубы, металлические и железобетонные конструкции зданий и сооружений, находящиеся в непосредственном соприкосновении с землёй;

в) свинцовые оболочки кабелей, проложенных в земле и т.д.

В качестве искусственных заземлителей чаще всего применяют угловую сталь 60x60 мм, стальные трубы диаметром 35-60 мм и стальные шины сечением не менее 100 мм 2 .

Стержни длиной 2,5...3м погружаются (забиваются) в грунт вертикально в специально подготовленной траншее (рис.1).

Вертикальные заземлители соединяются стальной полосой, которая приваривается к каждому заземлителю.

По расположению заземлителей относительно заземляемого оборудования системы заземления делят на выносное и контурное.

Выносное заземление оборудования показано на рис.2. При выносной системе заземления заземлители располагаются на некотором удалении от заземляемого оборудования. Поэтому заземленное оборудование находится вне поля растекания тока и человек, касаясь его, окажется под полным напряжением относительно земли

Выносное заземление защищает только за счёт малого сопротивления грунта.


Контурное заземление показано на рис. 3. Заземлители располагаются по контуру заземляемого оборудования на небольшом (несколько метров) расстоянии друг от друга. В данном случае поля растекания заземлителей накладываются, и любая точка поверхности земли внутри контура имеет значительный потенциал. Напряжение прикосновения будет меньше, чем при выносном заземлении.

Где потенциал земли.

2. Нормирование параметров защитного заземления

Защитное заземление предназначено для обеспечения безопасности человека при прикосновении к нетоковедущим частям оборудования, случайно оказавшимся под напряжением, и при воздействии напряжения шага. Эти величины не должны превосходить длительно допустимых.

В ПУЭ нормируются сопротивления заземления в зависимости от напряжения электроустановок.

В электроустановках напряжением до 1000 В сопротивление заземляющего устройства должно быть не выше 4 Ом; если же суммарная мощность источников не превышает 100 кВА, сопротивление заземления должно быть не более 10 Ом.

В электроустановках 1000 В с током замыкания 500 А допускается сопротивление заземления но не более 10 Ом.

Если заземляющее устройство используется одновременно для электроустановок напряжением до 1000 В и выше 1000 В, то но не выше нормы электроустановки (4 или 10 Ом). В электроустановках с токами замыкания 500 A, O,5 Ом.

3. Расчет заземления

Расчет заземления сводится к определению числа заземлителей и длины соединительной полосы исходя из допустимого сопротивления заземления.

Исходные данные


1. В качестве заземлителя выбираем стальную трубу диаметром , а в качестве соединительного элемента – стальную полосу шириной .

2. Выбираем значение удельного сопротивления грунта соответствующее или близкое по значению удельному сопротивлению грунта в заданном районе размещения проектируемой установки.

3. Определяем значение электрического сопротивления растеканию тока в землю с одиночного заземлителя

где - удельное сопротивление грунта,

Коэффициент сезонности,

Длина заземлителя,

Диаметр заземлителя,

Расстояние от поверхности грунта до середины заземлителя.

4. Рассчитываем число заземлителей без учета взаимных помех, оказываемых заземлителями друг на друга, так называемого явления взаимного “экранирования”

≈ 10.

5. Рассчитываем число заземлителей с учетом коэффициента экранирования


≈ 18

где - коэффициент экранирования (прил., табл.1.).

Принимаем расстояние между заземлителями

6. Определяем длину соединительной полосы

7. Рассчитываем полное значение сопротивления растеканию тока с соединительной полосы

8. Рассчитываем полное значение сопротивления системы заземления

где =0.51 - коэффициент экранирования полосы (прил., табл.2.).


Вывод

Сопротивление R зу = 2,82 Ом меньше допускаемого сопротивления, равного 4 Ом. Следовательно, диаметр заземлителя d = 55 мм при числе заземлителей n= 18 является достаточным для обеспечения защиты при выносной схеме расположения заземлителей.

Рис. 4. Схема полученного выносного заземления.

Рис. 5. Схема расположения заземлителей.


Приложение




Частота тока Норм. вел. ПДУ, при t, с 0,01 - 0,08 свыше 1 Переменный f = 50 Гц UД IД 650 В - 36 В 6 мА Переменный f = 400 Гц UД IД 650 В - 36 В 6 мА Постоянный UД IД 650 В 40 В 15 мА Электрокотельное отделения, где установлены основное оборудование 6 кВ, относиться к классу особо опасных помещений по степени возможности поражения...

Линии электропередачи (ЛЭП) подстанции. Расчет токов короткого замыкания производится для двух точек, на шинах ВН, НН трансформатора ТДТН (рисунок 4.1) Расчёт параметров схемы замещения системы электроснабжения Рисунок 4.1 Схема замещения для расчёта токов КЗ. Расчёт ведём в именованных единицах точечным методом. Расчёт эквивалентных сопротивлений. Сопротивление системы: (4.1) ...

