novomarusino.ru

Возложат руки на больных, и те будут здоровы. Толкования на Мк Уверовавших будут сопровождать сии знамения

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. Марка 16:17–18

Иисус сказал, что верующие будут возлагать руки на больных, и те исцелятся. Каких больных Он имел в виду? И как понимать то, что они будут здоровы? А Иисус возлагал руки? Давайте посмотрим, как эти слова применимы в нашем случае.

Сначала разберём слово «больной», потому что на них Иисус сказал возлагать руки. В греческом языке это слово arroustos, производное от составного слова arunnumi: runnumi обычно означает быть в хорошей физической форме, быть здоровым, сильным. Приставка а придаёт этому слову обратное значение: иметь плохое здоровье, быть физически слабым. Слово описывает человека, настолько слабого и больного, что он превратился в инвалида. Вот примеры того, как Иисус исцелял больных:

* Матфея 14:14 — «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных (arroustos) их». Иисус исцелял людей, настолько слабых, что они были уже на грани физического истощения. Они были инвалидами.

* Марка 6:5 — «И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных (arroustos) возложив руки, исцелил [их]». Это были тяжело больные люди. Некоторые считают, что у этих людей было лёгкое недомогание, но слово arroustos указывает на то, что это были серьёзно, даже опасно больные люди.

* Марка 6:13 — «Изгоняли многих бесов и многих больных (arroustos) мазали маслом и исцеляли». Эти люди также были очень хилыми.

Как видите, те, кого исцелил Иисус, были истощены тяжёлой болезнью. Они были настолько физически слабы и серьёзно больны, что болезнь превратила их в инвалидов. Вот таких людей имел в виду Иисус, говоря верующим, что они будут возлагать руки на больных и те исцелятся. Он говорил не о головной боли или ссадине, а о людях, ставших инвалидами из-за долгой, тяжёлой болезни.

Слово epitithimi — «возлагать», составное: epi переводится на, а tithmi — класть. Целиком слово epitithimi переводится поместить (на), положить (на). Это слово употребляется в Евангелии от Луки 4:40 — «При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая (epitithimi) на каждого из них руки, исцелял их». В тот вечер к Иисусу привели всех больных. Правда, это были не такие больные, о которых мы говорили выше. Греческое слово asthenios — «больной», употреблённое в этом стихе, описывает людей с различными физическими недостатками. А слово nosos — «болезнь», подразумевает неизлечимую смертельную болезнь, болезнь в последней стадии. Что же Иисус сделал для них? Он возложил на них руки и исцелил их. Этим Он показал пример верующим: они тоже должны возлагать руки даже на неизлечимо или смертельно больных, — и те исцелятся.

Но, заметьте, Иисус сказал в Евангелии от Марка 16:18, что больные будут здоровы. Они могут стать здоровыми или мгновенно, или процесс выздоровления займёт какое-то время. Будут — это перевод формы греческого слова echo — иметь, обладать. Оно указывает на постепенное действие, а не на мгновенное. Да и слово kalos — «здоровы», тоже не указывает на мгновенное исцеление. В данном случае оно означает быть в хорошей физической форме, быть здоровым. Учитывая значения греческих слов, эту часть стиха можно перевести так: «…они будут постепенно чувствовать себя всё лучше и лучше, пока окончательно не выздоровеют».

Из всего вышесказанного видно, что исцеление не всегда происходит мгновенно, порой процесс выздоровления требует какого-то времени. Но если мы будем следовать примеру Иисуса и возлагать руки на больных, то Божья исцеляющая сила начнёт действовать в их теле. Если мы верим, что возложим руки на больного человека и он исцелится, то в больное тело этого человека вольётся исцеляющая сила, которая, как лекарство, будет действовать постепенно, излечивая человека и приводя его в хорошее физическое состояние.

Иисус сказал, что это может делать каждый верующий. В том числе и вы. Возлагайте руки на больных, и с каждым днём они будут чувствовать себя лучше, пока не будут совершенно здоровы. От вас лишь требуется желание, чтобы Бог исцелял через вас, требуются ваши руки и вера в исцеление, т.к. Божью исцеляющую силу приводит в действие только вера. Если вы можете выполнить эти условия, значит, вы готовы к служению исцеления.

Господь, дай мне, пожалуйста, смелости возлагать руки на больных. Я хочу, чтобы Твоя исцеляющая сила текла через меня и исцеляла больных. Твоё Слово утверждает, что, когда верующий возложит руки на больного, тот выздоровеет. Я буду возлагать руки на больных, чтобы Твоя исцеляющая сила текла через меня к больным и исцеляла их.




Алексей Ледяев Проповедь:- Уверовавших будут сопровождать сии знамения.

Евангелие от Марка 16 прочитаем с 17 стих - Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; Будут брать змей; и если, что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. и так Господь, после беседования с ними, вознёсся на небо и воссел одесную Бога. а они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

Итак Евангелие от Марка заканчивается этим важным на мой взгляд словом – знамения. Это печать, это последнее слово, это точка в нашем служении. Я хотел подчеркнуть здесь несколько мыслей и обозначить проповедь таким названием:- Уверовавших же будут сопровождать сии знамения . Это не вопрос, а это заявление Самого Господа. Друзья нам нужно сегодня такое служение о котором пишет Евангелие.

При Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Я не хочу проповедовать так, как проповедует человек. Я понимаю, что служение Богу это не монолог и не сольный концерт проповедника. Служение Богу это дуэт. Бог хочет содействовать каждому служителю и подтверждать, и подкреплять каждое сказанное слово – последующими знамениями.

Если я уверовавший, если я верующий, если я служитель Божий. То, что-то должно происходить в моём служении. Писание говорит – что уверовавших будут сопровождать. Если ты идёшь тебя сопровождает твоя тень и ты от неё не оторвёшься. Я глубоко убеждён друзья, что мы оставляем своё детство. И однажды мы выйдем на платформу профессионального служения. Когда за каждым нашим сказанным словом будет стоять духовный и серьёзный авторитет.

При Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Марк перечисляет здесь разные знамения. Изгнание бесов, новые языки, змеи и их бессилие перед верой. Смертоносное, которое не вредит, возложат руки на больных. Господи спектр Божьих знамений, он настолько велик и настолько безграничен. Какова главная мысль. Братья и сёстры, и уверовавшие.

Мы должны просить у Бога не только откровения слова. Мы должны просить у Бога знамения. И молитва должна состоять в том, чтобы наше служение было не в убедительных словах человеческой мудрости. Но в явлении Духа и силы. Бог может, Бог даёт не только слово и откровения. Он даёт авторитет помазания и власть.

Вопрос здесь в другом. Нужно ли тебе откровение? Нужно ли тебе помазание? Нужно ли тебе знамение? Я убеждён друзья, что время христианской демагогии закончилось. Время бесплодных церковных дискуссий закончилось. И на арену выходит духовный авторитет. Перед тем, как Израиль вышел из Египта. Там не было дискуссий, чья вера правильна, а чья вера не правильна.

Возможно вам понравятся следующие проповеди:

Эпидемия целительства Мастерс Питер

6. «Иисус обещал сопровождающие знамения»

6. «Иисус обещал сопровождающие знамения»

Евангелие от Марка 16:14-18 является исключением в этом отношении, так как оно содержит обещание о сопровождающих знамениях: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Чем этот «вариант» Великого поручения, упоминающий об исцелении, изгнании бесов и защите от яда и укусов змей, отличается от других? Ответ состоит в том, что это поручение Иисус давал «в тайне» лишь ближайшим ученикам, и это произошло до более «явной» передачи поручения в Галилее. Цель поручения в Евангелии от Матфея отличается от цели поручения в Евангелии от Марка. Событие, о котором говорится в Евангелии от Марка, произошло тогда, когда Иисус явился ученикам, «возлежавшим на вечери»; а событие, описанное в Евангелии от Матфея, имело место на открытом воздухе, на горе, которую Господь назвал раньше. Большинство толкователей Библии верят, что в Первом послании к Коринфянам 15:6 Павел говорит именно о последнем событии, когда воскресшего Христа видели более пятисот человек. Следовательно, событие, описанное в Евангелии от Марка, имело место раньше, произошло оно в Иерусалиме и было личным наставлением одиннадцати ученикам, позже ставшим апостолами.

Стих из Евангелия от Марка 16:14 объясняет контекст и является ключом к пониманию личного поручения Христа одиннадцати ученикам: «Наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили». Главный смысл обращения Господа к одиннадцати ученикам - упрек за их «неверие и жестокосердие», и это надо иметь в виду, читая данный отрывок. Упрекая их, Иисус дает им поручение: «… идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Слушающие и верующие - спасутся, неверующие осуждены будут.

После того, как Господь объяснил ученикам их задачу, Он возвращается к проблеме самих учеников, из которых некоторые, если не все, имеют неверующее и холодное сердце. Увещевая их, Он как бы говорит - верьте! А «уверовавших же будут сопровождать сии знамения…» (Мр. 16:17). Здесь Господь имеет в виду не тех, которые уверуют, по слову апостолов, а их самих. Если апостолы посвятят себя исполнению этого поручения, веруя в своего Спасителя, то именем Его будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мр. 16:17-18).

Такое толкование этого отрывка из Евангелия от Марка единственно возможное, потому что оно отвечает теме, которой Марк придает большое значение, а именно: каким образом Иисус выговаривал ученикам за их неверие. Как Он это делал? Во-первых, Он упрекнул их. Во-вторых, указал им на их обязанности. В-третьих, обещал, что свидетельские знамения будут сопровождать деятельность тех апостолов, которые следуют вере и послушанию. Истинность такого толкования подтверждается последующими фактами. В соответствии с тем, что написано в книге Деяния святых Апостолов, лишь апостолы (и трое их непосредственных помощников, или назначенных ими лиц) в действительности исцеляли людей. Что же касается защиты от укусов змей, написано, что только Павел пережил это. Несомненно, что «на языках» говорили не только апостолы, однако все другие знамения совершались лишь ими.

