novomarusino.ru

Пенсионный фонд рф. Смотреть что такое "Пенсионный фонд" в других словарях Что такое пенсионный фонд

По величине имеющихся ресурсов пенсионные фонды, или ПФ – это самые крупные из всех внебюджетных фондов, направляющих свои средства на социальные цели. В наиболее развитых странах их участие превышает половину всего объема средств, используемых в этой области.

Что такое «Пенсионный фонд (ПФ)»

Пенсионными называют фонды, созданные государственными органами, профсоюзами или частными компаниями для выплаты пособий – по старости, по инвалидности, потере кормильца и т.п. Они могут быть как государственными, так и негосударственными, в зависимости от их УК – управляющей компании.

Как и большинство других фондов, государственные ПФ имеют свои доходы и свои расходы. Доходы формируются из:

  • страховых платежей, перечисляемых работодателями и индивидуальными предпринимателями;
  • государственных ассигнований;
  • добровольных взносов граждан.

Ставки страховых взносов для пенсионных взносов различаются в отдельных странах и могут колебаться в пределах 10-30%.

Расходы таких ПФ направляются:

  • на государственные пенсии граждан;
  • на выплату различных пособий;
  • на материально-техническую и финансовую деятельность самих фондов.

ПФР - Пенсионный Фонд Российской Федерации

ПФР – государственное учреждение, считающееся одним из наиболее значительных социальных институтов Российской Федерации. Был основан в декабре 1990 года. Подразделения фонда действуют во всех регионах и районных центрах страны. Сейчас их более двух с половиной тысяч. Он принадлежит государству – единственный из всех пенсионных фондов. Именно ПФР является страховщиком в обязательном пенсионном страховании граждан РФ. Его основные функции:

  • учет тех средств, которые перечисляются работодателями в качестве взносов пенсионного страхования;
  • назначение пенсий и их выплата;
  • назначение социальных выплат инвалидам, ветеранам, героям РФ и т.п.;
  • осуществление учета всех участников системы и их страховых пенсионных платежей;
  • взаимодействие с организациями, являющимися плательщиками пенсионных взносов;
  • управление получаемыми средствами через управляющие компании – государственные и частные;
  • выдача сертификатов материнского капитала.

С начала 2009 года на ПФР возложена и реализация Программы государственного софинансирования – уникального новшества пенсионной системы, не имеющего аналогов среди большинства развитых стран.

Ставка взноса в Пенсионный фон – 22% от всего фонда заработной платы организации или предприятия. Раньше, до 2010 года, эта сумма входила в ЕСН – единый социальный налог. С начала 2010 года ЕСН был отменен.

Бюджет ПФР утверждает Государственная Дума. Из него получают свои пенсии более сорока миллионов пенсионеров. Он предусматривает средства для индексации пенсий. Например, в 2014 году это 8,1% для трудовых и 17,6% для социальных пенсий. Размер индексации определяется с учетом уровня инфляции и доходов фонда.

В странах с развитой экономикой система пенсионных фондов состоит, как правило, из государственных и негосударственных ПФ.

НПФР - Негосударственный Пенсионный Фонд

История возникновения негосударственных пенсионных фондов, или НПФ, связана со странами, имеющими англо-американскую пенсионную систему. Типичные представители – это Канада и США.

Если основным принципом работы государственных ПФ является солидарность поколений, то в НПФ он не используется. Здесь работа основана на долгосрочном индивидуальном накоплении – накопительном принципе. Принцип солидарности предполагает распределительный характер выплат. Накопительный — означает, что будущий пенсионер должен сам набрать сумму, из которой станет получать эти выплаты. С наступлением определенного возраста участник такого ПФ будет иметь пенсию сразу или частями, по своему желанию. Потому в НПФ с установленными выплатами при заключении договора фиксируется и размер пенсии.

Негосударственные фонды всю свою прибыль используют для инвестирования. Это позволяет им обеспечить рост пенсионных выплат своих участников.

