novomarusino.ru

Попечительский совет определение. Что такое попечительские советы, и необходимы ли они школам

Попечительский совет – общественная форма

управления образовательным учреждением.

План

Введение………………………………………………………………………..3

1. Попечительский совет (ПС). Функции ПС………………………………..3

2. Нормативно-правовая база ПС…………………………………………….4

2.1. ПС без статуса юридического лица……………………………………...5

2.2. ПС со статусом юридического лица…………………………………….6

3. Подготовка учредительных документов…………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………...11

Приложение 1…………………………………………………………………12

Приложение 2…………………………………………………………………

Введение

Основанием для оптимистического взгляда на возможности попечительства в образовании могут стать факты истории России. Предпринимаемые сегодня попытки возрождения попечительства отражают осознаваемую обществом и государством потребность в создании механизмов поддержки школы.

Полем деятельности попечительских советов является: выработка стратегии развития образовательного учреждения, осуществляемая совместно с администрацией школы; контроль над реализацией программ образования и контроль над использованием бюджетных средств; осуществление связей с общественностью. Опыт показывает, что в конкуренции, которая начала складываться в процессе десятилетнего развития рыночных отношений и на рынке образовательных услуг, выигрывают те организации, которые сформировали около себя структуры, обеспечивающие открытость образовательной системы - постоянную внешнюю оценку, "взгляд со стороны", и активно участвующие в развитии и разрешении проблем школы. К таким структурам можно отнести попечительские советы и другие общественные организации поддержки деятельности образовательного учреждения.

1. Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением.

Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием, это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения. Возможны два правовых статуса: с образованием юридического лица или без его образования.

Попечительский совет - это не просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени школы и диалог со школой от имени гражданского общества.

Функции Попечительского совета

1) Социальная – к деятельности Попечительского совета привлекаются представители разных социально-профессиональных групп населения. Это обстоятельство в определенной степени предопределяет характер дифференциации образовательных запросов социальных групп. Люди все в большей степени понимают, что качество полученного образования будет определять будущий социальный статус гражданина.

2) Экономическая – без реализации многоканальных схем внебюджетного, долевого финансирования образовательного учреждения невозможно не только его развитие, но и функционирование. Наличие финансовой, правовой и имущественной базы Попечительского совета обусловливает конкурентные преимущества коллектива образовательного учреждения на рынке труда и образовательных услуг.

Имущественная база Попечительского совета – это сумма финансовых, материальных и интеллектуальных средств, образуемых из взносов попечителей или учредителей, а также полученных Попечительским советом иным законным путем в целях осуществления помощи и поддержки школы.

3) Политическая – муниципальное сообщество в лице органов законодательной и исполнительной властей, а также других социальных партнеров использует Попечительский совет для проведения в жизнь определенной образовательной политики.

Доминирующей выступает экономическая функция Попечительского совета, которая определена следующими факторами:

· Попечительские советы рассматриваются как один из каналов привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования школы;

· финансовые средства Попечительского совета частично компенсируют отсутствие средств из бюджета на обеспечение учебного процесса;

· добровольными инвесторами Попечительского совета становятся, в первую очередь, родители и обучающиеся;

· реальным владельцем финансовых средств Попечительского совета становится образовательное учреждение, а их распорядителем – его администрация.

2. Нормативно-правовая база Попечительского совета

Со вступлением Российской Федерации в 1997 году в Совет Европы его международные правовые акты обязательны к применению на территории всех европейских государств, в том числе и России. На нас распространяется принцип международного права, который отражен в следующих законодательных актах:

а) Конвенция прав ребенка (вступила в силу в 1959 г.);

б) Европейская социальная хартия (вступила в силу в 1965 г.);

в) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу в 1976 г.);

г) Конвенция ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (вступила в силу в 1989 г.).

Федеральная нормативно-правовая база, достаточная для создания, функционирования и развития попечительских советов, представлена следующими федеральными законами:

Статьи 118-121 параграфа 5 главы 4 части 1 Гражданского кодекса РФ (от 26.01.96);

Пункт 6 статьи 2; статья 32, 35, 36 Закона РФ «Об образовании» (от 13.01.96);

Статьи 10, 15, 24, 26 Закона РФ «О некоммерческих организациях» (от 12.01.96);

Статьи 8, 12, 17, 18 Закона РФ «Об общественных объединениях» (от 19.05.95).

2.1. Попечительский совет без статуса юридического лица

Принципы государственной политики, в русле которых должна строиться деятельность образовательных учреждений, определены п. 6 ст. 2 Закона РФ «Об образовании». Они устанавливают демократический, государственный характер управления и автономность образовательных учреждений. Статья 32 закона определяет компетенцию и ответственность образовательного учреждения и уполномочивает администрацию самостоятельно привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств, но в отношении общественных органов самоуправления администрации оставлены только функции координации их деятельности (п. 21 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Статьей 35 установлено, что управление государственным и муниципальным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия, т.е. осуществляется директором школы (п.3 ст. 35) либо органом самоуправления. Одной из возможных форм самоуправления выступает Попечительский совет (п. 2 ст. 35)

Деятельность Попечительского совета, созданного без образования юридического лица, не требует отдельного лицензирования, ибо в данном случае действует лицензия образовательного образовательным учреждением.

Установленные уставом и лицензией учреждения направления деятельности разрешены и для деятельности его Попечительского совета.

Попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица, не может самостоятельно владеть объектами собственности, но может иметь отдельный лицевой счет в образовательном учреждении, обслуживаемый одним из работников бухгалтерии.

2.2. Попечительский совет со статусом юридического лица

Права юридического лица Попечительский совет приобретает только с момента государственной регистрации. Попечительский совет можно зарегистрировать самостоятельно либо обратиться к услугам специальных фирм.