Евангелие от Марка 16:17-18 в действительности является весьма сложным текстом для харизматических целителей. Утверждая, что Иисус Христос обещал эти знамения на все времена, сами они не могут оставаться в живых от укусов змей и после принятия яда. До тех пор, пока это остается невозможным, они должны понимать, что вырывают слова из истинного контекста, суть которого - личное увещевание будущих апостолов. Вариант же Великого поручения, относящегося ко всем ученикам всех эпох, не содержит в себе указаний совершать «целительные знамения».

Из книги Избранное автора Буньян Джон

5. Молитва есть искреннее, осознанное и доверительное излияние сердца, или души, Богу через Христа в силе и с помощью Духа о том, что Сам Бог обещал (Мф. 6:6-8). Молитва лишь тогда верна, когда ее содержание находится в пределах Божьего Слова; она является богохульством или, в

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

6. Молитва есть искреннее, осознанное и доверительное излияние сердца, или души, Богу через Христа в силе и с помощью Духа о том, что Сам Бог обещал и ради блага Церкви. Эта фраза касается и славы Божьей, и возрастания во Христе, и блага Его детей. Ибо и Бог, и Христос, и Его

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

Что Бог обещал Аврааму и его потомкам? За отказ от поклонения другим богам и почитание только Всевышнего Аврааму были обещаны многочисленное потомство и обширные земли. Так, вскоре после отделения Лота Бог объявил Аврааму: «Возведи очи твои и с места, на котором ты теперь,

Из книги Утраченный Завет автора Рол Дэвид

(4) Иисус обещал им Духа Святого В горнице (где состоялась Тайная вечеря) Иисус, по словам Иоанна, уже обещал Апостолам, что Дух истины напомнит им все, что Иисус говорил им (Ин. 14:26), и исполнит их тем, чему Иисус еще не научил (Ин. 16:12 и дал.). Теперь Иисус повелевает им ждать в

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

Из книги Православие и религия будущего автора Серафим Иеромонах

Магические обряды, сопровождающие сеансы белых и черных магов, а также всевозможных целителей, и народные суеверия Современные магические обряды, пройдя через века, удивительным образом сохранили свое воздействие на умы и души многих людей. Если даже человек заявляет,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Б. Физические явления, сопровождающие «Харизматические» опыты Одна из самых распространенных реакций на переживание «крещения Святым Духом» - смех. Один католик свидетельствует: «Ощущение присутствия и любви Бога было так сильно, что я припоминаю, как сидел полчаса в

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

В. «Духовные дары», сопровождающие «Харизматические» опыты Главное достижение, на которое претендуют привержен-цы «харизматического возрождения», - это то, что они получают «духовные дары». Один из таких «даров», в первую очередь проявляющийся в «крещенных Святым

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

3. Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. 4. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Обязательно исполнение обетов, но не самые обеты. "Если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха". (Втор.

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

39. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; (Лк. 11:29). "Род лукавый" лучше бы перевести "злой, полный зла". Прелюбодейным называется этот род Спасителем потому, что вообще в Ветхом Завете уклонение

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

7. посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. (Мк. 6:23). Предполагают, что царь и прежде в торжественные дни что-нибудь дарил Саломии, и, если так, то это еще более могло побуждать ее угодить ему. Но такое предположение, конечно, и должно остаться только

Из книги автора

4. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел. (Мф. 12:39; Мк. 8:12; Лк. 11:29). Буквальное повторение Мф. 12:39. У Мк. 8:12 эта речь предваряется словами: "и Он, глубоко вздохнув, сказал", которых нет у других

Из книги автора

14. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. 15. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. 16. Иисус говорит ей:

Из книги автора

12. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. 13. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. 14. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых. Благоговейный страх не

Из книги автора

ГЛАВА 40. Нельзя быть столь легким на подъем, чтобы оставлять тот монастырь, в котором ты обещал Богу умереть. Ибо Отцы старались даже своей келии не оставлять без повода, и в ней они обретали немалую духовную пользу 1. Из ПалладияНа Нитрийской горе жил некто по имени

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мар. 16:17-18).

Каждый из нас, наверное, не раз задумывался над этим местом Нового Завета. Если мы искренно уверовали во Христа, то, смотря на эти стихи, нас должны сопровождать знамения. Если их нет, тогда неужели у нас что-то неправильно? Или это опять связанно со временем, культурой? Почему апостолов знамения сопровождали, а нас нет? Разве Бог изменился или Слово Его? С этим вопросом мы обратились к некоторым служителям города.

Скрипник Александр Андреевич, пастор:
- Евангелист Марк в этих стихах перечисляет пять знамений, которые будут сопровождать уверовавших. Здесь говориться о сверхъестественных явлениях, призванных подтвердить, что Евангелие, передаваемое апостолами, исходит от Самого Бога (Марк 16:20).

