novomarusino.ru

Как написать отказ на изменение учебной нагрузки педагога? Основания для сокращения учебной нагрузки Ходатайство на снижение категории учителю.

Учитель был принят на 18 часов в неделю. трудовой договор составлен на 18 часов в неделю. С 1 марта учителю нагрузка увеличивается и будет составлять 24 часа (но это возможно только на этот учебный год). Как это правильно оформить? Мнения расходятся. Мы делаем дополнительное соглашение к трудовому договору или есть другие варианты?

Ответ

Ответ на вопрос:

Об увеличении нагрузки нужно составить доп..соглашение к трудовому договору. Если это изменение производится по соглашению сторон и на определенный срок, то нужно это отразить в тексте соглашения. Уведомлять за 2 месяца в этом случае работника не нужно.

«Дополнить п. _____ Трудового договора от ______ № ________ частями 2 и 3 следующего содержания: Работнику на период с 01.03.2016 по 31.08.2016 установлена дополнительная педагогическая нагрузка 6 часов в неделю, за счет включения в индивидуальный учебный план ______ часов _ по _________________. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы

С 01.09.2016 года Работнику установлена нагрузка 18 часов

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация : Как установить для педагогических работников учебную нагрузку

Объем учебной нагрузки педагогических работников определяют ежегодно на начало учебного года и устанавливают локальным актом образовательной организации. Такие локальные акты, а также изменения к ним принимают с профсоюза или иного представительного органа сотрудников.

Объем учебной нагрузки конкретного педагогического работника следует закрепить в его трудовом договоре. Временное или постоянное изменение учебной нагрузки, указанной в трудовом договоре педагогического работника, допустимо только по соглашению сторон. Это касается как увеличения, так и уменьшения учебной нагрузки.

Образовательная организация не может по собственной инициативе изменить в текущем учебном году тот объем учебной нагрузки, который установлен на начало учебного года. Также организация не может в одностороннем порядке изменить объем нагрузки, установленный в текущем учебном году, на следующий учебный год. Однако в отдельных случаях такое изменение со стороны работодателя допустимо. Например, если необходимо уменьшить учебную нагрузку педработников общеобразовательных организаций в связи с уменьшением количества часов по учебным планам и графикам, сокращением количества обучающихся, групп или классов.

Обо всех случаях изменения учебной нагрузки и их причинах работодатель должен уведомить педагогического работника в письменной форме как минимум за два месяца. Такое уведомление не требуется при изменении учебной нагрузки по обоюдному согласию сторон.

Александр Завгородний ,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового

права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Материал из Системы Кадры
Готовые решения для службы персонала на budget.1kadry.ru
Дата копирования: 25.02.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры


Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».

  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

Руководитель образовательной организации, учитель математики и физики по образованию, решила остаться только на преподавательской работе. В школе два учителя математики, общая нагрузка по учебному плану 40 часов. Учитель написал заявление о предоставлении ему на новый учебный год нагрузки в 29 часов, оставив бывшему руководителю 11 часов. Как правильно поступить? Как написать отказ на изменение учебной нагрузки педагога?

Ответ

Для изменения учебной нагрузки педагога требуется согласие работодателя. Если работодатель не согласен на изменение учебной нагрузки, то требования учителя само по себе обязательной силы не имеет. Специальные основания для отказа не требуются.

В соответствии с Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее - Порядок), утв. приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601, объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При этом согласно Порядка объем учебной нагрузки педагогических работников, установленный в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне), не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год (тренировочный период, спортивный сезон) за исключением случаев изменения учебной нагрузки педагогических работников в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).

Об изменениях учебной нагрузки педагога (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора ( Порядка).

Таким образом, при сокращении количества обучающихся, классов возможно изменить условия оплаты труда двумя способами: по соглашению сторон либо через уведомление в письменной форме*.