Учредителями Попечительского совета как общественной организации или органа общественной самодеятельности должны выступать не мене трех правоспособных физических лиц. Учредителями Попечительского совета как автономной некоммерческой организации могут быть физические и юридические лица (статья 15 Закона «О некоммерческих организациях»). Попечительский совет как юридическое лицо должен иметь свой устав.

Для государственной регистрации предоставляются следующие документы:

Заявление, подписанное членами Президиума (правления) Попечительского совета с указанием места жительства каждого;

Устав Попечительского совета в двух экземплярах;

Выписка из протокола учредительного собрания, включающие сведения о создании Попечительского совета, об утверждении его устава и о формировании его руководящих органов и ревизионной комиссии;

Сведения об учредителях;

Документ об уплате регистрационного сбора;

Документ о юридическом адресе Попечительского совета.

Одновременно регистрируется наименование совета. Документы для государственной регистрации подаются не позднее трех месяцев со дня учредительного собрания. Деятельность Попечительского совета не требует отдельного лицензирования, если его учредитель (образовательное учреждение либо его администрация) имеет государственную лицензию и между ними заключен договор. Такая же ситуация возникает, если несколько учреждений – соучредители Попечительского совета. Лицензирование обязательно в случае, если Попечительский совет ведет самостоятельную деятельность.

Совет может быть создан в одной из следующих, предусмотренных законодательством организационно-правовых форм некоммерческой организации:

Общественная организация;

Орган общественной самодеятельности;

Автономная некоммерческая организация.

Чтобы выбрать форму Попечительского совета, оптимальную для определенного учреждения образования, предлагаем их законодательные определения.

В статье 8 Закона «Об общественных объединениях» сказано, что общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, действующее для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации могут быть как общественные объединения, так и юридические лица. Высшим органом выступает общее собрание членов организации, а постоянно действующим – выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию.

"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5

Дополнительное внебюджетное финансирование является непременным условием для развития образовательных учреждений в современных условиях, так как бюджетного финансирования довольно часто не хватает даже на покрытие необходимых текущих расходов учреждения. С переводом внебюджетного финансирования образовательных учреждений на лицевые счета в органы казначейского исполнения бюджета и их зачислением в бюджет возникли различные проблемы, связанные с самостоятельным использованием дополнительных средств. Ситуация осложняется тем, что зачисление внебюджетных доходов в бюджет формально приводит к увеличению объемов финансирования расходов на образование из бюджета, в то время как реального роста расходов не происходит. Поэтому образовательному учреждению выгодно дополнительные (внебюджетные) финансовые потоки "уводить" в другие организации. Учитывая актуальность темы общественно-государственного управления образованием в рамках современной государственной политики, такой организацией может стать Попечительский совет как самостоятельная некоммерческая организация.

Главная цель деятельности образовательного учреждения - реализация различных образовательных программ (основных и дополнительных). При этом для реализации любой образовательной программы необходимы материальные и финансовые ресурсы. Они нужны и для поддержания учебно-материальной базы на высоком качественном уровне, а также ее развития.

Согласно действующему законодательству финансирование должно осуществляться в соответствии с принимаемыми на региональном и муниципальном уровнях нормативами. При этом каждый регион и муниципалитет вправе самостоятельно разработать модель нормативного финансирования. К сожалению, практически во всех регионах бюджетное финансирование не покрывает необходимых затрат на качественную реализацию образовательных программ.

В то же время согласно ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

Поэтому для финансирования своих образовательных программ и развития учебно-материальной базы образовательное учреждение вправе привлекать внебюджетные средства. При этом весьма привлекательным и стабильным источником финансирования может стать Попечительский совет, созданный в виде некоммерческой организации, цель которого - содействие функционированию и развитию образовательного учреждения.

Обратите внимание: действующее законодательство запрещает бюджетным учреждениям взимать плату за реализацию основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджета (например, за реализацию основных общеобразовательных программ). При этом бюджет не гарантирует выделения достаточного количества средств для качественной реализации основных общеобразовательных программ, что в некоторых учреждениях образования приводит к оформляемым различным образом сборам с родителей учащихся.

Попечительский совет может софинансировать и основные образовательные программы, обеспечивая ресурсами качественное осуществление образовательного процесса, так как действующее законодательство запрещает взимать с родителей плату на эти цели, но не запрещает получать дополнительные средства от иных юридических лиц.

Попечительские советы без образования юридического лица достаточно распространены в образовательных учреждениях. Однако в этом случае своего расчетного счета они иметь не могут, поэтому экономического смысла в их существовании нет. Все преимущества в организации финансовых потоков образуются, только если Попечительский совет создается как самостоятельная некоммерческая организация.

Некоммерческая организация - это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Такие организации, в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ <1>, создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Правовое положение некоммерческих организаций определяется нормами Гражданского кодекса, Федеральным законом N 7-ФЗ и иными нормативными актами. Если Попечительский совет создан в форме общественного объединения, то в отношении его действует Федеральный закон N 82-ФЗ <2>.

<2> Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть создана по решению учредителей (учредителя), а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

В настоящее время имеется более 20 организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Для создания Попечительского совета возможно использование следующих таких форм:

  • некоммерческого партнерства;
  • общественной организации;
  • фонда;
  • автономной некоммерческой организации <3>.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Однако до государственной регистрации необходимо провести определенную подготовительную работу.

Процесс создания Попечительского совета включает следующие этапы:

  • подготовительный;
  • государственную регистрацию;
  • изготовление печати;
  • открытие расчетного (если необходимо, то и валютного) счета.

Только после данных процедур возможно официальное начало деятельности.

Некоммерческая организация создается по решению учредителей (учредителя), которыми в зависимости от организационно-правовых форм могут выступать как физические, так и юридические лица.