Трансформаторы которой выбираются с учетом взаимного резервирования; · Перерыв в электроснабжении возможен лишь на время действия автоматики (АПВ и АВР). Схема системы электроснабжения нефтеперекачивающей станции, удовлетворяющая требованиям изложенным выше, представлена на листе 2 графической части. 2.2 Схема электроснабжения НПС Рис. 2.1. Схема электроснабжения НПС На рис. 2.1. в...

Давно известно, что качественное искусственное освещение является неизменным атрибутом активной жизнедеятельности человека в тёмные часы суток. И важно поддерживать должный его уровень, чтобы обеспечить хорошее самочувствие. Как же правильно подобрать свет для дома или рабочего места, чтобы ощущать себя комфортно?

Принципы планирования освещённости

Однако не нужно ничего выдумывать, разработаны и приняты нормы искусственного освещения, обеспечивающего бжд человека. Сюда входят нормативы, ГОСТы и рекомендации. От их неукоснительного выполнения часто зависит не только здоровье либо производительность труда работника, но даже иногда и его жизнь. Если разрабатывается проект для искусственного освещения выбранных производственных помещений, базовый расчет показателей производится на основе данных отечественного СНиПа под номером 23.05–95.
Глобально освещение делится на три типа: естественное (от солнца через окна), искусственное (светильники) и смешанное (либо совмещённое) – оба вида вместе. На крупных производственных предприятиях, где в обязательном порядке соблюдаются требования охраны труда и бжд, очень важно обеспечивать баланс освещённости помещений при использовании совмещённых источников света: искусственного и естественного. Поэтому при планировании цехов следует непременно проводить соответствующие замеры.
Хорошо спланированная освещённость способствует отличному самочувствию работников, что позитивно сказывается на производительности их труда, в разы снижается утомляемость и риск возникновения травматизма. Поэтому перед установкой осветительных приборов профильными специалистами обязательно должен быть проведён расчет освещённости конкретных производственных помещений.

Качественный расчет должен учитывать не только факторы планировки помещений, но и особенности расположения производственных объектов относительно сторон света, уровень естественной инсоляции в разное время года, цвет и материал строений.

При определении интенсивности общего освещения помещений обязательно должно приниматься во внимание естественное излучение от солнца. Поэтому всегда учитывается количество и размеры окон в помещениях. В расчет мощностей светильников также вносится поправка на естественное загрязнение оконных поверхностей, плафонов ламп. Кстати, показана регулярная их мойка, т.к. скопившаяся пыль значительно снижает интенсивность свечения ламп (либо проникновение солнечных лучей сквозь грязные окна).
Как правило, производственные помещения имеют слабое естественное освещение из-за небольшого количества окон и несоответствия высоты потолков к длине. Поэтому всегда вносятся корректирующие эти недостатки коэффициенты.
Для сильно запылённых или влажных производственных помещений рекомендуется выбирать модели светильников с уровнем пылевлагозащиты – IP, на уровне не менее 44 (а лучше с IP 54-55). Они надёжно защищены от агрессивных воздействий и прослужат дольше обычных негерметичных изделий.
Большую роль играет и специфика работ, выполняемых на производстве. Так если технологические операции требуют от персонала повышенной точности (при работе на сложных станках, в цехах мелкой сборки, в чертёжных, проектных конторах и т.п.) обязательно нужно повышать уровень общего освещения. Необходимо также предусмотреть возможность его зонального усиления. Для этого каждое рабочее место следует снабдить направленным источником света, поток от которого каждый сотрудник сможет корректировать под себя.
Недопустимо, в целях экономии электроэнергии, использовать только локальное освещение возле каждого рабочего места. Так как за пределами своей световой зоны работник не будет видеть ничего, что грубо противоречит правилам безопасности. И при переведении взгляда его глаза будут перенапрягаться из-за резкого перепада уровней освещённости. В результате острота зрения человека будет стремительно падать, повысится утомляемость, снизится производительность и качество труда в целом.
Помимо специфики работ нужно предусматривать и характеристики самого персонала: средний возраст, степень загруженности интенсивной зрительной работой, состояние здоровья. Так при наличии сотрудника-инвалида в помещении — нужно обеспечить ему отдельный светильник, отталкиваясь от причины инвалидности.
В расчет осветительных приборов для производственных помещений обязательно нужно вносить автономную аварийную подсветку, которая будет работать от резервной линии, даже при условии обесточивания предприятия. Это жизненно необходимо, чтобы работники имели возможность остановить оборудование и покинуть здание при возникновении любых экстремальных обстоятельств: задымлениях, возгораниях, выбросах токсических веществ и т.д.

Методика расчёта света

Самый распространённый способ определения общего светового наполнения помещения — расчет соответствующего коэффициента. Он позволяет высчитать необходимую для каждого конкретного помещения степень освещённости, на основании которой уже можно подобрать подходящие по мощности светильники, в нужном количестве. Измеряется в люменах (или в люксах на единицу площади).
Расчет показателя производится по формуле:

где,
Z – коэффициент неравномерности освещённости. Он отображает соотношение средней освещённости к минимально возможной. При условии установки светильников в ряд он составляет 1,15 (для ламп с нитью накаливания) и 1,1 (для люминесцентных);
S – площадь помещения;
Кз — коэффициент запаса, дающий поправку на степень запылённости помещения, из-за которой лампы светят гораздо более тускло. Значение берётся из всё того же СНиПа (таблица 3). Упрощённую выкопировку прилагаем ниже.