В России негосударственные пенсионные фонды, или НПФР. Стали появляться после Указа Президента от 16.09.92 «О негосударственных пенсионных фондах». К декабрю 1996 года было выдано 265 разрешения на некоммерческую деятельность по формированию фондов с помощью привлечения взносов граждан и юридических лиц и передаче их управляющим компаниям. Но уже в 2008 году число таких НПФ сократилось из-за изменений в законодательстве.

Все НПФР условно разделяются на четыре типа:

  • кэптивные – развивающие только корпоративные пенсионные программы своих учредителей и родственных им структур;
  • корпоративные – те, которые обслуживают корпоративные пенсионные программы, но отличаются возможностью привлекать пенсионные накопления клиентов; к таким относится, например, НПФ Благосостояние;
  • территориальные – действующие в отдельных регионах или их группах; например, НПФ Эрэл;
  • универсальные, или открытые – старающиеся обслуживать максимально широкий круг юридических и физических лиц; в активах таких фондов преобладают, обычно, именно пенсионные накопления; пример – НПФ «Райфайзен».

Пенсионные взносы не включаются в заработную плату работника, но учитываются в счете. Таким образом – это своеобразная «отложенная зарплата», которую он будет получать по достижении пенсионного возраста. Потому каждый работающий должен быть уверен, что его работодатель регулярно и полностью уплачивает взносы в пенсионный фонд.

Круг различных НПФР достаточно широк, и в ближайшее время мы будем делать обзоры наиболее доходных из доступных фондов. Таким образом, у граждан России имеется возможность самим выбирать те пенсионные фонды, которые вызывают наибольшее доверие.

− наиболее объёмные из всех внебюджетных фондов.

Из всех фондов, денежные средства которых идут на социальные цели, пенсионные фонды наиболее большие, в развитых государствах они достигают 50-60 процентов размера всех денежных средств, направленных на общественные и социальные цели.

Управление деньгами пенсионных фондов включает в себя:

  • целевой сбор, сохранение и накопление страховых вкладов;
  • выплату пенсий;
  • организация работы для взыскания с нанимателей и работающих людей сумм, назначенных государством для формирования пенсий по инвалидности или вследствие трудового увечья или профессиональных болезней и т. п.;
  • приумножение средств пенсионного фонда и регулярное привлечение вкладов для увеличения дополнительных выплат к пенсиям;
  • контроль за своевременным поступлением страховых взносов со стороны предприятий;
  • организация муниципальных проектов для всех категорий налогоплательщиков и проведение разъяснительной работы среди физических и юридических лиц относительно ответственности перед пенсионным фондом.

Как формируется и пополняется Пенсионный ?

Основным доходом пенсионного фонда является страховые платежи:

  • страховых вкладов работодателя;
  • страховых вкладов людей, занятых персональной трудовой деятельностью;
  • ассигнований из госбюджета;
  • добровольных вкладов.

Статьи расхода пенсионного фонда формируются законодательным органом государства и отражены в бюджете фонда. К основным затратам фонда относятся:

  • выплата муниципальных пенсий;
  • выплата пособий по уходу;
  • выплаты материальной помощи в социальные органы защиты пенсионеров и нетрудоспособного населения;
  • материальная поддержка деятельности пенсионного фонда.

Размеры страховых взносов в пенсионные фонды в каждом государстве отличаются. Они определяются законодательством страны и варьируются от 10 до 30 процентов. При расчёте страховых взносов учитывается сумма, облагаемая налогом. Некоторые доходы могут не облагаться страховыми взносами. К таким доходам относятся:

  • выплата выходного пособия при прекращении трудового контракта;
  • компенсация за отпуск;
  • выплаты в период устройства на работу.

Негосударственные пенсионные фонды – чем они отличаются от государственного фонда?

Одновременно с государственным пенсионным фондом существуют и негосударственные фонды накопительной пенсии. За счет таких организаций осуществляются выплаты дополнительной пенсии, которые накопляются в течении трудового стажа.

Главным принципом организации муниципальных пенсионных фондов - солидарность поколений.