Учредительным документом некоммерческих организаций является устав, утвержденный учредителями (участниками) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации. Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

Обратите внимание: учредителями (членами, участниками) некоммерческой организации не могут быть иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания на территории РФ, лица и организации, связанные с отмыванием денежных средств или финансированием экстремистских организаций.

В учредительных документах некоммерческой организации должны содержаться:

  • наименование некоммерческой организации с указанием на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения некоммерческой организации;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов;
  • условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство);
  • источники формирования имущества некоммерческой организации;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
  • иные положения, предусмотренные Федеральным законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда, указания об органах фонда, в том числе о Попечительском совете, и порядке их формирования, назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, а также дальнейшем использовании имущества фонда в случае его ликвидации.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

В уставе Попечительского совета как некоммерческой организации возможно включение следующих разделов (их наименования могут различаться, так как четко определенной структуры не существует):

  • общие положения;
  • цели и задачи совета;
  • членство в совете;
  • порядок приема в совет и выхода из него;
  • управление советом;
  • имущество и финансово-хозяйственная деятельность;
  • порядок реорганизации и ликвидации совета.

Кроме того, в уставе теоретически могут быть отражены положения, касающиеся филиалов и других обособленных подразделений организации, однако для попечительских советов использовать эти возможности обычно нет необходимости. Хотя можно создать один Попечительский совет на муниципальное образование с созданием филиалов, базирующихся в конкретных образовательных учреждениях.

Заседание учредителей о создании некоммерческой организации фиксируется протоколом. Протокол общего собрания учредителей Попечительского совета должен содержать:

  • перечень присутствующих;
  • дату и номер протокола (как правило, протокол N 1);
  • повестку дня;
  • перечень докладчиков и краткое содержание их выступлений.

В протоколе должны быть отражены вопросы для голосования, в частности:

  • о создании некоммерческой организации;
  • о составе учредителей;
  • о размере уставного капитала;
  • о назначении исполнительного директора;
  • о регистрации некоммерческой организации.

Также в нем должны быть указаны результаты голосования по каждому из вопросов.

Государственную регистрацию некоммерческих организаций и постановку на налоговый учет осуществляет в настоящее время Федеральная служба по налогам и сборам. Однако документы для государственной регистрации некоммерческой организации теперь необходимо подавать в Федеральную регистрационную службу (Росрегистрацию) в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ, так как если ранее действовал общий порядок, то теперь для некоммерческих организаций установлен специальный, который ранее действовал только в отношении общественных объединений. Тем самым процедура регистрации значительно усложнилась, так как она осуществляется двумя различными службами - после одобрения Росрегистрации документы направляются ею в уполномоченный налоговый орган для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. Затем, получив уведомление о внесении записей в ЕГРЮЛ, Росрегистрация выдает свидетельство о государственной регистрации заявителю.

При этом необходимо помнить, что срок подачи документов на регистрацию ограничен тремя месяцами со дня вынесения решения о создании организации (п. 4 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ).

Согласно ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ <4> при регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  • заявление, подписанное заявителем, с указанием его Ф.И.О., места жительства и телефонов (заверяется нотариально);
  • учредительные документы в трех экземплярах;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате госпошлины;
  • сведения об адресе (местонахождении) постоянно действующего органа.
<4> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации представляется по форме N РН0001, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 212 <5>. Заявление удостоверяется нотариусом, поэтому и подписи на нем должны ставиться в присутствии нотариуса. Для заверения подписей нотариусу необходим паспорт заявителя и документ, подтверждающий его полномочия, например протокол общего собрания учредителей, в котором изложены результаты назначения на ту или иную должность и поручение ему регистрировать организацию.

<5> Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций".

Сведения об учредителях приводятся на листах "Б" формы N РН0001.

Одновременно с документами на регистрацию целесообразно подать и заявление о применении УСНО, так как для Попечительского совета эта система, позволяющая уменьшить затраты на ведение налогового и бухгалтерского учета, наиболее оптимальна.

Уполномоченным лицом (заявителем), имеющим право подачи документов на регистрацию некоммерческого партнерства, может быть:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени этого юридического лица (например, назначенный учредителями директор);
  • учредитель (учредители - физические лица) юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании оформленной надлежащим образом доверенности.

Учредительные документы юридического лица представляются в подлинниках или нотариально удостоверенных копиях.

Решение о создании юридического лица представляется в виде протокола (или выписки из протокола). В этом документе должно обязательно говориться об утверждении устава Попечительского совета и формировании его руководящих органов, включая назначение директора (единоличного исполнительного органа). Также в протоколе нужно указывать Ф.И.О. лица, которому поручена регистрация.

В качестве документа об уплате государственной пошлины обычно представляется квитанция на ее перечисление через банк. В настоящее время действует единая государственная пошлина за регистрацию юридических лиц в размере 2000 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

Адресом юридического лица считается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (индивидуального или коллегиального). К документам на адрес относятся нотариально заверенные договор аренды помещения, свидетельство о собственности, гарантийное письмо. Адресом (местонахождением) постоянно действующего органа Попечительского совета образовательного учреждения, как правило, является адрес самого образовательного учреждения. Поэтому в качестве документа, подтверждающего адрес Попечительского совета, обычно представляется гарантийное письмо руководителя образовательного учреждения.

Постановка на учет в налоговом органе производится одновременно с государственной регистрацией. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. В дополнение к свидетельству о государственной регистрации выдается свидетельство о присвоении ИНН (идентификационного номера налогоплательщика), единого по всем видам налогов и сборов. Этот номер надо указывать в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или другом документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Свидетельство о постановке на налоговый учет можно получить в налоговом органе по месту нахождения организации.