Знамения будут сопровождать не личную веру первых христиан, а ту весть спасения через Иисуса Христа, которую они были посланы проповедовать миру. А посему, способность творить чудеса во имя Господа дана была верующим для успешного исполнения порученной им миссии. В свете всего этого, а также с учётом исторических свидетельств, есть основания полагать, что как норма упомянутые знамения действовали лишь в апостольское время (2Кор.12:12; Евр.2:3-4). И притом, исследуя Св. Писание, ясно видно, что все эти знамения совершались апостолами Господа Иисуса Христа (Дн. 2:43; 5:12; Рим. 15:17-19); через диаконов Стефана (Дн. 6:8), Филиппа (Дн. 8:5-7,13), через Варнаву и Павла (Дн. 14:3-4; 15:12). Везде знамения свершались не просто ради показания чуда, но "во свидетельство слову благодати" Божией (Дн. 14:3).

Сегодня же мы, христиане, имеем полное Евангелие, удостоверенное жизнью и историческим опытом многих христиан и Бога Духа Святого, могущественно действующего и покоряющего вере многие души. В наше время нам просто нет нужды, чтобы говорить на каких-то новых языках, проповедуя Евангелие, так как оно переведено на сотни и тысячи других языков и наречий. Но это необходимо было в день Пятидесятницы (Дн. 2:4-11), и затем повторялось в первоапостольской Церкви (Дн. 10:46; 19:6; 1Кор. 12:10), как необходимое свидетельство для разных групп людей со всех местах того мира (для иудеев, самарян и язычников). "Брать змей" и "пить смертоносное" предполагало случай, когда гонители будут принуждать верующих это делать. Это не распространяется на те случаи, когда люди сознательно и добровольно делали подобные вещи. В раннехристианской Церкви это не практиковалось. Когда на острове Мелит на руке у Павла повисла смертоносная змея (Дн. 28:3-5), то он вышел невредим из этой опасной ситуации, возникшей не по его инициативе. Других подобных случаев в Новом Завете не встречаем.

Ещё одним из "удостоверяющих знамений" было исцеляющее возложение рук на больных. Об этом снова же читаем в книге Деяний Апостолов (28:8). Так же известно, что дар исцелений практиковался в ранней Церкви (1Кор. 12:30). И всё-таки, это было не частое действие даже в жизни самих апостолов. Читаем следующие места: 2Тим. 4:20; 2Кор. 12:7-9. Опыт же молитвы и веры об исцелении больных через пресвитеров (Иак. 5:14-15) (т.е. через их молитвы и помазание елеем) совершается и сегодня по мере того, насколько Господь проявляет Свою милость и волю в этом.

Также апостолы получали способность изгонять бесов, демонстрируя этим победу Христа над сатаною. Это видно и следующих мест: Дн. 8:7; 16:18; 19:15-16. Но я верю, что по Слову Бога (Мф. 17:21) это совершается и сегодня через сосуды, посвящённые Богу в молитве.

Итак, мы видим и знаем, что некоторые знамения больше не сопровождают верующих, хотя, часть из них -да, сопровождают. Основание этому Слово Божие и благочестивая жизнь детей Божиих, повинующихся Духу Святому. Мы же, христиане, "ходим верою, а не видением..." (2Кор. 5:7), поэтому, для нас главное - вера в искупительную жертву Христа и сопряжённое с ней оправдание и спасение. Поэтому мы не ищем знамений, а стремимся верою возрастить в благодати и познании Господа (2Петра 3:18). Да благословит нас всех в этом Господь!

- Хорошо, но ведь мы можем любое место Писания прокомментировать как относящееся к прошлому, только для апостолов. Христос сказал: "Уверовавших...", т.е. - всех. Он ведь не сказал: «только апостолов». Почему так?<.b>

Тарасюк Владимир Романович, пастор:
- В данном месте Священного Писания перечисленные знамения выступают в роли сопровождающих- "будут сопровождать" (Мар. 16:17). И как сопровождающие, они имели определённую цель. Её можно увидеть на следующем примере из 4Цар. 5:1-15, где описывается, как больной проказой военачальник царя Сирийского Нееман прибыл с сопровождающими его лицами к дому пророка Божия Елисея, что бы исцелиться от проказы. Елисей выслал слугу, через которого дал Слово от Бога, как очиститься от болезни: "Пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновиться тело твоё у тебя, и будешь чист" (4Цар.5:10) Нееман этому слову не поверил и удалился в гневе. (4Цар. 5:11-12) Видя это, сопровождающие его люди стали упрашивать его: "Отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? А тем более, когда он сказал тебе только: "Омойся и будешь чист". Вполне возможно, что если бы Нееман не имел таких сопровождающих, то он бы остался бы в неверии, гневе и проказе. Но, благодаря их поддержке, - уверовал.

Такую же задачу выполняли сопровождающие проповедь Слова Божьего знамения, перечисленные в Евангелии от Марка. Они должны были подкрепить сказанное Слово, чтобы люди уверовали и спаслись. "А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении Слова последующими знамениями" (Мар. 16:20). В настоящее время Священное Писание "...живо и действенно..." (Евр. 4:12). Поэтому, если люди не верят авторитетному, записанному в Библии, Слову Божию, то не поверят и знамениям. Пример - (Лук. 16:31).