Запас светильников

Eн – нормативная освещённость для конкретного помещения (в люксах). Она определяется исходя из специфики (классности проведения работ) по данным СНиПа 2305-95 (найти можно в таблице 1);
Норматив этот зависит от специфики работ выполняемых в помещении, его также можно взять из СНиПа. Усреднённая таблица нормативов приведена ниже.

Параметры освещения

η – расчётный показатель использования светового потока. Он отображает сколько
света от ламп попадает на плоскости рабочих поверхностей.

Этот расчет предполагает определение индекса помещения – Ип, который определяется по формуле:

где S – площадь, hр – расчётная высота установки светильников (м), А и В – длина стен помещения (м).
В свою очередь hр находят как разницу между высотой комнаты — Вк, высотой рабочей поверхности над уровнем пола — hpn (обычно равна 0,8 м) и свесом светильника hc (или расстоянием от потолка до горящей лампы, часто принимается за 0,5 м)

hр = Вк — hpn — hс

Определив все представленные параметры можно рассчитать нормативное количество ламп. Для этого делим полученный коэффициент светового наполнения F на нормативно гарантированный производителем поток выбранных светильников — Fн.

Пример расчёта

Чтобы лучше понять принцип определения общей освещённости, выполним расчет на примере помещения с габаритами 10 м на 15 м, с высотой потолков 4 м, со светлыми поверхностями потолка и стен, серым полом и средним уровнем запылённости. Класс выполняемых работ – средней точности. Лампы планируется ставить люминесцентные, мощностью 18 Вт, по 4 штуки в каждом светильнике.
Идём от обратного — сначала находим расчётную высоту установки:

hp = 4 – 0,8 – 0,5 = 2,7 м

Определяем индекс помещения:

Теперь находим значение коэффициента использования светового потока:

Чтобы не утруждать себя расчётами для определения этого параметра может использоваться таблица, приведённая ниже. Только в этом случае нужно непременно принимать во внимание степень отражения всех поверхностей. В нашем случае эти коэффициенты составляют: для пола — 0,3, для стен — 0,5 и для потолка — 0,7. На пересечении графы со столбцом и будет искомый показатель.

Отражение света

Теперь можно приступать к расчёту световой наполненности помещения

F = = 143709 люмен

Ориентировочный световой поток, идущий от четырёх люминесцентных ламп мощностью по 18 ватт каждая, был взят из таблицы:

Световой поток ламп

Итого количество ламп необходимых для общей подсветки составит:

Кл = = 40 ламп

В принципе, результат вполне соответствует общепринятому офисному стандарту для систем типа армстронг – по одному светильнику на 4 метра площади помещения. Эти расчёты были сделаны под освещение на уровне 300 люмен, больше походящее на естественное. Понятно, что для работ, предполагающих высокую точность с усиленной зрительной работой, нужно использовать либо светильники помощнее, либо просто большее их количество.

Способы экономии

Полученное в нашем расчёте число светильников, согласитесь, вышло весьма значительным. И это лишь для одного производственного помещения, а их ведь могут быть десятки. Затраты на покупку осветительных приборов и на электроэнергию получаются немалые. Поэтому рациональнее сразу потратиться сильнее, но приобрести современные энергоэффективные системы. Они позволят существенно снизить энергопотребление при равной световой отдаче.

Энергоэффективные системы

Яркий пример – высокотехнологичная альтернатива – светодиодные лампы. Они визуально ничем не отличаются от популярных растровых систем с люминесцентными источниками света. Поэтому даже не придётся переделывать потолочное перекрытие. Однако они в разы экономнее, так как потребляют вдвое, а то и втрое меньше энергии.
Кроме того приятными бонусами являются: моментальный запуск, отсутствие мерцания, которым нередко грешат экономки, устойчивость к частым включениям-выключениям и беспрецедентно долгий срок службы, без необходимости замены расходников на протяжении более чем пяти лет.
LED-системы, как правило, с лихвой окупаются по прошествии первых лет работы, и чем больше таких светильников установлено, тем сильнее экономический эффект.
И ещё одна, казалось бы малозначительная мера – покраска потолков, стен, предметов обстановки и оборудования в белый (либо просто светлый) цвет. Это способствует более равномерному рассеиванию света в помещении. И получается, что при тех же затратах энергии интенсивность освещённости заметно повышается.

Работник при выполнении операций на токарном и фрезерном станках в механическом цеху подвергаются воздействию целого ряда опасных и вредных для здоровья факторов. Рассчитаем величину некоторых из них.