Срок регистрации некоммерческой организации составляет 23 рабочих дня, из которых:

  • в течение 14 рабочих дней Росрегистрация должна принять решение о соответствии устава требованиям законодательства;
  • в течение 5 рабочих дней ФНС должна внести запись в ЕГРЮЛ;
  • 1 рабочий день отводится на уведомление Росрегистрации о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • в течение 3 рабочих дней после получения сообщения от ФНС Росрегистрация должна выдать регистрационное свидетельство некоммерческой организации.

Отказ в регистрации возможен лишь по следующим причинам, указанным в ст. 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ:

  • учредительные документы противоречат законодательству РФ;
  • ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
  • наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства;
  • документы представлены не полностью, неправильно оформлены либо представлены не в тот орган;
  • выступившее в качестве учредителя лицо не может быть учредителем в соответствии с п. 1.2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ.

Об отказе в государственной регистрации должно быть сообщено не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием причин.

Печать можно заказать в любой организации, занимающейся их изготовлением, или приобрести специальный комплект, позволяющий создать печать самостоятельно. На печати должно быть указано название организации и место регистрации. Также печать может содержать ОГРН, ИНН, зарегистрированный логотип. В больших городах с ее изготовлением проблем в настоящее время нет, но несколько дней (и даже недель) на ее изготовление может уйти.

В Москве действует Государственный реестр печатей и можно зарегистрировать (естественно, за плату) печать в этом реестре. Однако требования об обязательности регистрации в этом реестре в действующем московском законодательстве отсутствуют, поэтому регистрация осуществляется лишь по желанию самой организации.

Учитывая введенные правила "одного окна", регистрация в органах статистики и регистрация во внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования и Фонде социального страхования) должна осуществляться автоматически, без необходимости их личного посещения.

Из регионального отделения Росстата должно быть выслано письмо, содержащее присвоенные организации в соответствии с общероссийскими классификаторами и уставными документами коды идентификации хозяйствующих субъектов:

  • ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций);
  • ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления);
  • ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления);
  • ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);
  • ОКФС (Общероссийский классификатор форм собственности);
  • ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм).

Регистрационное письмо Росстата с кодами статистики необходимо для осуществления уставной деятельности и открытия счета в банке.

Уведомления (извещения) фондов о постановке юридического лица на учет и присвоении ему регистрационных номеров должны направляться по почте в адрес юридического лица. При этом регламентируются сроки постановки на учет - 5 рабочих дней.

Из внебюджетных фондов должно прийти четыре извещения (два от ФСС и по одному от ПФР и ФФОМС). Два извещения от ФСС обязательны, так как организация в этом фонде не только ставится на учет как страхователь, но и получает уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Учитывая работу почты, извещения доходят не всегда, поэтому по истечении месяца с момента регистрации исполнительному органу Попечительского совета либо доверенному лицу целесообразно получить в отделениях фондов соответствующие извещения или регистрационные номера.

Заключительный этап создания Попечительского совета - открытие расчетного счета в банке. В выбранном банке (даже в небольших городах действуют несколько банков с разными тарифами на открытие и ведение счетов) нужно получить документы, необходимые для открытия расчетного счета. Для этого в банк представляются следующие документы (перечень может несколько различаться):

  • заявление на открытие счета;
  • договор на расчетно-кассовое обслуживание (в двух экземплярах);
  • копию свидетельства о регистрации, заверенную нотариально;
  • копию устава, заверенную нотариально;
  • копию учредительного договора, заверенную нотариально;
  • карточку с образцами подписей, оттиска печати, заверенную нотариально (или согласно правилам банка - в нем самом);
  • приказы о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи в карточке с образцами подписей;
  • нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • анкеты на всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с представлением паспорта);
  • копию информационного письма из органов статистики о присвоении кодов;
  • документ, подтверждающий регистрацию организации в Фонде социального страхования и в отделении Пенсионного фонда;
  • расчет на установление организации лимита остатка денежных средств в кассе.

В банке после открытия расчетного счета можно получить чековую книжку.

Согласно ст. 86 НК РФ банк, открывший счет организации, обязан в пятидневный срок уведомить об этом налоговый орган. В свою очередь, некоммерческая организация также обязана в десятидневный срок известить налоговый орган об открытии (закрытии) расчетного счета согласно ст. 23 НК РФ.

А.Вифлеемский

директор Нижегородского центра

экономики образования

ПОЛОЖЕНИЕ

о Попечительском совете МБОУ «СОШ № 59 с углубленным

изучением отдельных предметов»

Глава I. Общие положения

1.1. Нормативная база создания и деятельности попечительского совета

Гражданский кодекс РФ (ст. 52).

Закон РФ «Об образовании» (ст. 36, п. 1.2, ст. 35, ст. 13, ст. 2).

Закон РФ «О некоммерческих организациях» (ст. 28, ст. 14).

Закон РФ «Об общественных объединениях».

Указ Президента РФ от 31 августа 1999 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. № 1379 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения».

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.08.94 № 1008.

1.2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Положении:

Попечительский совет - орган самоуправления образовательного учреждения, создаваемый в целях оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения и укрепления его материально-технической базы;

Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах: бескорыстной (без-возмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; беско-рыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами;

Дарение - гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право (тре-бование) к себе или к третьему лицу;

Пожертвование - дарение вещи (включая денежные средства, ценные бумаги) или права в общеполезных целях;

Целевые взносы - добровольная передача юридическими или физическими лицами (в том числе закон-ными представителями) денежных средств, которые должны быть использованы по объявленному (целевому) назначению.

Попечительский совет является постоянно действующим коллегиальным органом на общественных началах при образовательном учреждении.

Главной целью деятельности Попечительского совета является содействие образовательному учреждению в осуществлении его задач, предусмотренных уставом, а также дополнительному привлечению финансовых ресурсов для укрепления материальной базы образовательного учреждения и повышения качества оказы-ваемых им услуг. Попечительский совет не вправе вмешиваться в текущую оперативно-распорядительскую деятельность администрации образовательного учреждения.