Учебная (педагогическая) нагрузка педработника - общее количество часов оплачиваемой педагогической деятельности в неделю, выполняемой в рамках занимаемой должности. Это количественная составляющая трудовой функции педагога, которая указывается в астрономических часах, включая учебные занятия, динамические паузы и перемены. Согласно ст. 55 ФЗ «Об образовании», указывается в трудовом договоре, а ее объем устанавливается в соответствии с:

  • кадровым обеспечением образовательного учреждения;
  • программами и учебным планом;
  • условиями работы в данной школе.

Ключевые затруднения связаны с тем, что при заключении трудового договора характер работы и объем педагогической нагрузки не оговариваются, а потому выбранной нормой считается количество часов, соответствующее одной ставке по занимаемой должности.

Распределение учебной нагрузки в школе

Нормы и принципы распределения педагогической нагрузки, а также образцы уведомления об изменении учебной нагрузки учителя регламентируются положениями приказа Минобрнауки РФ № 1601 «О продолжительности рабочего времени педработников и о порядке определения учебной нагрузки педработников, оговариваемой в трудовом договоре», вступишего в силу 10.03.2015 года. Документ отменил действие аналогичного приказа №2075 от 24.12.2010. Принципы распределения учебной нагрузки, указанные в министерском приказе, актуальны для

Учителей и преподавателей, для которых норма часов преподавательской работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы;

Педагогов, старших педагогов дополнительного образования;

Тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей;

Преподавателей организаций СПО, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год;

Педработников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

Лиц, замещающих должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющих иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором;

Педработников из числа профессорско-преподавательского состава.

Новый нормативный акт закрепляет обязательное указание нагрузки в трудовом договоре учителя. Любое изменение объема педагогической нагрузки должно оформляться в виде дополнительного соглашения к основному трудовому соглашению в письменной форме.

Если учитель работает в образовательном учреждении согласно основному трудовому договору, он должен быть обеспечен учебной нагрузкой на полную ставку заработной платы (исключение составляет письменное заявление, отражающее желание педагога сократить объем работы). Важно подчеркнуть, что на законодательном уровне верхний предел нагрузки учителя на новый учебный год не определен. Однако в ходе распределения учебной нагрузки в предельно высоких объемах на одного педагога директору важно помнить об ответственности, которую он несет за качество предоставляемых в его учреждении образовательных услуг.

В связи с систематическими изменениями в учебных программах и планах, учебная нагрузка учителей не может оставаться на одном уровне в течение всего периода его работы в школе, а потому происходит закономерное уточнение педагогической нагрузки перед началом нового учебного года. Любые локальные нормативные акты, регулирующие преподавательскую работу и распределение учебной нагрузки работников, принимаются при участии представителей профсоюза или иного аналогичного выборного органа.

Чтобы этот процесс протекал в рамках установленного правового поля, он должен соответствовать следующим правилам:

  1. Все временные или постоянные изменения учебной нагрузки в большую или меньшую сторону, изменение ее характера в сравнении с первоначальным трудовым договором осуществляется по взаимному согласию всех участников трудовых отношений. Нагрузка не может изменяться в одностороннем порядке.
  2. Директор школы устанавливает объем учебной нагрузки на предстоящий год при участии выборного органа профсоюзной организации до начала периода ежегодных летних отпусков, чтобы перед началом нового учебного года все педагоги знали, в каких классах им предстоит работать. Для учителей вечерних, школ с очно-заочной формой обучения или работающих с детьми, пребывающими на надомном обучении, педагогическая нагрузка распределяется дважды в год: перед началом первого и второго семестра. Для учителей, работающих по совместительству, при распределении нагрузки действуют ограничения согласно ст. 284 ТК РФ (допустимый максимум составляет 9 часов в неделю).
  3. Женщины, которые находятся в декретном или отпуске по уходу за ребенком, тарифицируются в обычном порядке, однако на период отпуска их рабочие часы временно передаются другим педагогам. Объем нагрузки определяется соответствующим приказом, который затем передается к исполнению другому учителю. Следовательно, когда учитель выходит из отпуска по уходу за ребенком, за ним должна быть сохранена нагрузка в том объеме, в котором она была на момент его ухода в отпуск. Таким образом закон защищает права тех, кто находится в декрете.
  4. Для педагогов, которые планируют уход на досрочную трудовую пенсию, но еще не выработали 25 лет стажа, назначают нагрузку в объеме не меньшем, чем ставка заработной платы (поскольку нагрузка менее установленных законом 18 часов не учитывается в стаж, дающий право на пенсию). Для представителей профессорско-преподавательского состава приказом установлен верхний предел нагрузки - не более 900 часов в год, для должностей тьютора и педагога-библиотекаря - рабочее время составляет 36 часов в неделю, а для преподавателей ДМШ и ДШИ отныне действует новая норма - 18 часов в неделю. Несмотря на отсутствие верхнего предела учебной нагрузки учителей существуют объективные ограничения, обусловленные поддержанием качества оказания образовательных услуг, потому, как правило, педагогическая нагрузка опытных педработников не превышает 27-36 часов в неделю.

