novomarusino.ru

Образовательный салон доу. Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы «Описание игрушек Занятие в средней группе описание игрушек

Игрушки

Цели: закрепить знания названий игрушек и обобщающее слово «игрушки»; развивать словарный запас; развивать речевое внимание и память; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с числительными от одного до пяти; закрепить знание формы родительного падежа существительных в единственном числе.

О б о р у д о в а н и е: игрушки, предметные картинки.

Р е ч е в о й м а т е р и а л: мяч, кукла, кубики, машина, пирамидка, юла, матрешка, игрушки, бросать, катать, ловить, строить, разбирать, собирать и др.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Б е с е д а п о в о п р о с а м:

– Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? Да за то, что он надут. (Мяч.)

– Про что эта загадка? За что беднягу мяч бьют?

– Что можно делать с мячом?

– А с чем ещё можно играть? (Педагог выставляет игрушки по одной, дети их называют.)

– Как можно их назвать одним словом?

– Расскажите, какие игрушки есть дома.

– Назовите любимую игрушку.

3. Дидактические игры.

И г р а «Назови ласково».

И г р а «Веселый счет» (пересчет игрушек от одного до пяти).

И г р а «Узнай новую игрушку».

На столе стоят игрушки. Дети называют их. Затем детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог подкладывает новую игрушку. Дети открывают глаза и угадывают новую игрушку.

И г р а «Какой игрушки не стало?». (Педагог убирает по одной игрушке.)

4. Итог занятия.

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ

Игрушки

Цели: закрепить обобщающее слово «игрушки»; активизировать словарь; учить образовывать относительные прилагательные; учить детей составлять описательные рассказы об игрушках; развивать зрительную и слуховую память, координацию движений.

О б о р у д о в а н и е: игрушки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов:

Кукла – мяч – танк;

Матрёшка – собака – ведро;

Машина – кубики – юла;

Неваляшка – пирамида – мозаика;

Домино – лото - ракетка;

Барабан – дудочка – робот.

– Как назвать эти слова одним словом? (Игрушки.)

2. Игра «Подбери признак».

Кукла (какая?) – ... (красивая, большая, маленькая, пластмассовая, нарядная и др.)

Матрёшка (какая?) – ...

3. Составление описательных рассказов об игрушках по плану:

– Что это?

– Из каких частей состоит?

– Какой формы?

– Какого цвета?

– Из какого материала сделана?

– Как с ней можно играть?

И г р а «Найди игрушку».

4. Описание игрушек детьми по выбору.

5. Итог занятия.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
ОБРАЗОВАНИЕ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Игрушки

Цели: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; формировать умения различать на слух и правильно употреблять в речи названия больших и маленьких предметов.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки, игрушки: матрёшка, матрёшечка, мяч, мячик, машина, машинка, кукла, куколка, пирамида, пирамидка, «чудесный мешочек», чашка, чашечка, ложка, ложечка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сядет тот, чьё имя я назову ласково.

2. Активизация внимания. Игра «Чудесный мешочек».

– Сегодня утром почтальон принёс мне посылку, в которой лежал вот этот чудесный мешочек. Вы хотите узнать, что в нём?

Педагог достаёт из мешочка все предметы: матрёшка, мяч, чашка, ложка, машина, кукла, пирамида. Дети называют все предметы.

3. Дидактические игры.

И г р а «Что изменилось?». (Дети закрывают глаза или отворачиваются, а педагог меняет большой предмет на маленький.)

– Скажите, что изменилось на столе?

– А можем мы его назвать по-прежнему?

– Или мы должны назвать его по-другому, ласково?

И г р а «Поймай маленький предмет» (хлопни в ладоши, если услышишь название маленького предмета).

– Машина, машинка, куколка, рыба, пирамидка, мяч, глазки, ручки, рот, мячик и т. д.

И г р а «Найди пару».

У каждого ребенка по одной картинке. З а д а н и е: рассмотреть картинку, назвать предмет на картинке.

Встать парами так, чтобы большой и маленький предмет оказались рядом.

– У вас похожие предметы? (Да.)