Попечительский совет взаимодействует с педагогическим советом образовательного учреждения. Пред-ставитель Попечительского совета может участвовать в работе педагогического совета образовательного учреждения.

Члены Попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и без отрыва от основной деятельности.

Глава II. Организация деятельности Попечительского совета

Попечительский совет создается в целях:

Поддержки и защиты личных и имущественных прав участников образовательного процесса

Формирования устойчивого финансового положения школы;

Усиления общественного управления школой;

Обеспечения представительства интересов школы в органах государственной власти и местного самоуправления;

Легализации возможностей требования от учредителей соблюдения обязанностей, вытекающих из Закона Российской Федерации "Об образовании".

Попечительский совет:

Участвует в распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников школы;

Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения;

Содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников школы;

Содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий;

Содействует совершенствованию материально-технической базы школы, благоустройству ее помещений и территории;

Контролирует использование привлеченных финансовых средств;

Обеспечивает создание оптимальных условий для обучения и воспитания всех детей школы (в том числе сирот, детей из малообеспеченных семей, детей с недостатками в физическом развитии, одаренных детей и т.д.);

Оказывает содействие в трудоустройстве детей-сирот, опекаемых, получивших среднее (полное) общее образование, в улучшении их жилищных условий;

Привлекает финансовые средства для организации культурного обмена, в том числе профессионального;

Рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета Уставом школы.

Правовой статус Попечительского совета определяется Уставом школы. Попечительский Совет имеет право:

Контролировать целевое использование привлеченных внебюджетных финансовых средств и его эффективность;

Заслушивать администрацию школы по вопросам использования финансовых средств, перспектив развития школы, соблюдения финансовой дисциплины, выполнения государственной образовательной программы;

Вносить предложения в планы работы школы;

Организовывать разъяснительную работу среди населения с целью привлечения дополнительных финансовых средств.

На Попечительский совет школы возлагаются следующие обязанности:

Использовать привлеченные внебюджетные финансовые средства по целевому назначению;

Эффективно использовать привлеченные внебюджетные средства;

Своевременно финансировать утвержденные образовательные программы;

Стимулировать образовательный процесс с целью повышения успеваемости учащихся;

Соблюдать выполнение задач, которые возложены на попечительский совет настоящим Положением.

Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Заседание Попечительского совета является правомочным, если в нем участвует не менее двух третей его членов, а решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от списочного состава Попечительского совета.

Заседания Попечительского совета ведет его председатель, в период его отсутствия - заместитель пред-седателя или по поручению председателя один из членов попечительского совета.

Заседания и решения Попечительского совета оформляются протоколом, который подписывается его председателем.

Документы Попечительского совета хранятся в течение трех лет и передаются в архив вместе с докумен-тами образовательного учреждения.

Попечительский совет образовательного учреждения может состоять из председателя, заместителя пред-седателя и членов попечительского совета, в зависимости от его численного состава.

Количественный состав и срок полномочий Попечительского совета образовательного учреждения опре-деляются уставом данного учреждения и (или) положением о Попечительском совете.

Кандидатуры в состав Попечительского совета вправе выдвигать:

а) общее собрание трудового коллектива образовательного учреждения;

б) законные представители обучающихся;

в) общественность (в том числе благотворители).

В состав Попечительного совета могут входить:

а) представитель трудового коллектива образовательного учреждения;

б) участники образовательного процесса;

в) представители предпринимательских и коммерческих структур, общественных и иных организаций (предприятий, ведомств), деятели науки, культуры, искусства, граждане, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения.

По представлению председателя Попечительского совета на срок и в порядке, предусмотренном положением о Попечительском совете образовательного учреждения, из числа членов Попечительского совета избирается заместитель председателя Попечительского совета и секретарь-кассир Попечительского совета.

Председатель Попечительского совета образовательного учреждения избирается из числа членов Попечительского совета на заседании Попечительского совета на срок и в порядке, предусмотренном положением о Попечительском совете. Председателем Попечительского совета не может быть избрано лицо, работающее в данном образовательном учреждении.

При выходе или исключении из членов Попечительского совета добровольные взносы и пожертвования не возвращаются.

Члены Попечительского совета избирают из своего состава Председателя, а также иные органы и должностных лиц в соответствии с Уставом школы.

Председатель попечительского совета избирается его членами на первом заседании простым большинством голосов. Срок полномочий Председателя – два года.

Председатель Попечительского совета:

Исполняет свои обязанности на общественных началах;

Представляет Попечительский совет при взаимодействии с органами власти местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями;

Возглавляет и организует работу Попечительского совета в соответствии с Уставом школы и регламентом его заседаний;

Подписывает решения, принятые Советом;

Подготавливает ежегодный отчет о работе Попечительского совета.

Выдвигать, избирать и быть избранным в руководящие органы Попечительского совета.

Обсуждать, вносить предложения, отстаивать свою точку зрения на собраниях, заседаниях Попечительского совета, в печати, по всем направлениям деятельности Попечительского совета.

Получать информацию, имеющуюся в распоряжении Попечительского совета, осуществлять контроль в установленном порядке.

Участвовать во всех мероприятиях, проводимых Попечительским советом, а также в работе других общественных объединений школы, принципы и деятельность которых не противоречат Конституции России и не препятствуют выполнению положений Устава школы.

Член Попечительского совета обязан:

Признавать и выполнять требования настоящего Положения.

Принимать посильное участие в деятельности Попечительского совета,
предусмотренной настоящим Положением.

Исполнять решения Попечительского совета, приказы и распоряжения школы.

Уважать права работников школы и обучающихся.

2.9. Секретарь-кассир:

Организует проведение заседаний правления и общих собраний Попечительского совета.

Организует ведение и хранение протоколов заседаний правления и общих собраний Попечительского совета.