- Ну, а всё-таки, по вашему мнению, могут ли эти знамения сопровождаться в наше время?

Если Бог видит, что необходимо подкрепить Своё Слово знамением - это Ему не трудно, и Он совершит. Мне известны такие житейские примеры. Конечно, необходимо относиться весьма осторожно к знамениям, больше сосредотачивая внимание своё на Слове, так как мы живём во время, когда на поверхность выходят лжехристы и лжепророки, которые дают великие знамения, чтобы прельстить (Мф. 24:24).

От редакции. Дорогие друзья, может кто-то из вас имел в своей жизни пример, когда Бог особенным образом показывал свое могущество поддержку? Очень хотелось бы услышать такое свидетельство. Думаю, оно будет полезно для всех читателей. Ждем ваших писем.

1–8. Воскресение Христа. – 9–11. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине и ее выступление перед ученикам с вестью о воскресении Христа. – 12–13. Явление Христа двум ученикам и возвещение последними вести о воскресении в среде апостолов. – 14–18. Явление Христа двенадцати апостолам и Его обетования для верующих. – 19–20. Вознесение Христа и замечание о миссионерской деятельности апостолов.

Мк.16:1. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

Мк.16:2. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

Мк.16:3. и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

Мк.16:4. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

Мк.16:5. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

Мк.16:6. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

Мк.16:7. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

Мк.16:8. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

В повествовании о воскресении Господа Иисуса Христа евангелист Марк имеет некоторые особенности по сравнению с Матфеем. Он упоминает о трех женщинах, ходивших помазать тело Христа, а Матфей – о двух. Имена этих трех женщин те же, что названы в Мк. 15:40. Только вторая Мария названа не матерью Иакова, а просто Иаковлевой. Один евангелист Марк (да еще Лука) говорит, что женщины пошли для того, чтобы «помазать тело Христа ароматами», т.е. душистыми мазями, которые они купили по миновании субботы. Очевидно, хотели со своей стороны намастить тело Христа как можно больше, хотя, вероятно, знали, что об этом уже позаботился Иосиф, погребавший Христа. Тогда они этого сделать не успели, так как наступил уже субботний покой. Теперь же могли это сделать, так как к вечеру субботы разрешалось открывать лавки, начинался уже новый день.

«И весьма рано... при восходе солнца» (стих 2). Было так рано, что солнце еще только начинало восходить (ἀνατείλαντος – причастие настоящего времени, совершенно точно обозначающее очень раннее время, ср. Ин.20:1; Лк. 24:1). Небо чуть забелелось (блж. Августин). Та же мысль выражена и евангелистом Матфеем в выражении: «на рассвете».

«Войдя во гроб» (стих 5). Гробница представляла собой довольно большое помещение, куда можно было войти сразу двум-трем.

«Юношу...» т.е. Ангела (ср. Мф. 28:2).

«На правой стороне». Это не тот Ангел, о котором упоминает евангелист Матфей: тот сидел на камне, отваленном от гроба и, значит, вне гроба.

«Ужаснулись». Очевидно, вид Ангела в белом одеянии произвел ужас в женщинах. Может быть, евангелист хочет сказать, что их повергло в ужас и отсутствие тела Иисуса во гробе.

«И Петру» (стих 7). Это упоминание о Петре вполне естественно в Евангелии Марка, написанном со слов апостола Петра. Может быть, Ангел и действительно велел прежде всего или особенно сообщить о воскресении наиболее огорченному смертью Христа ученику.

«Как Он сказал вам» (см. Мк. 14:28). Господь сказал это Своим ученикам, но и женщины, очевидно, не были лишены надежды увидеть Его в Галилее.

«Трепет и ужас» (стих 8). Евангелист Марк вовсе не говорит о чувстве радости; которое, согласно Матфею, наряду со страхом, испытывали в это время мироносицы. Точно так же евангелист Марк оттеняет то обстоятельство, что они ничего никому не сказали по причине овладевшего ими страха. В этом он опять отличается от Матфея (Мф. 28:8). Разрешить это противоречие в сказаниях двух евангелистов, кажется, лучше всего тем соображением, что евангелисты имеют в виду различных женщин: один говорит о тех, которые рассказали, другой – о тех, которые смолчали.

Мк.16:9. Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

Мк.16:10. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;

Мк.16:11. но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили.

См. «О подлинности заключения к Евангелию Марка», с. 96.

Об этом явлении Христа Марии Магдалине не говорит и евангелист Матфей (а также и Лука). Только евангелист Иоанн с гораздо бо́льшими подробностями описывает его (Ин. 20:11-18).

«Сперва». Евангелист, очевидно, противополагает это явление двум, описываемым далее (стихи 12:14).

«Из которой изгнал» семь, т.е. очень много «бесов». Вероятно, эта Мария за полученное ею исцеление сделалась наиболее ревностной последовательницей Христа.