В механическом цеху предприятия ООО «СЭПО-ЗЭМ» используется для освещения люминесцентная лампа ЛСП 02. По ГОСТ 6825-74 люминесцентной лампе ЛСП 02 соответствует световой поток Фл = 3380 лм. Число ламп в светильнике - 2 штуки, число светильников - 20 штук. Рассчитаем световой поток одной лампы и определим подходит ли данный тип лампы для данного помещения по нормам безопасности.

Освещенность в механическом цеху Е, лк определяется из формулы:

где Е - освещенность цеха лк;

S - площадь помещения, м 2 ;

К - коэффициент запаса, учитывающий загрязнение светильников и наличие в воздухе пыли, дыма, копоти, К = 1,8;

z - поправочный коэффициент, учитывающий неравномерность освещения; z = 1,1;

з - коэффициент использования светового потока ламп, зависящий от КПД и кривой распределения силы света светильника, коэффициента отражения потолка сп, стен сс и пола?р (сп = 50 %, сс = 30 %, ?р = 10%), высоты подвеса светильника и показателя помещения i;

N - число светильников, шт;

m - число ламп в светильнике, шт, m = 2

где А и В - два характерных размера помещения, м; А = 20 м, В = 10м;

Нр - высота светильников над рабочей поверхностью, м.

Нр = Н - hc - hp

где Н - общая высота помещения, м, Н = 9 м;

hc - высота от потолка до нижней части светильника, м, hc = 0,8 м;

hp - высота от пола до освещаемой поверхности, м, hp = 0,8 м.

Нр = 10 - 0,8 - 0,8 = 8,4 м.

Следовательно, з = 0,3

Уровни освещенности для сборочных работ установлены в соответствии с действующими нормативными документами для люминесцентных ламп 150 лк. Следовательно, используемая лампа не нарушает безопасность и соответствует необходимому освещению.

В результате проведенных расчетов установлено, что освещенность соответствует требуемым нормам.

Оценка уровня шума.

Уровень звуковой мощности фрезерного центра Vturn-X200 - 76 дБ. Произведем расчет уровня интенсивности шума станка по формуле:

L w - уровень звуковой мощности источника, дБ;

Ф - фактор направленности шума (энергия звука излучается во всех направлениях одинаково, Ф=1);

r - расстояние до источника, м;

ч - коэффициент, учитывающий размеры источника;

ш - коэффициент, учитывающий характер звукового поля в помещении и зависящий от отношения акустической постоянной B пом. B пом =11,1 по данным завода, коэффициент ш = 0,83.

Расчет интенсивности звука выполняем для точки помещения, где находится исследуемое рабочее место, находящееся на расстоянии от источников шума 0,5 м; 3,7 м; 6,9 м.

Определим уровень интенсивности звука в расчетной точке от различных источников:

· от фрезерного станка 1, r= 0,5 м, L w = 76 дБ, ч=4,1:

· от фрезерного станка 2, r= 3,7 м, L w = 76 дБ, ч=2,5:

· от фрезерного станка 3, r= 6,9 м, L w = 76 дБ, ч=1,5:

Определяем суммарный уровень интенсивности звука на рабочем месте от всех источников:

где L 1 , L 2 , L 3 - уровни интенсивности шума, создаваемые каждым источником в расчетной точке, дБ.

Согласно СН 2.2.4.2.1.8.562-96, ПДУ шума составляет суммарный уровень интенсивности звука, равный 80 дБ. Следовательно, существует превышение ПДУ на 1,2 дБ, что соответствует классу условий труда 3.1- вредный. Расчет потребного воздухообмена для удаления вредных веществ из помещения. В механическом цеху в воздухе рабочей зоны содержатся такие вредные вещества как: минеральные масла концентрацией 8 мг/м3 и оксиды железа концентрацией 9 мг/м3. Количество выделяющегося минерального масла и количество оксидов железа рассчитывается по формуле:

G = C * V * K, мг/ч

где С - фактическая концентрация вредного вещества в единице объема воздуха производственного помещения, мг/м 3 ;

V - объем помещения, м 3 ;

К - коэффициент запаса, учитывающий неравномерность распределения вредного вещества по объему помещения (от 1,5 до 2);

Количество выделяющегося минерального масла:

G 1 = 8 * 1080 * 2 = 17280 мг/ч;

Количество выделяющегося оксида железа:

G 2 = 9 * 1080 * 2 = 19440 мг/ч.

Потребный воздухообмен для удаления вредных веществ из рабочей зоны рассчитывается по формуле:

L = G / q выт - q прит,

где G - количество выделяющихся вредных веществ, мг/ч;

q выт, q прит - концентрации вредных веществ в вытяжном и приточном воздухе соответственно, мг/м3; q прит =0, т.к. в атмосферном воздухе отсутствуют минеральные масла и оксиды железа.

L м.м. = 17280 / 8 = 2160 м 3 /ч.

L окс.ж. = 19440 / 9 = 2160 м 3 /ч.

Так как потребные воздухообмены равны, принимаем 2160 м 3 /ч.