– А чем они отличаются? (Размером и названием.)

– Одинаково мы называем большие и маленькие предметы? (Нет.)

И г р а «Большой – маленький».

Выставляются две куклы: Нина и Леночка.

– У Нины нос, а у Леночки носик. И т. д.

Тема: «Игрушки»

Цель: создавать условия для формирования представление детей об игрушках.

Задачи:

1. Коррекционно-обучающая:

Познакомить детей с материалами, из которых сделаны игрушки. Учить использовать в речи обобщающее понятие « Игрушки».

2.Коррекционно-развивающая:

Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук. Упражнять детей в составлении целого из частей (разрезные картинки).

3.Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: разрезные картинки по теме «Игрушки», сундук, игрушки из различных материалов (кубики, матрёшка, машина, мяч).

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ребята, давайте послушаем звуки, которые живут у нас в группе. Вы слышите, как звенят колокольчики. Откуда они раздаются (дети находят сундук, из которого раздаётся звук колокольчиков).

Ребята –это сундук не простой, а волшебный он умеет разговаривать но только очень тихо. Давайте послушаем.

Ребята, сундук говорит, что принёс нам игрушки. Но чтобы узнать какие, нужно разгадать загадки.

2. Изучение нового материала.

Его, пинают,

А он не плачет,

Только ещё выше скачет.

(мяч)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке

И всего одна игрушка.

(матрешка)

Эти чудо- кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них - сломаю,

Все с начала начинаю.

(кубики)

Есть кабинка, кузовок,

Есть колёсики и шинки

У игрушечной...

(машина)

Как одним словом назвать все, что лежало в нашем волшебном сундучке?

Известно ли вам где они продаются?

3.Д/И «В какие игры можно играть с игрушками?»

Подобрать действие к предмету:

Мяч – летит, прыгает, скачет, катится, падает; машина- катают, перевозят, едет; кубики- строят, перевозят; матрёшка- собрать всех матрёшек, построить дом для неё;

4.Ребята посмотрите в сундучке ещё одна игрушка. Как она называется? Физминутка «Неваляшка»

Неваляшка, посмотри,

Хоть куда её нагни

Встанет снова прямо,

Так она упряма.

Давайте повторим все движения за неваляшкой.

5. Ребята скажите, наши игрушки из одинаковых материалов сделаны или из разных. (ответы детей)

Д/И «Какой, какая, какое?».

Подобрать признак предмета. Мяч из резины – резиновый, машинка из железа – железная, матрёшка из дерева – деревянная, кубики из пластмассы- пластмассовые.

6. На столе у вас лежат картинки не простые, а разрезные. Если правильно соберёшь то узнаешь какая игрушка спряталась. (Разноуровневые задания картинки из 2-х и 4-х частей).

Обыгрывание картинок.Д/И «Назови ласково».

Ребёнок самостоятельно называет игрушку которую он собрал (хоровое и индивидуальное проговаривание). Заяц – зайчик, машина-машинка, мяч- мячик, матрешка - матрешечка.

7. Пальчиковая гимнастика “Игрушки”.

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

8. Работа в тетради. Теперь откройте тетради там, где лежит закладка. Что изображено на страничке слева? (Мы видим игрушки: куклу и мяч.)

Кукла загадала цвет, в которой вы должны раскрасить её мяч. Чтобы узнать какой цвет загадала кукла, посмотрите на свою закладку. Какого цвета круг таким и должен быть мяч у куклы.

Дети выполняют работу, оказываю им необходимую помощь, организует во время работы диалог, задавая вопросы: “Каким цветом ты раскрашиваешь мяч? Какой мяч у тебя получился?

9. Гимнастика для глаз. «Что изменилось?»

Дети закрывают глаза, воспитатель меняет две игрушки местами или убирает оду игрушку. Дети, открывают глаза и говорят, что изменилось. (Повторить 3-раза)

10. Итог занятия.

Как можно назвать машину, кубики и мяч одним словом?

Из каких материалов могут быть сделаны игрушки?

Что можно делать с игрушками?

Из сундука снова раздаётся звон колокольчиков.