Принципиальное различие негосударственной пенсионной системы от государственной состоит в том, что принцип солидарности поколений заменен на принцип долговременного личного скопления пенсий. Такой принцип обязывает к личному накоплению денежных средств на счету фонда для обеспечения выплат пенсии по достижению определенного возраста. Участник такого фонда может сам определить выплаты пенсионного фонда или забрать всю сумму сразу.

Распространено ошибочное мнение, что перевод пенсионных накоплений и заключение договора с негосударственными фондами – опасная затея. Но такой взгляд на реальное состояние дел не является правильным. При разумном подходе и анализе показателей таких фондов можно судить о стабильности его работы. Стоит учесть, что они могут управлять только накопительной частью пенсии, а управление страховой части остаётся в руках Пенсионного фонда Российской Федерации. Деятельность таких фондов контролируется государством. Управляющие компании обеспечивают своим клиентам высокую доходность с минимальными рисками.

Контроль за деятельностью таких организаций осуществляют:

  • департамент коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • независимый аудитор;
  • независимый актуарий;
  • счетная палата.

Определяющими факторами при формировании и назначении пенсии являются:

  • инвестирование взносов пенсионного фонда;
  • финансовая и политическая обстановка в стране;
  • со стороны государства.

Цели и задачи пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд нацелен на достойное обеспечение людей преклонного возраста пенсиями сообразно их заслугам перед государством и на выплаты по инвалидности либо в случае утраты кормильца. Выплата делается из резерва средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пенсия – это ежемесячные денежные выплаты гражданам, достигшим пенсионного возраста, получившим статус инвалида, потерявшим кормильца, др. Средства для ее обеспечения формируются в пенсионном фонде. Пенсионные фонды могут быть государственными и частными.

На государственном уровне Пенсионный фонд является внебюджетным государственным институтом, а также федеральной системой по оказанию государственных услуг в социальном обеспечении в Российской Федерации. Одна из главнейших функций Пенсионного фонда – обеспечение обязательного пенсионного страхования граждан государства. Помимо нее, существует множество не менее важных заданий. Финансовой основой пенсионного фонда являются внебюджетные средства, которые формируются за счет уплаты каждым работающим гражданином страховых взносов (определенной процентной части от собственной заработной платы). Пенсионный фонд РФ – государственный механизм управления денежными средствами пенсионного обеспечения.


Основные функции, которые выполняет государственный Пенсионный фонд РФ:
  • ведение учета страховых средств, которые поступают в соответствии с правилами обязательного пенсионного страхования;
  • назначение и начисление различных видов пенсий: трудовые пенсии, социальные, для госслужащих, военнослужащих и др.;
  • расчеты и осуществление социальных выплат некоторым категориям граждан (ветераны, инвалиды, др);
  • ведение персонифицированного учета участников всей системы обязательного государственного пенсионного страхования;
  • реализация взаимодействия с работодателями, которые осуществляют перечисление страховых взносов;
  • предоставление сертификатов на получение семейного капитала;
  • регулирование, контроль, распределение средств в пенсионной системе.
Отдельного внимания заслуживает функция Пенсионного фонда по обеспечению реализации программы софинансирования пенсии государством. В соответствии с этой программой, гражданин имеет право вносить дополнительные платежи в пенсионный фонд, чтобы увеличить накопительную часть будущей пенсии. При этом государство удваивает внесенную сумму, если она не превышает 12 тыс. руб. Есть определенные льготы, связанные с этой программой: если произвести по подоходному налогу налоговый вычет, то гражданин имеет возможность получить 13% от суммы дополнительных взносов. Аналогичное функционирование имеют и негосударственные пенсионные фонды, которые, являясь некоммерческими организациями, осуществляют накопление, инвестирование, учет пенсионных средств, а также назначение и начисление трудовой пенсии.


Оплата страховых взносов и дополнительных сумм в Пенсионный фонд является своеобразным инвестированием в будущее, а именно – обеспечение выплат на случай страхового случая по обязательному пенсионному страхованию.

Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах. Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в пенсионные коэффициенты и учитываются при назначении страховой пенсии.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях являются:

  • достижение возраста 65 лет - для мужчин, 60 лет - для женщин (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ). Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;
  • для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, - возраста, указанного в приложении 5 к Закону № 400-ФЗ. Уже в 2017 году начался процесс повышения пенсионного возраста для государственных служащих по полгода в год до 65 лет (мужчины) и до 63 лет (женщины). С 1 января 2021года увеличится шаг повышения возраста выхода на пенсию - по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста для всех.

    При этом если такие лица имеют страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться им на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

  • Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

  • наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • наличие минимальной суммы пенсионных коэффициентов - не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Количество пенсионных коэффициентов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.

За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных коэффициентов.

Максимальное количество пенсионных коэффициентов за год с 2021 года - 10, в 2019 году - 9,13.

Сколько пенсионных коэффициентов
может быть начислено Вам за 2019 год?

Введите размер Вашей ежемесячной
заработной платы до вычета НДФЛ:

Ошибка! Введите зарплату выше, чем минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации в 2019 году - 11 280 рублей.

Результаты расчета

Количество пенсионных баллов
за год: 7,83

Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых пенсионных коэффициентов. При формировании только страховой пенсии максимальное количество годовых пенсионных коэффициентов - 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования одновременно и страховой, и накопительной пенсии максимальное количество годовых пенсионных коэффициентов - 6,25.

Граждане 1967 года рождения и моложе, сделавшие до 31 декабря 2015 года выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии в системе ОПС, могут в любой момент отказаться от формирования накопительной пенсии и направить 6% страховых взносов на формирование только страховой пенсии.

Также, гражданам 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, предоставляется возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную) в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года.

При выборе варианта пенсионного обеспечения следует учитывать, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином НПФ или УК. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, то есть может быть и убыток от их инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов. Пенсионные накопления не индексируются.

У всех граждан 1966 года рождения и старше вариант пенсионного обеспечения - формирование только страховой пенсии.

Получение права на страховую пенсию зависит от года назначения страховой пенсии

Минимальный страховой стаж

Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов

Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента

при отказе от формирования накопительной пенсии

при формировании накопительной пенсии

2025 и позднее

*С 2015 года по 2020 год независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только . В связи с этим максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента одинаково для любого варианта формирования пенсии.

Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле:

СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ = СУММА ВАШИХ ПЕНСИОННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ* СТОИМОСТЬ ПЕНСИОННОГО КОЭФФИЦИЕНТА на дату назначения пенсии + ФИКСИРОВАННАЯ ВЫПЛАТА

СП = ИПК * СИПК + ФВ , где:

  • СП - страховая пенсия
  • ИПК - это сумма всех пенсионных коэффициентов, начисленных на дату назначения гражданину страховой пенсии
  • СИПК - стоимость пенсионного коэффициента на дату назначения страховой пенсии.

При назначении пенсии с 01.01.2019 = 87,24 руб. Ежегодно индексируется государством.

  • ФВ - фиксированная выплата.

Таким образом, расчет страховой пенсии в 2019 году осуществляется по формуле:

СП = ИПК * 87,24 + 5334,19

Также сумму Ваших пенсионных коэффицентов (ИПК) существенно увеличивает обращение за назначением страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

Например, если Вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а сумма Ваших индивидуальных пенсионных коэффициентов - на 45%; а если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, а сумма Ваших индивидуальных пенсионных коэффициентов в 2,32 раза.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

    учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

    назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

    назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

    персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

    взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

    выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

    управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

    реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.

Работа Пенсионного фонда РФ проявляется в выполнении ряда функций.

Функции Пенсионного фонда РФ:

1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.

1.3 Задачи пенсионного фонда

Задачи Пенсионного фонда РФ:

1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;

2. финансирование выплаты государственных пенсий в Российской Федерации;

3. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

4. капитализация средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

5. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

6. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

7. межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения;

8. участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

9. изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд РФ страховых взносов и внесение в органы законодательной власти предложений по ее совершенствованию;

10. проведение научно – исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

11. проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.



Загрузка...