В зависимости от типа и назначения помещения устанавливаются нормы кратности воздухообмена.

где LQ - потребное количество воздухообмена, м 3 /ч; V - объем помещения, м 3 ;

К = 2160 / 1080 = 2

Потребный воздухообмен для обеспечения санитарно-гигиенических норм в токарном цехе составляет LQ = 810 м 3 /ч с кратностью 2 раз в час.

Для обеспечения воздухообмена 810 м 3 /ч используем вентилятор для общей вентиляции марки ТКК (400 В), который обеспечивает воздухообмен 900 м 3 /ч. Для обеспечения местного воздухообмена используем пылестружкоуловители марки ПСУ-2000 с производительностью 2000 м 3 /ч.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» Факультет технологии пищевых производств

Кафедра «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности»

УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе

А. М. Дворянкин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Направление: 151900.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

Профиль подготовки: «Технология машиностроения» Факультет – ФПИК

Заочная форма обучения (сокращенная программа обучения)

Число зачетных единиц

Всего часов по учебному плану

Всего часов аудиторных занятий

Лекции, час.

Лабораторные работы, час.

СРС, всего часов по учебному плану

Форма итогового контроля

Волгоград 2012

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО направления 151900.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и учебного плана бакалавриата по данному направлению, утвержденного приказом ректора ВолгГТУ

Составитель рабочей программы канд. техн. наук, доцент ___________________________ А. А. Липатов

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности»

Протокол от « ____ » ________________ 2012 г. № ___

Заведующий кафедрой д-р техн. наук, профессор _____________________ В. Ф. Желтобрюхов

Одобрено научно-методической комиссией по организации учебного процесса по безотрывным и сокращенным образовательным программам

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель преподавания дисциплины

Основная цель дисциплины – вооружить будущих специалистов знаниями о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, выявлении и идентификации опасных и вредных факторов, теоретическими и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, а также выработки мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

Преподавание дисциплины предполагает получение студентами основ знаний по охране труда, окружающей среды и защите в условиях чрезвычайных ситуаций применительно к машиностроительным производствам – в частности, к механическим цехам, металлорежущим станкам и инструментам. Кроме того, курс направлен на повышение общетехнической подготовки студентов. Его изучение является одним из завершающих этапов формирования специалистабакалавра в соответствии с квалификационными требованиями к выпускникам вузов по получаемой специальности.

1.2. Задачи изучения дисциплины Исходя из сформулированной цели ставятся следующие задачи:

1) раскрыть понятие безопасности жизнедеятельности с точки зрения аксиомопотенциальной опасности взаимодействия человека со средой обитания;

2) раскрыть связь неконтролируемой технической деятельности с экологическим кризисом, с усилением и появлением новых опасных и вредных факторов среды обитания;

3) ознакомить студентов с опасными и вредными факторами среды обитания, а также бытовыми и производственными опасными и вредными факторами; раскрыть их физическую сущность, дать математическое описание (производственные факторы должны быть рассмотрены применительно к технологии, оборудованию, инструментам и средствам автоматизации металлообрабатывающих цехов);

4) ознакомить студентов с анатомо-физиологическими последствиями воздействия опасных и вредных факторов на организм человека;

5) обучить студентов современным методам защиты от воздействия опасных и вредных факторов; научить производить соответствующие расчеты, пользоваться средствами контроля и защиты;

6) ознакомить студентов с требованиями к устройству и содержанию машиностроительных предприятий и металлообрабатывающих цехов;

7) дать студентам понятие о поражающих факторах, прогнозировании и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени, об обеспечении устойчивости работы промышленных объектов и технических систем (в частности, машиностроительных заводов);

8) дать студентам основные понятия по организационным и правовым вопросам охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

1.3. Взаимосвязь учебных дисциплин

Программа курса базируется на тесной взаимосвязи и преемственности с другими теоретическими, общетехническими и специальными дисциплинами, изучаемыми студентами в течении первых трех лет обучения в университете. Сюда, в первую очередь, можно отнести физику, химию, электротехнику, а также высшую математику. Без знания этих курсов невозможно усвоение большинства разделов преподаваемой дисциплины. Навыки практической работы, полученные в физических, химических и электротехнических лабораториях, необходимы для выполнения лабораторных работ по промышленной санитарии и технике безопасности. Описание некоторых опасных и вредных факторов (поражение электрическим током, шум, вибрации), а также развития чрезвычайных ситуаций требует применения некоторых разделов высшей математики (анализ, комплексные числа, теория вероятностей и математическая статистика).