Согласно новому Приказу, является обязательным к исполнению сохранение преемственности классов и относительной стабильности учебной нагрузки для всех учителей, для которых данное образовательное учреждение является основным местом работы и действует ставка минимум в 18 часов в неделю. Так, учителя, работающие в 6-7 классах, в новом учебном году должны получить часы в 7-8. Чтобы применить этот принцип к учителям выпускных классов, определите им нагрузку по их предмету в классах, которые начинают изучать этот предмет впервые (к примеру, в 5-х классах).

Порядок изменения педагогической нагрузки

В течение учебного года работодатель не может установленный ранее объем рабочих часов для педагогов. Нагрузка не может изменяться по односторонней инициативе школьной администрации (исключение составляют случаи сокращения количества классов, часов по учебным программам и планам). Независимо от этого педагога заблаговременно ставят в известность уведомлением об изменении учебной нагрузки , если прежние существенные условия труда объективно не могут быть сохранены. В том случае, если на новых условиях учитель работать не согласен, согласно п.7 ст. 77 ТК РФ, трудовой договор прекращает свое действие. Согласно п. 2 ст. 81 ТК РФ, если образовательное учреждение не может обеспечить педагогам нагрузку в объеме нормы часов за ставку, а с меньшей нагрузкой учителя работать не согласны, вынужденной мерой является сокращение численности штата педработников.

Увеличение нагрузки допустимо только по согласованию сторон, потому любое изменение числа рабочих часов в большую сторону без письменного уведомления работника и составления дополнительного соглашения к трудовому договору является неправомочным даже в случае необходимости перераспределения часов, увольнения или ухода в декретный отпуск одного из педагогов.

Издать приказ об изменении учебной нагрузки учителя согласно образцу руководитель также может только по соглашению сторон. Работники, чья нормируемая часть нагрузки на основном месте работы составляет 18 часов, гарантированно получают этот объем часов, а также преемственность преподавания в классах. Поскольку поводом для снижения педагогической нагрузки может быть только уменьшение числа учебных классов, учащихся или сокращение часов по учебной программе, прием на работу нового специалиста или иные причины не могут использоваться для сокращения числа рабочих часов учителя. Нарушением трудового законодательства являются и случаи сокращения нагрузки учителей, преподающих не профильные дисциплины, после приема работников с профильным образованием. Работодатель вправе договориться с педагогическим работником о том, что изменение объема педагогической нагрузки осуществляется до истечения установленного для предупреждения срока. В таком случае согласие работника на уменьшение учебной нагрузки не требуется.

Для постоянного и для временного изменения объема учебной нагрузки действуют одинаковые правила. Учебная нагрузка меняется временно, когда работник замещает отсутствующего коллегу. С таким работником заключают дополнительное соглашение к трудовому договору в порядке, который устанавливают статьи 60.2 и 151 ТК РФ, указывая в нем срок действия - до выхода отсутствующего сотрудника. Аналогичные правила действуют и для вакантных должностей.