Ребята сундук приготовил вам в подарок вкусные угощения.


Во что я люблю играть

( игрушки)

Задачи: формировать представления дошкольников об игрушках (мяч, машины, куклы, мозаика, строительный материал), их назначении, существенных признаках (цвет, форма, величина), о материалах, из которых они сделаны; показать детям историю развития мяча; познакомить с правилами обращения с металлическими игрушками, мелкими игрушками и деталями; воспитывать бережное отношение к игрушкам, изготовленными взрослыми для игр детей.

Ход занятия

1. Сюрпризный игровой момент.

В группу к детям приходит Незнайка (игрушка, картинки или подготовленный ребенок), здоровается с детьми. На столе лежат игрушки: мячи (разного размера), машины (самосвал, скорая помощь), кукла, мозаика, строительный материал (разного цвета, формы, величины).

Н е з н а й к а. Что это у вас на столе разложено? (Игрушки.). Ребята, покажите мне их, пожалуйста. А что с ними можно делать?

Незнайка берет в руки мяч и ведет с детьми беседу по в о п р о с а м:

– Что это за предмет?

– Какого он цвета, формы?

– Да здесь еще есть мячи! Чем они похожи? Чем отличаются?

– Какие на ощупь? (Обследовательские действия.)

– Как вы с ними играете? (Дети показывают движения с мячом.)

Н е з н а й к а. Ой! А он не разобьется?

Д е т и. Не беспокойся, он резиновый.

2. Игра «Поймай мяч».

Н е з н а й к а. Я тоже хочу поиграть с мячом. (Дети становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу.)

3. Игра-путешествие в прошлое мяча.

Н е з н а й к а. Как вы думаете, мяч всегда был таким, как сейчас? (Показывает детям картинки из истории развития мяча и рассказывает детям о его происхождении.) Первоначальный мяч наши предки сплели из тростника, и был он не совсем круглым.

– Как вы думаете, удобен был такой мяч?

Затем люди стали шить мячи из шкур животных и набивать их ненужными тряпками, но такие мячи были очень тяжелыми и плохо подпрыгивали. Потом стали изготавливать мячи из разных материалов (шкур оленей, растительной смолы) и наполнять их воздухом. Вот такие мячи дошли до нас. (Рассматривают мячи.)

– Чем они похожи? Чем отличаются? Из чего сделаны?


4. Беседа о машинах.

Незнайка берет машину (самосвал) в руки, рассматривает, показывает и задает детямв о п р о с ы:

– Как называется машина?

– Как она выглядит?

– Из каких элементов, запасных частей состоит машина? (Обследовательские действия.)

– Из чего она сделана?

– Что машина перевозит?

Незнайка. Да здесь еще есть какая-то интересная машина! (Достает модель машины «скорой помощи».)

– Как называется эта красивая машина с мигалкой?

– Для чего она нужна? Что это за красный фонарик у нее сверху, чтобы дорогу подсвечивать? (Нет, сигнальный фонарь включает водитель для того, чтобы другие машины уступали ей дорогу, когда она везет тяжелобольного в больницу.)

– А из чего сделаны ваши машины? (Из пластмассы.)

Н е з н а й к а. У меня дома есть металлические машины. Я однажды ими играл и поранил себе руку. Было очень больно. До сих пор не понимаю, как такое могло случиться.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, подскажите Незнайке, как нужно обращаться с острыми металлическими игрушками. (Дети рассказывают.)

5. Беседа о кукле.

Н е з н а й ка (берет куклу). Какая странная девочка у вас есть, я ее спрашиваю, а она ничего не отвечает. Ее не научили говорить?

Д е т и. Это не девочка, а кукла.

Н е з н а й к а. Как зовут вашу куклу? Раз у нее есть имя, наверное, она живая? Чем же отличается девочка от куклы? Кто больше любит играть с куклами? (Ответы детей.)

6. Беседа о мозаике.

Н е з н а й к а (берет мозаику). Что это такое – удивительно красочное, разнообразной необычной формы, с ножками? (Дети рассказывают о мозаике.)