1.4. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Согласно ФГОС по направлению, применительно к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурные компетенции –

ОК-1 – способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, культурой мышления;

ОК-2 – способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-5 – способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-10 – способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

ОК-13 – осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;

ОК-16 – способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угро-

зы, возникающие в этом процессе; соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ОК-20 – способностью использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

профессиональные компетенции –

ПК-4 – способностью применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроительных производствах, современные методы разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных технологий;

ПК-15 – способностью участвовать в мероприятиях по контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации действующим стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

ПК-17 – способностью проводить диагностику состояния и динамики производственных объектов машиностроительных производств с использованием необходимых методов и средств анализа;

ПК-22 – способностью выполнять мероприятия по эффективному использованию материалов, оборудования, инструментов, технологической оснастки, средств автоматизации, алгоритмов и программ выбора и расчетов параметров технологических процессов;

ПК-26 – способностью участвовать в организации на машиностроительных производствах рабочих мест, их технического оснащения, размещения оборудования, средств автоматизации, управления, контроля, диагностики и испытаний;

ПК-36 – способностью проводить контроль соблюдения экологической безопасности машиностроительных производств;

ПК-44 – способностью находить компромисс между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при краткосрочном, так и долгосрочном планировании.

Отдельные элементы перечисленных выше компетенций формируются у студентов при изучении данной дисциплины.

Перечисленные выше компетенции предполагают следующие знания, умения и навыки.

Студент должен ЗНАТЬ:

основные опасные и вредные факторы (производственные, бытовые, среды обитания), их количественные характеристики и принципы нормирования; анатомо-физиологические последствия воздействия опасных и вредных

факторов на организм человека; современные методы защиты от воздействия опасных и вредных факто-

Студент должен УМЕТЬ:

выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы на конкретных производственных объектах (в частности – в металлообрабатывающих цехах), в административных и бытовых помещениях;

производить измерения параметров, характеризующих воздействие на человека опасных и вредных факторов;

определять по нормативам предельно допустимые воздействия опасных и вредных факторов на организм человека;

правильно выбирать и пользоваться современными средствами защиты, производить соответствующие расчеты.

Студент должен ИМЕТЬ НАВЫКИ:

использования приборов для измерения параметров опасных и вредных факторов – газоанализаторов, люксметров, мегаомметров и др.;

работы с нормативными документами – государственными стандартами, санитарными правилами и нормами, строительными нормами и правилами;

использования справочной литературы при проведении расчетов.

Отдельные элементы вырабатываемых в процессе изучения дисциплины компетенций приводятся в разделе 2.

Таблица 2.1 Содержание учебной дисциплины и вырабатываемые компетенции

Наименование модуля, темы и

вопросов, изучаемых на лекциях и в ходе

самостоятельной работы студентов (СРС)

ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ.

Сущность, цель и основные задачи

курса. Составляющие курса. Основ-

ные термины и определения.

Характерные состояния системы

«Человек – среда обитания». Взаимо-

действие технической деятельности

человека со средой обитания. Нега-

тивные факторы среды обитания, их

воздействие на человека, техносферу

и природную среду.

Компетенции: иметь представле-

ние об основных путях загрязнения

окружающей среды машинострои-

тельными предприятиями (ПК-4.1);

знать основные пути снижения энер-

гопотребления (ПК-4.2) и металло-

емкости (ПК-22.1) в металлообраба-

тывающих производствах.

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ФИ-

ЗИОЛОГИИ ТРУДА.

Виды и характеристики труда.

Оценка тяжести и напряженности

труда. Комфортные условия жизнеде-

ятельности в техносфере, критерии

* Элементы компетенций ОК-1, 2; ПК-44 вырабатываются при изучении дисциплины в целом, поэтому они приводятся без привязки к темам

Продолжение таблицы 2.1

комфортности и безопасности. Тре-

бования эргономики и психологии к

условиям труда. Профессиональный

отбор операторов.

Компетенции: уметь анализиро-

вать тяжесть и напряженность (в

частности – монотонность) труда

работников металлообрабатываю-

щих цехов и операторов автомати-

зированных производств (ПК-17.1).

МИКРОКЛИМАТ И ЕГО ВЛИЯ-

НИЕ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Тепловой баланс и терморегуляция

организма. Параметры микроклимата

и их нормирование (в том числе в ме-

ханических цехах).

Компетенции: уметь определить

нормативные параметры микрокли-

мата (ПК-15.1); уметь оценить со-

стояние микроклимата в механиче-

ском цехе (ПК-17.3).

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ

Характер загрязнения воздуха.

Классификация загрязнителей по аг-

регатному состоянию, дисперсности

и воздействию на человека. Нормиро-

Мероприятия по охране воздушной

среды. Вентиляция: классификация

требования, расчет. Системы венти-

ляции механических цехов.

Компетенции: знать основные за-

грязнители воздуха механических це-

хов (ПК-17.4) и нормы их содержания

(ПК-15.2); знать требования к вен-

тиляции механических цехов (ПК-

мен в механическом цехе (ПК-26.2).

Продолжение таблицы 2.1

ОСВЕЩЕНИЕ.

Светотехнические величины. Ви-

ды, системы и основные требования к

освещению. Преимущества и недо-

статки различных типов ламп. Функ-

ции и типы светильников.

Нормирование искусственного и

естественного освещения, в том числе

для механических цехов.

Методы расчета освещения.