«Бывшим с Ним». Значит не только апостолам, но и другим верующим (ср. Деян. 1:21).

«Не поверили». Ясно, что апостолы опасались вдаться в заблуждение, так как женщины, с их точки зрения, не являлись достаточно твердыми свидетельницами истинности воскресения. Им могло представляться странным и то, почему Христос явился не им, а женщинам. С другой стороны, евангелист Марк дает понять, что неверие не осталось в душе апостолов как что-то постоянное, об этом говорит то обстоятельство, что он употребил здесь аорист (ἠπίστησαν), показывающий, что действие, обозначаемое глаголом, не имело продолжения, а было, так сказать, временным (однократным).

Мк.16:12. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.

Мк.16:13. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

То, о чем здесь так кратко сообщает евангелист Марк, со всеми подробностями описывает Лука, – это явление Христа двум ученикам по пути в Эммаус (Лк. 24и сл).

«В ином образе». Христос изменил Свой внешний вид (ἑτέρα μορφή).

«И им не поверили». Евангелист Марк оттеняет это новое проявление критицизма апостолов в отношении к свидетелям о воскресении Христа, вероятно, для того, чтобы показать, что если уже в конце концов апостолы уверовали в воскресение Христа, то эта вера была обоснована их собственным опытом, что она не явилась в них чем-то пришедшим со стороны. Но как примирить с этим сообщением евангелиста Марка сообщение Луки, который говорит, что апостолы в это время уже веровали в воскресение Христа (Лк. 24:34)? Можно полагать, что апостолам показалось странным, как Господь одновременно мог явиться и в Иерусалиме, и по дороге в Эммаус. Они не могли понять, что Господь теперь имеет особое тело, отличное от прежнего, способное преодолевать границы пространства (ср. Лк. 24:37). В этом и состояло в настоящем случае их неверие...

Мк.16:14. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

Мк.16:15. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

Мк.16:16. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Мк.16:17. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;

Мк.16:18. будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

«Наконец» (стих 14) – правильнее: «позже» (ὕστερον). Это явление, бывшее во время трапезы учеников, конечно, было не последним. Но так как евангелист Марк хочет здесь закончить свое Евангелие, то он ко времени этого явления относит и те следующие слова Христа, которые Он высказал перед самой Своей разлукой с учениками на Елеонской горе. Об этом же явлении говорят Лука (Лк. 24:36-49) и Иоанн (Ин. 20:19-23).

«Упрекал их за неверие», т.е. за то, что они не поверили вести о Его воскресении, сообщенной им женщинами и двумя учениками. Теперь же, конечно, апостолы являются уже верующими в воскресшего Христа.

«Идите по всему миру... всей твари» (стих 15). Первое слово, с которым здесь обращается Христос к апостолам, уничтожает те ограничения, которые Он ранее (Мф. 10:5) высказал относительно миссионерской деятельности апостолов. Отныне, по совершении искупления, весь род человеческий (тварь) призывается ко вступлению в Царство Христово (речи о «неразумной твари» здесь нет, как показывает употребленный здесь глагол «проповедуйте»: неразумной твари нельзя «проповедовать»).

«Кто будет веровать...» (стих 16). Во-вторых, Христос говорил апостолам об условиях спасения для тех, кто будет слушать их проповедь. Желающие спастись на последнем суде (ср. Мк. 8:35, 10:26, 13:13-20) должны с верою принять предлагаемое им Евангелие и в знак своей веры во Христа принять крещение. Напротив, кто не уверует и, следовательно, не примет крещения, тот навлечет на себя осуждение от Высшего Судьи и погибнет. Таким образом, главной задачей апостолов будет проповедовать людям и внедрять в них веру во Христа. О том, что они должны при этом крестить, прямо не сказано, но это должно подразумевать здесь. Ведь они и ранее уже совершали крещение (Ин. 4:2).

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения...» (стих 17). Апостолы по собственному опыту должны были знать, что уверовать в воскресшего Христа – дело нелегкое: они два раза обнаружили свое неверие в этот факт. Поэтому Господь обещает, в-третьих, посылать уверовавшим особые чудесные знамения, которые будут укреплять их в вере. Эти чудеса будут творить как апостолы, так и простые верующие. Последние же, видя, как творят чудеса их проповедники, будут убеждаться в истинности их послания Богом.

«Именем Моим», т.е. Моей силой (ср. Мк. 9 и др.).

«Новыми языками» (ср. Деян. 10:46, 19:6; 1 Кор. 12:10), т.е. языками, которых ранее они не знали.

«Брать змей» (стих 18). Пример этого см. в Деян. 28:3-6 и в истории Моисея (Исх.4:2-4).

«Смертоносное выпьют...» По одним преданиям в Эфесе, по другим – в Риме апостол Иоанн Богослов был принужден гонителями христианства выпить кубок с ядом, который нисколько не повредил его здоровью...