Осуществляет контроль за поступлением и расходованием финансовых средств Попечительского совета.

Глава III. Формы, порядок привлечения и расходования дополнительных внебюджетных средств в образовательном учреждении

3.1. Формы, порядок привлечения и расходования дополнительных внебюджетных средств

Привлечение дополнительных внебюджетных средств Попечительским советом в рамках настоящего закона осуществляется в форме пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (в числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц).

Привлечение целевых взносов законных представителей может иметь своей целью приобретение необходимого образовательному учреждению имущества, укрепление и развитие материально-технической базы учреждения, охрану безопасности обучающихся в период образовательного процесса, либо решение иных задач, не противоречащих действующему законодательству и уставной деятельности учреждения. Инициатива о привлечении целевых взносов может исходить от учредителей, руководителя образователь-ного учреждения, попечительского совета или иного органа самоуправления учреждения, а также от законных представителей обучающихся. Размер целевого взноса определяется каждым из законных представителей самостоятельно, исходя из имеющихся возможностей. Целевые взносы законных представителей на основании их заявления вносятся в учреждения банка на рас-четный счет образовательного учреждения. Распоряжение привлеченными целевыми взносами осуществляет руководитель образовательного учреж-дения по объявленному целевому назначению по согласованию с Попечительским советом и учредителем.

Пожертвования образовательным учреждениям могут производиться физическими и юридическими лицами в денежном или материальном выражении в порядке, установленном Гражданским кодексом Россий-ской Федерации.

Бухгалтерский учет и отчетность по целевым взносам и пожертвованиям осуществляется в порядке, ус-тановленном действующим законодательством.

Глава IV. Заключительные положения

Настоящее Положение вступает в силу после его рассмотрения на общешкольной родительской конференции и утверждения педагогическим советом школы.

Деятельность Попечительского совета может быть прекращена: по инициативе попечительского совета и (или) решению общего родительского собрания; по инициативе совета (педагогического совета) учреждения образования.

Александр АДАМСКИЙ

22–23 февраля впервые в истории современного образования России по инициативе Совета по федеральным экспериментальным площадкам состоится семинар председателей попечительских советов образовательных учреждений.
О степени важности, которую придает созданию попечительских советов правительство, говорит тот факт, что из двух дней в первый день в семинаре участвует первый заместитель министра А.Киселев, а во второй – министр В.Филиппов. Организация и проведение семинара поручены Институту образовательной политики “Эврика”.

Цели и задачи попечительских советов

Всем известно, как долго и мучительно “Положение о попечительских советах” проходило бюрократическое согласование. Указ президента чуть не признали недействительным, а из подробного описания деятельности совета остались четыре куцых пункта, но, честно говоря, может быть, это и хорошо, что вместо описания подробного регламента мы получили общее благословение на создание попечительских советов. Главное – указание на то, что его деятельность определяется уставом образовательного учреждения.
Поэтому срочными сейчас являются ответы на два вопроса: что может делать попечительский совет и как его организовать?
Начнем с первого.
Целью создания попечительского совета, на наш взгляд, является усиление общественного управления школой, образования в целом.
Фактически создание попечительских советов сегодня – это одна из немногих поддерживаемых властью институций гражданского общества в школе. Есть и две другие – совет школы и детское самоуправление. Но до них пока у правительства руки не доходят.
А попечительский совет стал предметом и президентского, и правительственного, и, конечно, министерского рассмотрения. Видно, поэтому у него есть все шансы стать реально действующей связкой между государством и обществом. И достижение этой цели имеет большое педагогическое значение. Потому что это наглядно действующая модель школьной жизни в гражданском обществе. В гражданском в том смысле, что управление этой жизнью осуществляется не нанятыми от имени граждан работниками, чиновниками от государства, а самими гражданами. В нашем полувоенном сознании слова “гражданское общество” могут вызвать совсем другую ассоциацию: гражданское – значит не армейское, мирное. И в каком-то смысле это правильно, потому что институт гражданского общества – это форма проявления гражданами своих мирных, мирских, интересов и потребностей. А государство всегда с кем-то или за что-то борется, кого-то наказывает или побеждает. Поэтому государственные ведомственные организации реально институтами гражданского общества не являются и являться не могут.
В этом смысле забавно, что действующая в Москве от имени Фонда Сороса организация называет себя Институт “Открытое общество”/ Фонд Сороса. Но работает, например, над реализацией мегапроекта “Развитие образования в России” в основном с ведомственными, государственными организациями, например Министерством образования. Кстати говоря, это отличительная черта многих западных, в том числе благотворительных, организаций, действующих в России. Декларируя принципы открытого и гражданского общества в своей деятельности, они предпочитают иметь дело с министерствами, региональными администрациями, то есть с лицами, принимающими решение, а не с гражданами. И в этом смысле институтом как учреждением Институт “Открытое общество”, конечно, является. А вот институцией открытого общества, институтом, в котором граждане могут реализовывать свою волю и инициативу, скорее всего нет. Конечно, это касается далеко не всех западных фондов, и я это пишу совсем не для того, чтобы в чем-то укорить Фонд Сороса, к которому отношусь с большим уважением. А дело в том, что с самого начала создания сети школьных попечительских советов в России мы должны понимать, что западные схемы и модели, по крайней мере в том виде, в котором они приходят к нам, наглядным учебным пособием не являются.
Итак, главной целью создания школьных попечительских советов мы будем рассматривать становление общественного управления школой как институтом гражданского общества.
А задача попечительского совета, и здесь нужно быть предельно откровенными, – в первую очередь, конечно, улучшение финансового положения школы.