Компетенции: знать нормы осве-

щения механических цехов (ПК-15.3);

уметь выбрать систему освещения,

лампы и светильники (ПК-26.3);

механического цеха (ПК-26.4).

ЗАЩИТА ОТ ПОЛЕЙ И ИЗЛУ-

Классификация электромагнитных

полей и излучений, воздействие на

человека, нормирование. Методы за-

щиты. Молниезащита. Особенности

воздействия на человека ультрафио-

летового и инфракрасного излучения.

Виды и особенности распростра-

нения ионизирующих излучений. Ха-

рактеристики дозы и активности ра-

диоактивных веществ. Виды доз.

Нормирование дозы и способы защи-

ты от радиации.

нормы электромагнитных полей (ПК-

ЗАЩИТА ОТ ШУМА И ВИБРА-

Характеристики, оценка спектра и

классификация шумов. Воздействие

шума на человека. Основные источ-

ники шума в машиностроении. Нор-

мирование, контроль и борьба с шу-

мом. Особенности для инфра- и уль-

тразвука.

Причины, характеристики, класси-

фикация и воздействие вибраций на

человека. Нормирование и методы

снижения.

Компетенции: знать параметры и

нормы шума (ПК-15.6) и вибраций

(ПК-15.7); знать основные источники

шума и вибраций в механических це-

хах (ПК-17.5, 17.6); знать методы

защиты от воздействия шума и виб-

раций (ПК-26.7, ПК-26.8).

ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ.

Воздействие электрического тока

на организм человека. Классификация

помещений по опасности поражения.

Влияние типа сети, параметров и ре-

жима ее работы на тяжесть пораже-

Явления при стекании тока в зем-

лю. Напряжения шага и прикоснове-

ния. Меры защиты от поражения то-

ком. Защитное заземление и зануле-

ние. Обозначение систем электро-

установок.

Компетенции: знать параметры и

нормативные требования к электри-

ческим сетям и средствам защиты

от поражения током (ПК-15.8);

знать и уметь рассчитывать сред-

ства защиты от поражения элек-

трическим током (ПК-26.9).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики

Практическая работа

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Расчет степени риска

Исполнитель:

Студент группы ВЭД-14 Дымарская И.В.

Руководитель:

Ст. преподаватель Панкратьева Н.А.

Екатеринбург 2014

Введение

Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями БЖД: опасность и риск, виды риска, травмоопасный фактор и его виды; определение количественных характеристик опасности и методика расчета степени риска.

1. Теоритическая часть

Курс «безопасности жизнедеятельности» рассматривает и изучает важные для каждого человека вопросы. БЖД - комплексная дисциплина, изучающая возможности обеспечения безопасности человека применительно к любому виду человеческой деятельности. Приступая к изучению раздела «расчет степени риска», следует с самого начала ознакомиться с его основными понятиями.

Опасность - это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Говорят также, что такие системы обладают так называемым остаточным риском , т.е. способностью к потере устойчивости или длительному отрицательному воздействию на человека, окружающую среду.

Объективной основой опасности является неоднородность системы «человек - среда обитания».

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация, или реализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Для живых организмов опасностьреализуетсяв виде травмы., заболевания, смерти.

Признаками, определяющими опасность, могут быть:

· угроза для жизни;

· возможность нанесения ущерба здоровью;

· нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

· нарушение условий нормального функционирования экологических систем

Частоту реализации опасности в процессе деятельности человека принято определять термином «риск». Дадим определение слову «риск»:

Риск - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий. Знание вероятности неблагоприятного события позволяет определить вероятность благоприятных событий по формуле:

где n - число реализованных нежелательных событий;

N - общее число возможных нежелательных событий за тот же период времени.

Риски можно разделить на огромное количество видов, но рассмотрим их классификацию по роду опасности и по возможности их предвидения.

Виды рисков по роду опасности:

· Техногенные риски -- это риски, связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, загрязнение окружающей среды).

· Природные риски -- это риски, не зависящие от деятельности человека (например, землетрясение).

· Смешанные риски -- это риски, представляющие собой события природного характера, но связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, оползень, связанный со строительными работами).

Виды рисков по возможности предвидения:

· Прогнозируемые риски -- это риски, которые связаны с циклическим развитием экономики, сменой стадий конъюнктуры финансового рынка, предсказуемым развитием конкуренции и т.п. Предсказуемость рисков носит относительный характер, так как прогнозирование со 100%-ным результатом исключает рассматриваемое явление из категории рисков. Например, инфляционный риск, процентный риск и некоторые другие их виды.

· Непрогнозируемые риски -- это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс- мажорные риски, налоговый риск и др.

Соответственно этому классификационному признаку риски подразделяются также на регулируемые и нерегулируемые в рамках предприятия.

Еще одним ключевым понятием является понятие «травмоопасный фактор»

Травмоопасный фактор - негативное воздействие на человека, способное при определенных условиях вызвать острое нарушение здоровья, травму и гибель организма.