«Возложат руки на больных» (ср. Деян. 28 и сл.; Евр. 6:2; 1 Кор. 12:9; Иак. 5:14).

Мк.16:19. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

Мк.16:20. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

«После беседования с ними...» Не тотчас после беседы за трапезой (стих 14), а спустя 40 дней по воскресении Своем Господь Иисус Христос вознесся на небо (см. Деян. 1:2-11) и воссел одесную Бога, т.е. и по вознесении Своем получил власть, равную с властью Бога Отца. Но через это Он сделался источником чудесных сил для Своих апостолов, которые пошли, согласно повелению Христа, проповедовать Евангелие по всему свету, совершая, где нужно, чудесные знамения (ср. 1 Кор. 1:6, 2:4).

О Подлинности заключения к Евангелию Марка (Мк. 16:9-20)

Подлинность, т.е. принадлежность этого раздела евангелисту Марку, подвергается библейской критикой серьезному подозрению. Основания для такого подозрения следующие.

1. Этого раздела не имеется в таких уважаемых кодексах, как Синайский и Ватиканский, и некоторых армянских, эфиопских и арабских переводах Евангелий. Точно так же Евсевий Кесарийский («Вопросы евангельские к Марину»: Eusebii Caesariensis, Quaestiones evangelicae ad Marinum, PG.22, c. 937, 19–33) говорит, что Евангелие от Марка во всех почти списках заканчивалось словами нашего 8-го стиха 16-й главы. То же почти свидетельствуют блаженный Иероним (письмо 120-е к Гедибии), святитель Григорий Нисский (2-я речь о Воскресении Христа) и некоторые другие.

2. Эти исторические основания подкрепляются и характером рассматриваемого отрывка. В нем критики вовсе не находят характерных для евангелиста Марка выражений («тотчас», «опять») и, напротив, находят достаточно такого, что совершенно чуждо Марку в языке и изложении. Поэтому-то новейшие критики считают этот раздел неподлинным, а Тишендорф в 8-м издании своего Нового Завета совсем исключил этот раздел из текста.

Но вышеприведенные основания недостаточны для того, чтобы утверждать, что стихи 9–20 16-й главы Евангелия Марка представляют добавление, сделанное каким-либо другим лицом, а не самим Марком. Во-первых, спорный раздел имеется во всех древних греческих кодексах Нового Завета (исключая Синайский и Ватиканский), а также в древнейших переводах – сирийском Пешитто, древнеиталийском и Вульгате. Далее, о нем знает святитель Ириней (Ириней Лионский. «Против ересей», III, 10, 6). Свидетельство же Евсевия, Иеронима и др. значительно ослабляется сообщением Виктора Антиохийского и многих бесед о том, что «палестинское Евангелие» имело этот раздел. Притом неестественно предположить, чтобы Евангелие Марка заканчивалось словами: «потому что (женщины) боялись». Дело в том, что событие Воскресения Христова представляло собой, несомненно, самый важный факт евангельской истории. Между тем значительность этого факта очень бы ослаблялась, если бы евангелист Марк ограничился только приведением свидетельства Ангела женщинам и ничего бы не сказал о явлении Христа по воскресении всем Его апостолам. Затем. Для объяснения отсутствия заключения к Евангелию Марка можно допустить одно из двух – если, конечно, признать более правильным свидетельство тех кодексов, где этого заключения не имеется, – или что заключение это бесследно затерялось, или же что Марк не сделал такого заключения, скончавшись в то время, когда ему еще приходилось дописывать свое Евангелие. Но оба эти предположения неприемлемы. Против второго говорит церковное предание, согласно которому Марк, окончив свое Евангелие в Риме, оставил этот город и отправился в Александрию, и там проповедовал (Евсевий Кесарийский, «Церковная история», 11, 16 и др. писатели). Из этого предания мы видим, что древней Церкви чужда была мысль о том, что Марк мог оставить свое Евангелие незаконченным. Что же касается первого предположения, то против него говорит невероятность такого окончания Евангелия, какое имеется в тех рукописях, где Евангелие кончается словами: «ибо они боялись». Но об этом сказано уже выше.