Чем выше уровень общественного управления, тем выше благосостояние школы

При этом гипотезой, которую нам предстоит доказать, является следующее: чем выше уровень общественного управления школой, тем выше уровень школьного благосостояния. И ошибкой было бы считать, что дело в контроле над расходованием средств. Это не так. И ошибкой было бы делать из попечительских советов ассоциацию надсмотрщиков. Скорее здесь уместна другая метафора: инвестиционный комитет, который ищет деньги и с умом их расходует. Поиск дополнительного финансирования, а также посредничество между школой и учредителем по реализации принципа “отдай и не греши” – две основные рабочие задачи попечительского совета. Если эта посылка принимается, то становятся очевидными главные качества членов попечительских советов: умение доставать деньги и умение их тратить на образовательные цели.
Престижность членства в попечительском совете в этом и заключается. Если человек стал председателем попечительского совета, это значит, что он успешен, что у него есть опыт и способности добывания средств на благие цели.
Пост председателя попечительского совета образовательного учреждения – это как аттестация, общественная аттестация успешности и признания деловых и моральных качеств человека.
Кого стоит приглашать в попечительский совет школы?
Из опыта действующих советов – в Волгоградской области поселок Михайловка – Федеральная экспериментальная площадка «Педагогический колледж», в Усть-Илимске – ФЭП-школа №10, в Красноярском крае – целая сеть ФЭПов, в Ижевске – ФЭП-гимназия № 56, ряд школ в Москве, в других регионах – видно, что попечителями должны становиться самые авторитетные, самые успешные, самые влиятельные люди. Это могут быть родители учеников, или выпускники, или люди, живущие в том месте, где находится школа. Или владельцы, руководители мощных и успешных предприятий, расположенных в месте нахождения школы.
Жесткая правда о попечительском совете заключается в том, что если таких самых-самых авторитетных и успешных, влиятельных и сознательных в данной местности нет, не будет и совета. И не нужно его создавать.
Опыт сети федеральных экспериментальных площадок показывает: попечительский совет сегодня – это не обязательная норма. Он не входит в штатное расписание образовательного учреждения. Мы будем стараться их создавать, мы будем изо всех сил стараться подкрепить организационные усилия школ нормативными документами федерального уровня, организовывать учебу попечителей. Но все это будет работать при одном условии – если есть в обозримом школьном пространстве тот самый человек, который может стать попечителем.
Ищите его – и совет будет.

А как действовать?

Вот письмо, которое пришло к нам в редакцию по электронной почте.
«Здравствуйте! Вот и в школе, где учатся мои дети, решили создать попечительский совет. Пригласили в числе других родителей и меня. Как организовать работу, никто толком не знает. Ознакомился я с проектом положения. Главный вопрос, который ставит администрация школы: кто будет тратить средства? Кто будет владельцем счета и распорядителем средств? Школа против того, чтобы средствами командовал директор или всякие ОНО. Может ли попечительский совет сам иметь свой счет, на котором будут аккумулироваться спонсорские средства? Может, у вас есть информация, как работают попечительские советы в школах.
С уважением Носков Э.А., член попечительского совета ОУ № 71 г. Нижний Тагил».
По нашей просьбе на этот вопрос ответил министр образования РФ В.Филиппов:
– В масштабах России однозначного ответа быть не может. Ну, например, сельская школа, в которой учатся 20–30 человек и которая для основной своей заработной платы пока еще не может открыть собственный счет, даже не имеет кассира и бухгалтера, поэтому для нее, конечно, вряд ли стоит в этом случае отдельно создавать фонд со своим счетом.
В большинстве же случаев, особенно в крупных городах, попечительские советы должны иметь свои фонды. Причем желательно с отдельным счетом, который контролируется этим фондом. На каком-то этапе, промежуточном, это могут быть фонды внутри школы, но это начальный этап. Реально влиять на жизнь школы можно тогда, когда ты имеешь рычаги влияния на финансовую жизнь школы.
Таков был ответ министра образования РФ В.Филиппова на вопрос члена попечительского совета школы №71 из Нижнего Тагила Э.Носкова.
От себя добавим.
Попечительский совет собирает деньги на школу, и это его, совета, деньги.
Вот как об опыте подготовки попечителей рассказывает Т.Епанчинцева, исполнительный директор центра «Сотрудничество на местном уровне», который как раз занимается развитием сети общественно активных школ:
«Попечительский совет Парабельской школы Томской области организовал платные компьютерные курсы для взрослых – и это хорошее средство для пополнения общественного школьного фонда. Л.Митюкляева, директор гимназии №91 г. Железногорска, рассказывает о том, как гимназия и ее благотворительный фонд открыли для себя новые многообразные ресурсы, в том числе интеллектуальные, информационные, не только материальные, когда вышли за рамки школьной территории и стали работать по вовлечению местного сообщества в партнерские отношения. «Мы поняли, – говорит она, – что сообщество микрорайона будет активно помогать гимназии, если мы поможем ему. Мы поняли, что нельзя создавать идеальный «микромир» в гимназии, надо благоустроить жизнь во всем микрорайоне, и это в наших силах. Поэтому гимназия и фонд предложили жителям микрорайона создать общественное территориальное самоуправление, избрав советы домов и совет микрорайона. Проведя такую масштабную работу с местным сообществом, мы нашли новые возможности для сотрудничества с городскими властями и вовлекли их в выполнение наших программ в качестве партнеров. В частности, городские власти взяли на себя долю работы по созданию общественного спортивного комплекса на базе нашей гимназии».
...Попечительские советы не волшебная палочка, школа не разбогатеет в одночасье после их появления. Но точно можно сказать, что школа станет все беднее и беднее, если не сможет привлечь на свою сторону общество. Не абстрактное общество, а реальных людей – попечителей.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

Почему школьный попечительский совет – гарантия для родителей, что их средства не будут тратиться бесконтрольно?

Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с председателем комитета по образованию Мингорисполкома Михаилом Мирончиком.