Инициировать сокращение рабочих часов может и педагог по различным причинам, о чем он сообщает руководству, обращаясь с письменным заявлением к администрации. В дальнейшем вопрос педагогической нагрузки решается в двустороннем порядке.

Если школьная администрация нарушает установленные законом нормы, педработник может обжаловать решение в суде или трудовой инспекции.

Чаще всего причиной обращений становится:

  • необоснованное распределение педагогической нагрузки среди работников со ссылкой на ст. 32 ФЗ «Об образовании», согласно которой образовательное учреждение вправе самостоятельно осуществления кадровые расстановки, ежегодно изменяя нагрузку;
  • отсутствие свободной нагрузки и незаконное уменьшение нагрузки у работающих учителей, вызванное приемом на работу других педагогов;
  • незаконное уменьшение нагрузки на основании получения досрочной трудовой пенсии.

Если снижение учебной нагрузки происходит по объективным причинам, работодателю достаточно за два месяца до этого в письменной форме уведомить работника, при этом получать его согласие не нужно. Если уведомление об изменении учебной нагрузки учителей на учебный год не было оформлено или было оформлено с нарушениями (формы или сроков), в течение двух месяцев работодатель обязан будет оплачивать работу учителя по ставке часов, которая у него была на момент получения уведомления. Подобные нюансы связаны с тем, что учебная нагрузка - количественная составляющая трудовой деятельности педагога, позволяющая измерить объем выполненной работы в часах.

На законодательном уровне педагогам даны гарантии обеспечения определенной учебной нагрузки, что позволяет поддерживать определенный уровень зарплат учителей. Так, если учителю не может быть распределена полная педагогическая нагрузка, он может получать ставку в полном размере благодаря догрузке до установленной нормы часов другой учебной работой (ведением факультативов, кружков, преподаванием в группе продленного дня). Это актуально для:

  • педагогов 1-4 классов, которые делегируют преподавание курса ИЗО, музыки, физической культуры и иностранного языка учителям-предметникам;
  • педагогов начальных классов сельских школ с нерусским языком обучения, где учитель недостаточно квалифицирован для преподавания русского языка учащимся;
  • учителей русского языка сельских школ с нерусским языком обучения;
  • преподавателей физкультуры и иностранного языка сельских школ и ОУ, расположенных в химлесхозах, поселках в лесозаготовительных и сплавных предприятиях.

Если по независящим от работника причинам его нагрузку уменьшают в сравнении с оговоренной в трудовом договоре, до конца года ему выплачивают:

  • заработную плата за фактическое количество часов, если оставшаяся нагрузка превышает установленную норму за ставку;
  • заработную плату в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если работника невозможно догрузить другой педагогической работой;
  • заработную плату, установленную до снижения учебной нагрузки, если она ниже нормы за ставку и если работника невозможно догрузить другой педагогической работой.

Наступление каникул для обучающихся, в том числе обучающихся на дому, не является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и заработной платы, в том числе и в случаях, когда заключение медицинской организации, являющееся основанием для организации обучения на дому, действительно только до окончания учебного года.

Если педагогическая нагрузка была увеличена в сравнении с установленной договором, учителю доплачивают почасово в соответствии с получаемой ставкой (стоимость часа работы вычисляется путем деления месячной ставки на указанную в договоре норму часов в неделю). Доплата может осуществляться за замещение коллег, отсутствующих, например, по причине болезни.

В данном материале мы рассмотрим а примере судебной практики необходимость уведомления педагога и получения согласия на изменение нагрузки.

Обязательное получение согласия требуется лишь при увеличении нагрузки. Это указано в п. 1.7 Порядка определения учебной нагрузки, утвержденного Приказом Министерством образования и науки РФ № 1601 от 22.12.2014. Данный пункт закрепляет: «временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объёма учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговорённой в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения».

Когда учебная нагрузка снижается, получать согласие педагога не нужно, однако, работодатель обязан уведомить его не позднее, чем за два месяца до фактического снижения нагрузки (пункт 1.8 Порядка).