Н е з н а й к а. Друзья, я видел в передаче «Служба спасения – 01» сюжет об одном умном и находчивом мальчике. Он мне подсказал, что мозаикой можно не только играть, но и в носу поковырять, ухо почистить.

В о с п и т а т е л ь. Что ты такое говоришь, Незнайка! Я тоже смотрела этот сюжет. Ведь с этим мальчиком после таких его «находок» беда произошла – мозаичные фигурки застряли и в носу, и в ухе. Ему было больно, трудно дышать. Извлечь эти мелкие мозаичные предметы было очень сложно – пришлось службу спасения вызывать. Дети нашей группы тоже очень смекалистые, умеют выполнять из мозаики оригинальные узоры, но они знают правила обращения с играми, состоящими из мелких деталей. Послушай, Незнайка, и запомни эти правила. (Дети рассказывают).

А теперь они покажут тебе, какие рисунки можно выполнить из мозаичного материала. (Дети самостоятельно работают с мозаикой.)

7. Беседа о строительном материале.

Дети под руководством воспитателя рассматривают строительный материал.

– Что есть в строительном наборе? (Называют фигуры.)

– Какой они формы, цвета, величины?

– Что с ними можно делать?

– Из чего они сделаны? (Из пластмассы, дерева.)

– А можно их бросать, как мячики? Почему?

8. Конструирование «Гараж для машин».

Дети выполняют конструкции гаражей из крупного строительного материала.


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА г. ГОМЕЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОШКОЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ЗОЛАК» г. ГОМЕЛЯ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ

СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

«БЕЛОРУССКАЯ ИГРУШКА»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: подгрупповое занятие.

ЗАДАЧИ:


  • закрепляем и обогащаем знания и представления воспитанников о природных материалах, из которых изготавливаются белорусские народные игрушки; развиваем словарный запас по теме;

  • закрепляем умение выделять существенные признаки и детали игрушек при их рассматривании;

  • упражняем в образовании сложных прилагательных;

  • упражняем в подборе антонимов;

  • расширяем словарь синонимов;

  • упражняем в согласовании слов в родительном падеже, множественном числе; составлении сложноподчиненных предложений с союзом а ;

  • закрепляем умение детей составлять рассказ-описание предмета с опорой на картинки-символы и находить предмет по описанию;

  • упражняем детей в образовании относительных прилагательных и согласовании их с существительными;

  • развиваем слуховое внимание, координацию движений, конструктивный праксис;

  • развиваем сенсорно-кинестетические ощущения детей;

  • прививаем любовь и уважение к родному краю, посредством знакомства с белорусской народной игрушкой; эстетический вкус.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: дыхательная гимнастика, беседа, игры, составление описательного рассказа о белорусской игрушке с опорой на картинки-символы, тактильные методы, физкультминутка.

ОБОРУДОВАНИЕ: приспособления для дыхательной гимнастики, напоминающие о времени года (на каждого ребенка), белорусские народные игрушки, льняной клубочек (мячик), лучики и кармашки для них, основы для солнышек (на каждого ребенка), конверты с разрезными фотографиями белорусских игрушек и зрительными образцами (на каждого ребенка), графическая схема с картинками-символами.

ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание белорусских игрушек с использованием модификации сенсорно-графической схемы

В.К. Воробьевой, отражающей сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки; разучивание рифмовки, знакомство с новыми названиями белорусской народной игрушки («маляванка», «пiсанка», «крашанка»).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель-дефектолог.


  • Дети, давайте улыбнемся гостям, которые пришли к нам на занятие и поздороваемся. Представьтесь нашим гостям.

  • Ребята возьмите яблоневые цветочки в правую руку. Скоро зацветут сады. На яблонях распустятся вот такие красивые яблоневые цветочки. Они очень нежные и трепещут от малейшего дуновения ветерка. Подуем на наши цветочки, как ветерок. Медленно выдыхайте воздух. Распустившиеся цветки нам напомнят, что сейчас какое время года? (Весна. )
ПРОВЕДЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.

Учитель-дефектолог.


  • Дети, подойдите к столу.
(Дети стоят полукругом перед столом с белорусскими игрушками.)