– Михаил Владимирович, поясните, как сегодня создаются попечительские советы?

– Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой. В ее состав могут входить как законные представители учащихся (родители, опекуны) и педагогические работники, так и представители общественных объединений и других организаций. Решение о включении в состав совета принимается его общим собранием. Основная цель деятельности совета – содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, улучшении условий труда педагогических и иных работников учебного заведения. В его компетенции также определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета, в том числе на укрепление материально-технической базы, совершенствование организации питания обучающихся, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий, иные цели, не запрещенные законодательством.

– Что это означает на практике?

– Попечительский совет разрабатывает план своей деятельности в интересах учреждения образования. Финансовые средства формируются из добровольных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством, зачисляемых на расчетный счет по учету внебюджетных средств учреждения образования. Они используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета. К примеру, совет может решить, что на данный момент для школы важнее – купить новые компьютеры или заменить окна. Он также вносит предложения по улучшению качества жизни учеников и педагогов.

– Во всех ли столичных школах и гимназиях есть попечительские советы? Организуются ли они в дошкольных учреждениях образования?

– Сегодня в Минске действуют 177 попечительских советов, 34 из них имеют юридическую регистрацию. Попечительские советы открываются и при дошкольных учреждениях. К примеру, одно из таких заведений, где успешно налажено сотрудничество администрации и совета, – ясли-сад № 322 в Заводском районе.

– Попечительские советы выступают своего рода проводниками между родительской общественностью и администрацией учебных заведений. Помогает ли это предотвратить конфликты, возникающие на почве так называемых поборов в школах? Поступают ли в комитет или управления по образованию жалобы родителей на добровольно-принудительный сбор средств?

– Незначительное число жалоб имеет место. В каждом случае принимаются конкретные меры реагирования. Сегодня в школах действуют родительские комитеты, попечительские советы, открыты специальные счета для оказания благотворительной помощи учебному заведению, в том числе от родителей. Конечно, из бюджета выделяют деньги на нужды учреждений образования, но и здесь есть приоритеты. Родители совместно со школой должны определить, что они хотят сделать и для чего. Например, закупить какие-то дополнительные средства для усовершенствования образовательного процесса. При этом все должно быть в рамках разумного и осуществляться на добровольной основе.

– Курирует ли кто-нибудь работу попечительского совета? К примеру, управление образования районной администрации.

– Нет, совет – абсолютно автономная структура. Его деятельность может быть прекращена по инициативе или решению общего собрания совета. Руководитель учреждения образования не вправе оказывать влияние на работу совета, принимать решения, обязательные для совета. Или заявлять: мол, вы не купили телевизор в школу, значит, мы вас расформируем.

– Как часто собираются участники попечительских советов?

– Собрания проходят по мере необходимости, а решения совета носят консультативный и рекомендательный характер. Отмечу также, что попечительские советы действуют на основе принципов коллегиальности, добровольности, гласности и равноправия. При этом родители, которые не входят в состав попечительского совета, имеют право в любой момент обратиться к его представителям за разъяснениями или помощью. Они рассматривают все поступающие предложения. С самыми интересными знакомят руководство учреждения образования.

– Каким образом обеспечивается прозрачность действий совета?

– Попечительские советы имеют определенные формы отчетности. В частности, протоколы общих собраний, планы, отчеты о поступлении и расходовании финансовых средств. Их по запросу законных представителей несовершеннолетних председатель попечительского совета учреждения предоставляет с предъявлением соответствующих платежных документов.

Блиц-опрос

Необходимы ли школам попечительские советы?

Директор гимназии № 29 Виктор Пшиков:

– Попечительские советы однозначно нужны. Однако их организация связана с большим количеством формальностей и бумажной работы, которой в современной школе и так в избытке. В нашей гимназии нет попечительского совета. Сборы денег на нужды класса проходят при участии родительского комитета. При этом я всегда очень прошу его участников предоставлять на родительском собрании отчеты о выполненных работах – так ни у кого не возникнет сомнений, что средства потрачены целесообразно. Когда родители собирают определенную сумму конкретно на свой класс, а не в общем на школу, они видят и результаты таких вложений, будь то покрашенные стены кабинета или установленные кулеры с питьевой водой.

Директор средней школы № 72 Елена Толмачева:

– Убеждена, что попечительские советы важны для плодотворного сотрудничества родителей и администрации учебного заведения. Знаю это на примере нашей школы. Хотя в 72-й такой совет существует не очень долгое время – с 2013 года, сделано уже немало. У школы есть расчетный счет, на который родители учащихся могут перечислять деньги – абсолютно добровольно и без принуждений. Собранные средства расходуются на приоритетные нужды школы, которые определяются на заседании совета. К примеру, закупку новой мебели либо технических средств обучения. Также наш попечительский совет принимает активное участие в общественной жизни школы. К примеру, на Новый год проводим благотворительную акцию – собираем подарки для детей, нуждающихся в социальной поддержке.

Председатель попечительского совета гимназии № 11 Борис Гаранков:

– Попечительские советы, безусловно, нужны: они служат большим подспорьем администрациям учебных заведений. В частности, в вопросах, связанных с укреплением материально-технической базы.

У гимназии открыт расчетный счет, на который в добровольном порядке родители могут перечислять средства. Как правило, в размере не выше 2 базовых величин раз в год. Тот, кому такая сумма не по силам, перечисляет меньше. Никакой принудиловки! На эти средства в гимназии установлена система безопасности, обновлена гардеробная, осуществлен ремонт мест общего пользования. Дело нужное! Участвуем в проведении Дня гимназии. Средства на организацию конкурсов, покупку призов и сладких угощений не предусмотрены бюджетом учебного заведения. Здесь также подключается попечительский совет. Лучших учащихся по итогам учебного года поощряем экскурсионной поездкой.



Загрузка...