Что касается внутренних оснований, на которых основывает новейшая критика свое сомнение в подлинности последнего раздела Евангелия от Марка, то мы должны признать, что, действительно, не находим в этом разделе тех своеобразных черт стиля, какие вообще характеризуют евангелиста Марка, что здесь не встречается любимых Марком частиц «опять», «вдруг». Но нужно, с другой стороны, не упускать из внимания и того обстоятельства, что содержание этого раздела и не давало повода к употреблению указанных любимых Марком слов. Три явления Воскресшего изображены здесь в форме «лестницы», а эта форма Марку не чужда, и, с другой стороны, она требовала тех соединительных частиц (μετὰ ταῦτα и ὕστερον), которые он здесь употребляет вместо частицы «опять» (стихи 9, 12, 14). Также употребление глаголов ἀπιστεῖν и ἐφανερώθη, которые у Марка в других местах не встречаются, требуются здесь самим предметом повествования. Глагол ἀπιστεῖν мы находим также в Евангелии от Луки только в Лк. 24:11, 41 и глагол ἐφανερώθη в Евангелии от Иоанна только Ин. 21:1, именно в повествовании о явлениях Воскресшего. Глагол ἐθεάθη, также впервые употребленный здесь Марком (стих 11), является вполне точным обозначением созерцания людьми Воскресшего в Его прославленном теле. Трижды употребленный здесь Марком глагол πορεύεσθαι (стихи 10, 12, 15) также не может быть назван вполне чуждым Марку выражением, так как сложный глагол παραπορεύεσθαι употребляется им нередко (Мк. 2:23, 9:30, 11:20, 15:29). Притом этот глагол πορεύεσθαι является во всех трех случаях вполне подходящим термином. Остальные выражения, не встречающиеся прежде у Марка, или и не могли быть ранее употребляемы евангелистом (например, γλώσσαις λαλεῖ ν καιναῖς, – стих 15), или же представляют собой крайне незначительное отступление от встречающихся у Марка выражений (например, κόσμον ἅπαντα, стих 15, ср. с ὅλον τόν κόσμον в Мк. 15:36). Странным только представляется, что евангелист Марк употребляет в 9-м стихе выражение πρώτῃ σαββάτου – «в первый день недели», тогда как во 2-м стихе он употребляет о том же самом другое выражение τῇ μιᾷ σαββάτου. При этом выражение τὸ σάββατον в смысле «недели» у него, да и в других Евангелиях, не встречается, за исключением Лк. 18:12. Но и эта странность может быть объяснена тем, что в том кругу верующих, к которому принадлежал Марк, могло уже войти в употребление слово σάββατον в смысле «недели» и евангелист здесь употребил это, так сказать, новое выражение, тогда как во 2-м стихе употребляет другое, старое, параллельное выражение, которое, вероятно, употреблял апостол Петр, когда рассказывал Марку о Воскресении Христа.

Указывают еще на то, что евангелист упоминает об изгнании из Марии семи бесов (стих 9). «Зачем бы, – говорят, – Марку упоминать об этом, раз он уже сказал об этом прежде?» Но здесь это повторение весьма уместно. Евангелист хочет этим объяснить, почему Господь по Воскресении Своем явился именно, раньше чем другим, Марии Магдалине. Указывают затем на излишнюю краткость и неясность этого раздела. Но и раньше мы встречаем у Марка такое же краткое обозрение событий, именно, в рассказе о крещении и искушении Христа (Мк. 1:9-13), который, однако, критикой не признается неподлинным. Говорят еще, будто бы заключение Евангелия дает впечатление повествования, совершенно не имеющего отношения к предшествующему, оно будто бы возникло совершенно независимо от стихов 1–8 16-й главы. Но выражение 9-го стиха: «восстав же» (ἀναστάς δέ), напротив, говорит за то, что заключение писатель Евангелия намеревался поставить в связь с предыдущим. Он хочет сказать: «Доселе я говорил о Воскресении Христа, а теперь должен повествовать о Его явлениях».

С другой стороны, нельзя не отметить тех черт, имеющихся в заключении к Евангелию Марка, которые являются характерными вообще для всего Евангелия Марка. Так, в 9-м стихе евангелист опускает имя Иисус, как делает он и в других местах (Мк. 1:21, 2:1, 23, 3:1), называет учеников и последователей Христа: τοῖς μετ´ αὐτοῦ γενομένοις (стих 10), что напоминает собой выражение: οἱ παρ´ αὐτοῦ (Мк. 3:21), описывает порицание Христом «жестокосердия» учеников (стих 14), согласно с Мк. 6:52, 7:18, 13 и сл. Трудно сказать что-нибудь веское по вопросу о том, каким образом могло случиться то обстоятельство, что во многих древних кодексах заключение к Евангелию Марка оказалось опущенным. Может быть, некоторые переписчики намеренно его опустили, соблазняясь теми же соображениями, какие выставляет и новейшая критика...

Нужно заметить, что в некоторых древних кодексах вместо нашего заключения имеется более сокращенное, которое гласит: «а все, что им (женщинам) поручено было, они возвестили вкратце Петру и его сотоварищам. Потом же явился Иисус и послал Сам от восхода (солнца) до запада чрез них (т.е. через апостолов) святую и непрестающую проповедь о вечном спасении. Аминь». Есть еще краткое заключение к Евангелию Марка в сочинении блаженного Иеронима «Против Пелагия» (II, 15), представляющее собой продолжение 14-го стиха 16-й главы. Апостолы в этом заключении на упрек Господа в недостатке веры указывают на силу сатаны, от которого и просят Христа освободить их. Та же мысль проведена в памятнике христианской письменности, найденном в Египте в 1907 г. и известном под именем λογία. Здесь Христос в добавление к вышеприведенному у Иеронима говорит апостолам, что Он скоро поразит все враждебные силы. Понятно, что все эти заключения не имеют за себя никаких достаточных свидетельств в церковном предании.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Загрузка...