  • Искусство изготовления художественной игрушки одно из самых древних и традиционных искусств Беларуси. Белорусы делали игрушки из натуральных, природных материалов. Мы знакомились с природными материалами на прошлых занятиях. Какие из них вы запомнили? (Солома, лоза, лен, дерево, глина).

  • Молодцы. Из какого материала сделаны коник, лесовик и звоночки. (Из глины.)

  • Правильно. Свежая глина - пластичная и мягкая.

  • Что с ней можно делать? (Ее можно разминать и лепить из нее, как из пластилина) .

  • Когда игрушка вылеплена, её оставляют обсохнуть.

  • Кто вспомнил для чего? (Чтобы глина застыла и затвердела. Игрушка становится твердой.)

  • Правильно, дети. Но игрушка всё равно непрочная, хрупкая, легко может разбиться. Для того чтобы наш глиняный коник стал не просто твёрдым, а еще и очень прочным, его обожгли в печи, где очень большой жар. Так игрушка становится керамической. Напомню, керамика – это изделия из глины, которые обжигаются для прочности. Глиняная игрушка тоже относится к художественной керамике.
Белая глина после обжига становится светло-розовой; посмотрите, например, на нашего коника. Каких еще цветов бывает глина? (Глина может быть коричневой, голубой и зеленой.)

  • Правильно. Глина бывает разных цветов, поэтому наш керамический лесовик – коричневый, а звоночек внутри оранжевый. Возьмите в руки, потрогайте глиняные игрушки, стоящие на столе. Какие они на ощупь? (Твердые, шершавые, тяжелые, холодные ).

  • Глина тяжелый материал. Даже маленькие игрушки из неё, достаточно много весят.

  • Из чего сделаны Жар-птица или павлин и коник? (Сделаны из соломы.)

  • В прошлом ни один праздник белорусских крестьян не обходился без соломенных игрушек.

  • Какого цвета солома? (Желтого цвета) .

  • Возьмите в руки игрушки из соломы. Проведите рукой по соломинкам. Какие они? (Гладкие . Легкие.)

  • Правильно. Этот материал очень лёгкий и даже большие игрушки из него весят мало.

  • Из какого природного материала изготовлены куколки - Янина и Алеся? (Сделаны из льна.)

  • Какой лен по цвету? (Серый.) Ощупайте игрушки. Какие они? (Мягкие, шершавые, тёплые. )

  • Этот материал, как и солома, легкий.

  • Вспомните, из какого материала сделаны цапля, поросёнок, дудки-свистульки и «маляванкi»?

  • Правильно, из дерева. Дерево – это один из наиболее распространенных и универсальных материалов.

  • Деревянные игрушки часто размалёвывают, расписывают, раскрашивают в разные цвета. «Маляванку» можно назвать по-другому «пiсанка» или «крашанка». Это традиционная белорусская игрушка. Дети с удовольствием играли с такими расписными яичками в Пасхальные праздники. Свистулька-дудочка у нас тоже разноцветная. А вот цапля и поросёнок сделаны из натурального неокрашенного дерева. Они светло-желтого цвета. Цвет природных материалов не очень яркий, естественный.

  • Погладьте «пiсанку» рукой. Что мы узнали об этой деревянной белорусской игрушке? Какая она? (Гладкая, твердая ).

  • А если надавить на неё рукой? Мягкая или твердая?

Учитель-дефектолог.


  • На столе очень много разных белорусских народных игрушек. Поиграем с вами в игру «Найди игрушку». Надо внимательно слушать, чтобы догадаться, какую игрушку надо взять.
Разноцветная, овальная, маленькая, деревянная. Она катится, крутится, вертится. («Маляванка». )

Светло-розовый, маленький, тяжелый, глиняный. (Коник. )

Светло-желтый, овальный, маленький, гладкий, деревянный. (Поросёнок. )

Коричневый, низенький, тяжелый, глиняный, шершавый. (Лесовик. )

Желтая, большая, лёгкая, соломенная. (Жар-птица. )

Светло-желтая, большая, высокая, деревянная. (Цапля. )

Серая, высокая, легкая, мягкая, шершавая. (Куколка. )

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ С МЯЧОМ

Учитель-дефектолог.