Так, старший преподаватель института обратилась в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав, компенсации морального вреда и выплате заработной платы. Требования мотивированы тем, что ей не была оплачена переработка выполненной педагогической нагрузки. Кроме того, работодатель в одностороннем порядке изменил нормы аудиторской нагрузки на основании приказа, с которым истица не была ознакомлена. Работодатель также не уведомил её в письменной форме.

Исковые требования удовлетворены.

Решение суда мотивировано следующим образом. Изменение педагогической нагрузки не является существенным изменением условий труда и допускается без согласия работника, поскольку объём нагрузки снижен. Вместе с тем, работодатель обязан был уведомить работника об изменении условий труда, установленных трудовым договором не менее чем за 2 месяца.

Вместе с тем, суды иногда принимают сторону педагога и ориентируются не только на указанный выше Порядок, который не обязывает получать согласие при уменьшении нагрузки.

Так, в процессе о восстановлении педагогической нагрузки, уменьшенной без согласия преподавателя физической культуры, суд опирался исключительно на Трудовой кодекс. При рассмотрении дела суд сделал вывод о том, что нормы учебной нагрузки лежат в основе оплаты труда педагогического работника, поэтому изменение условий трудового договора в данной части возможно исключительно с согласия обеих сторон договора.

Действия по уменьшению педагогической нагрузки признаны незаконными, администрацию техникума обязали восстановить прежнюю нагрузку, а также выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату и компенсацию морального вреда.

Нередки ситуации, когда педагог выражает своё несогласие с изменением учебной нагрузки, однако администрация школы всё равно её изменяет. В таких случая суд всегда принимает сторону педагога.

Так, после получения 3 группы инвалидности, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, совмещающему данную должность со ставкой «учителя», была изменена педагогическая нагрузка без её согласия. При ознакомлении с приказом об изменении педагогической нагрузки, было выражено несогласие, дополнительное соглашение к трудовому договору также не подписано. При издании приказа и составлении дополнительного соглашения работодатель ссылался на рекомендации индивидуальной программы реабилитации, однако из неё не усматривается невозможность работы в прежнем объёме. Для защиты своих прав гражданка обратилась в суд.

Приказ директора школы об измени педагогической нагрузки признан незаконным и отменён, поскольку он был издан при отсутствии согласия самого работника.

Учитель истории обратился в суд для обжалования уменьшения педагогической нагрузки без его согласия. Администрация школы произвела изменение педагогической нагрузки в связи с выходом из отпуска по уходу за ребенком другого учителя истории.

Приказ директора школы об изменении нагрузки признан незаконным и отменён.

Своё решение суд мотивировал тем, что выход из отпуска иного сотрудника не подтверждает наличие изменений организационных условий труда, которые явились бы основанием для изменения работодателем определенных сторонами условий трудового договора.

Иногда изменение учебной нагрузки педагога администрация школы мотивирует объективными причинами, не зависимыми от её действий. Такие ситуации всегда рассматриваются индивидуально, оцениваются конкретные доводы.

Например, учитель русского языка и литературы обратился в суд с иском о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Требования были мотивированы тем, что администрация школы направила ему уведомление об изменении учебной нагрузки и оформлении данного факта дополнительным соглашением к трудовому договору. Уведомление также содержало информацию о том, что в случае несогласия с изменением условий трудового договора, он будет расторгнут. Истец выразил своё несогласие, вследствие чего трудовой договор был расторгнут по инициативе работодателя.

В ходе рассмотрения дела суд сделал вывод о том, что объём учебной нагрузки истца был снижен вследствие перехода школы на односменное обучение 5-11 классов, а также распределения часов учебной нагрузки на три ставки учителей русского языка и литературы с фактическим занятием этих ставок педагогами. Таким образом, предложение работодателя о сокращении педагогической нагрузки было обусловлено объективными причинами, изменением организационных условий труда и невозможностью сохранения прежних условий трудового договора и само по себе о нарушении прав работника не свидетельствует. Кроме того, о предстоящем изменении организационных условий труда истец был извещен заблаговременно и надлежащим образом. Поскольку истец не согласился на работу в изменённых условиях, работодатель правомерно издал приказ об увольнении.