Под травмоопасными факторами понимается любое техногенное, природное, социальное воздействие на человека, способствующее возникновению у него повреждений кожных покровов, мышц, костей, сухожилий, позвоночника, глаз, головы, других частей тела, не являясь их непосредственной причиной. Из огромного количества травмоопасных факторов, позволяющего утверждать, что любая деятельность - потенциально опасна, следует выделить наиболее значимую группу физических травмоопасных факторов, приводящих к механическому травмированию

К травмирующим (травмоопасным) факторам относятся : электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машины и механизмы, обломки разрушающихся конструкций, агрессивные и ядовитые химические вещества; нагретые (охлажденные) элементы оборудования, перерабатываемого сырья и других теплоносителей; и т.д.

Результаты анализа причин травмирования позволяют утверждать, что - «все опасности можно контролировать до определённого предела, если они могут быть идентифицированы».

Рассмотрим одну задачу на расчет степени травмоопасного риска человека вследующей ситуации:

Пример 1

Спрогнозировать число погибших от пожара за год на ИЧП г. Екате-ринбурга, если известно, что величина индивидуального риска гибели от пожара работников таких предприятий составляет 4·10 -4 в год. Общее коли-чество реализаторов принять 10000 человек.

Воспользуемся основной формулой расчета степени риска для решения данной задачи:

В данном случае R и = 4*10^(-4), N = 10*10^3, откуда находим, что n, которое вычисляется по формуле n= R и *N, будет равно 4 .

Рассмотрим также таблицу, показывающую травмоопасный риск (риск фатального исхода) в год, обусловленный различными ситуациями.

Внимательно ее проанализировав, можно сделать вывод, что полная безопасность не может быть гарантирована никому, независимо от образа жизни.

2. Основная часть

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Вывод

В результате практической работы №1 «Расчет степени риска» были изучены такие понятия БЖД, как опасность и риск, виды риска, теория о травмоопасном факторе. Я научилась определять количественные характеристики опасности, познакомилась с методикой расчета степени риска. безопасность риск травмоопасный

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

Идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

Защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

Ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

Создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Полная безопасность не может быть гарантирована никому, независимо от образа жизни. Поэтому мы можем лишь проводить мероприятия по снижению рисков, отградиться от них полностью мы не сможем. Разработаны следующие мероприятия по снижению риска:

Отказ от вредных привычек;

Крайне внимательное поведение на дорогах для избежания ДТП;

Быть внимательным при готовке, использовании газовых плит, зажигалок, спичек или других огнеопасных и легковоспламеняющихся предметов в помещении;

Использовать в пищу только свежие и натуральные продукты, максимально исключать из рациона продукты синтетического происхождения;

Не использовать огнестрельное оружие без крайней необходимости и вблизи других людей;

Многое другое.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Математическая модель зонирования территории по степени опасности от цунами. Принцип Парето-оптимальности. Численные методы построения множества Парето, описание программы. Структурные методики зонирования береговой территории по степени опасности.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2011

    Исследование проблем защиты человека от опасности в разных условиях. Особенности формирования общественной грамотности в сфере безопасности. Расчеты основных параметров землетрясений, зон поражения при наводнениях, степени риска. Оценка условий труда.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2012

    Опасность - центральное понятие сферы безопасности жизнедеятельности и промышленной безопасности, их виды и сферы проявления. Основные положения теории риска, его классификация и типы. Анализ и управление риском. Устойчивость промышленных объектов.

    дипломная работа , добавлен 03.02.2011

    Понятие риска элементов техносферы. Развитие риска на технических объектах. Основы методологии анализа, оценки и управления риском. Идентификация опасностей и оценки риска для отдельных лиц, групп населения, объектов. Количественные показатели риска.

    презентация , добавлен 03.01.2014

    Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. Порядок проведения расчета индивидуального пожарного риска. Анализ пожарной опасности здания.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Факторы и ситуации, оказывающие отрицательное влияние на человека. Системно-структурная модель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как науки, её цели. Классификация и характеристика опасностей. Определение приемлемого риска и системы безопасности.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Цели, задачи, объект и предметы изучения науки БЖД. Опасности и их источники, количественная характеристика, концепция приемлемого риска. Безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения. Человек как элемент системы "человек - среда обитания".

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Основные положения теории риска. Концепция приемлемого риска. Действие техногенных опасностей. Методические подходы к определению риска. Выявление источников опасностей. Системный анализ безопасности. Причины отказов оборудования на предприятиях.

    лекция , добавлен 24.07.2013

    История возникновения научной и учебной дисциплины. Признаки опасности. Принципы БЖД. Виды негативных воздействий в системе "Человек - Среда обитания". Понятие "риск". Определение риска. Методы выявления производственных опасностей.

    реферат , добавлен 09.06.2002

    Задачи безопасности жизнедеятельности: идентификация, защита и ликвидация опасности. Презумпция потенциальной опасности деятельности. Угрозы естественного и антропогенного происхождения. Оценка рисков по результату воздействия негативных факторов.



Загрузка...

Реклама