  • Кому я бросила мячик, тот отвечает и бросает мне его обратно.
Звоночек из глины... (глиняный звоночек.)

Жар-птица из соломы... (соломенная жар-птица)

Свистулька из дерева... (деревянная свистулька )

Лесовик из керамики...(керамический лесовик )

Куколка из льна...(льняная куколка )

Козлик из соломы...и т.д.

ИГРА «ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»

Учитель-дефектолог.


  • Дети подберем слова-признаки. За каждый правильный ответ вы будете получать лучики. Посмотрим, кто больше лучиков заработает. Каждый лучик кладите в кармашек-копилку у вас на груди. Посчитаем лучики в конце занятия.
Кукла (какая?)-...(красивая, маленькая, льняная, нарядная и т.д)

Поросенок (какой?) -…(гладкий, блестящий, овальный , короткошеий и т.д.)

Цапля (какая?) – (длинноногая и т.д.)

СОСТАВЛЕНИЕ РАЗРЕЗНЫХ КАРТИНОК РАЗЛИЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БЕЛОРУССКИХ ИГРУШЕК

Учитель-дефектолог.


  • Дети сядьте за столы. У каждого лежит конверт. Откройте его и сложите белорусскую игрушку.

  • Части какой игрушки у тебя были? Что получилось? (У меня были части лесовика, а получился лесовик. ) И т.д.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра «Тихо-громко».

Учитель-дефектолог.


  • Я взяла в руки белорусскую народную игрушку ­– звоночек. Кто из вас вспомнил стишок про звоночек-колокольчик?

  • Колокольчик наш, звени,
Песня, разливайся!

Динь-динь-динь!

Дон-дон-дон!

Колокольный слышен звон!

Учитель-дефектолог.


  • Молодцы! Теперь давайте поиграем со звоночком.
Ведущий звонит в игрушку - звоночек сначала тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию звоночка дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут.

Учитель-дефектолог.


  • Поиграем в игру «Скажи наоборот». Будьте внимательны, тот кому я брошу мяч, ловит его и отвечает.
Учитель-дефектолог зачитывает начало предложения, а ребенок, которому бросили мяч, его заканчивает.

Павлин большой, а коник наоборот…(маленький. )

У цапли длинные ноги, а у поросенка наоборот…(короткие. )

Кукла Яна высокая, а кукла Алеся…(низкая. )

Коса у Алеси широкая, а у Яны…(узкая. )

Коник шершавый, а маляванка…(гладкая. )

Кукла мягкая, а лесовик…(твёрдый. )

Жар-птица лёгкая, а коник …(тяжелый. )

Клюв птички-свистульки короткий, а у цапли…(длинный. )

Аист поднял голову вверх, а коник …(опустил вниз. )

Лесовик весёлый, а коник…(грустный. )

У аиста клюв открыт, а у цапли…(закрыт. )

Хрупкий, а наоборот…(прочный. )

Натуральный, природный, а наоборот…(искусственный. )

Лесовик низкий, а аист…(высокий. )

Поросенок толстый, а кукла Алеся…(худенькая, стройная. )

Поросенок короткошеий, а аист…(длинношеий. )

Птичка короткохвостая, а павлин…(длиннохвостый. )

Учитель-дефектолог.


  • Дети подойдите к мольберту. Выберите на столе ту белорусскую игрушку, которая вам особенно понравилась. Расскажите о ней. Картинки-символы вам помогут.

  1. ЧТО ЭТО?

  2. КАКАЯ ПО ЦВЕТУ? (Если форма игрушки сложная (павлин, аист, кукла, лесовик, козлик), то этот пункт в рассказах детей опускается, а часть схемы закрывается листом бумаги).

  3. КАКАЯ ПО ФОРМЕ?

  4. КАКАЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ?

  5. ИЗ КАКАГО МАТЕРИАЛА СДЕЛАНА?

  6. ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ? (Если игрушка цельная («маляванка»), то этот пункт рассказа детей опускается.)

  7. КАК С НЕЙ МОЖНО ИГРАТЬ?

Учитель-дефектолог.


  • Дети, в какие игры мы играли сегодня на занятии?

  • Что мы еще делали?

  • А теперь каждый из вас тихонько посчитает свои лучики и сделает из них вот такие солнышки. У кого лучиков больше, у того и солнышко краше.

  • У всех получились красивые солнышки, все старались и хорошо занимались. Но лучше всех умеет подбирать слова признаки... Давайте посветим солнышками нашим гостям и попрощаемся с ними.

Список использованной литературы:

1. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2004, №6,с. 64-68.

2. Пятница Т.В. Лексика + Грамматика =...: Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Ч. 1. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

3. Народныя мастацкiя рамёствы Беларусi / Уклад. Я.М. Сахута. – Мн.: Беларусь, 1996.

4. Сахута Я.М. Беларускае народнае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва: Вучэб. дапам. – Мн.: Беларусь, 1996.

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы «Описание игрушек»

Связная речь. Учить описывать игрушку, называть характерные признаки и действия; подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта.

Словарь и грамматика. Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек, их свойств и действий. Согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.

Звуковая культура речи. Продолжать знакомить с термином слово, закреплять произношение звука с в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком с и вслушиваться в их звучание.

*Игрушки: кошка, собака; картинка «оса»

*Воспитатель загадывает загадку:

«мягонькие лапки, а в лапках царапки.

Кто это? (Добиваться точного ответа: это кошка или кот.)

Какие у кошки глазки (зеленые, шерстка (мягкая, рыжая?

Какими словами можно сказать о кошке, какая она? (Пушистая, ласковая, ловкая…)

Что умеет делать кошка? (Прыгать, ловить мышей, царапаться, лакать молоко и т. п.)

Вы много слов сказали о кошке, все они звучат по - разному, послушайте: коошшкааа, рррыыжжжая. Скажем все вместе тихим голосом слово кошка.

Как зовут детенышей кошки? (Котенок, котята.)

Кошка, какая (большая)

А котенок (маленький) .

Придумаем кошки кличку? (Мурзик, Рыжуля, Пушистик.)

Кто хочет рассказать про кошку, описать, какая она?

Это кошка, ее зовут … .(Мурзик) . Она … (усатая, глаза у нее…. (зеленые, шерстка… .(мягкая). Мурка …. (пушистая, мягкая белолапая) .

Она любит (молоко, умеет… (ловить мышей). Мурка красивая и ласкова.

Ребята у кого есть дома кошки…. Опишите своего кота. 2-3 ответа.

*Отгадайте загадку:

С хозяином дружит

Дом сторожит

Живет под крылечком

А хвост колечком… .(собака) .

Затем дети рассматривают игрушку - собаку и отвечают на вопросы:

Какая собака?

Как зовут детенышей собаки?

Собака большая, а щенки (маленькие) .

Придумаем кличку собаке (Жучка, Дружок, Шарик… .)

Какие глаза у Дружка? Они темные, как… (угольки, бусинки) .

А хвост как (колечко) .

Что может делать Дружок? (Выполнять команду, ловить и приносить мяч, сторожить дом)

Кто хочет рассказать про собаку описать, какая она?

Дети с помощью воспитателя описывают игрушку:

Это… .(собака Шарик). Шерстка у нее…. (черная, мягкая, пушистая, глаза… .(темные, блестящие, хост… .(колечком) .

Шарик любит играть (с ребятами) .

О ком можно сказать большой?

Большой … .(пес, кот)

Маленький (щенок, котенок) .

Большая) собака, кошка) .

*Физ. минутка:

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно подтянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо - влево покрутилась,

И тихонько удалилась!

*Посмотрите вокруг и скажите, кто постоянно живет у нас в группе?

Кого мы пригласим на занятие в следующий раз?

(Зайку, мышку, куклу… .)

Как, одним словом назвать их? (Игрушки.)

Катерина, пригласи любую игрушку на следующее занятие.



Загрузка...