В удовлетворении исковых требований отказано.

Встречаются и обратные ситуации. Учитель биологии обратилась в суд с требованием о признании приказа директора школы «о тарификации» незаконным в части уменьшения педагогической нагрузки истца. Иск мотивирован тем, что истцу было направлено уведомление об уменьшении часов по биологии до 5 часов и о предложении 14 часов биологии надомного обучения. При этом было произведено перераспределение часов биологии истца другим учителям. Свои действия администрация школы обосновала сокращением часов по предмету и тарификацией. Уведомление об уменьшении педагогической нагрузки было направлено после фактического уменьшения нагрузки истца, согласие на изменение нагрузки получено не было.

Приказ о «тарификации» был признан незаконным в оспариваемой части, на школу возложена обязанность восстановить нарушенное право истца в полном объёме.

Разрешая спор, суд пришёл к следующим выводам. По мнению суда, руководитель школы не имеет права произвольно в нарушение принципа преемственности преподавания предметов в классах перераспределять учебную нагрузку между учителями при отсутствии объективных причин. Так же не имеет права уменьшать учебную нагрузку учителя, одновременно увеличивая нагрузку других учителей, тем более при высвобождении некоторого объема учебной нагрузки по предмету в связи с увольнением одного из учителей. Кроме того, суд подчеркнул, что коллективный договор прямо устанавливает согласование с профкомом приказа об установлении объема учебной нагрузки, доказательств которого не представлено.

27.01.2011

В. Луховицкий

Может ли быть в трудовом договоре указана нагрузка меньше 18 часов?

Может ли ставка меняться в период действия трудового договора?

Включается ли работа при неполной нагрузке (меньше ставки) в трудовой стаж?

Распределение часов и оплата труда пенсионеров (отдавать ли предпочтение молодым?)

Может ли молодой специалист требовать себе полную ставку за счет часов пенсионера?

Может ли пенсионер передать часть своих часов молодому учителю?

Перераспределение часов между учителями.

Сокращают нагрузку – можно ли с этим бороться?

Сокращают нагрузку – требуют подписать заявление о согласии, иначе грозятся уволить.

Снимают нагрузку и сообщают об этом с опозданием (31 августа) – обязаны ли сохранить прежнюю зарплату еще 2 месяца?

Имеет ли право работодатель сократить число тарифицированных часов в середине года задним числом?

Не хватает часов до полной ставки, педагог отказывается работать на неполную нагрузку, ему дают факультативы, но не тарифицируют их (называют дополнительной пед. работой).

Чем директор может заменить (дополнить) часы до ставки?

Обзор законодательства

Объем учебной нагрузки

В российском законодательстве учебная нагрузка является единственной количественной составляющей трудовой функции, которую выполняет учитель, поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора.

При заключении трудового договора учитель принимает на себя обязательство работать с оговоренным объемом учебной нагрузки, а работодатель на все время действия трудового договора обязан обеспечивать учителю предусмотренный в нем объем учебной нагрузки .

Если по каким-либо причинам в трудовом договоре не указан объем учебной нагрузки, то считается, что учитель работает с тем объемом учебной нагрузки, который ему был установлен приказом директора при приеме на работу.

Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Согласно п. 4.3 Письма Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N АФ-947/96 тарификация учителей производится один раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебными планами на каждое полугодие предусматривается разное количество часов на предмет.

Распространенное среди учителей мнение о том, что в трудовом договоре нельзя указывать учебную нагрузку меньше ставки, к сожалению, не соответствует истине. С письменного согласия работника объем нагрузки может быть любым. Возможно, путаница в этом вопросе связана с тем, что от нагрузки зависит право на пенсию по выслуге лет. Начиная с 1 сентября 2002 г. периоды деятельности засчитываются в стаж педагогической работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) работником нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы .

Изменение учебной нагрузки

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе работодателя, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращения количества классов. Только и случаи можно отнести к «причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» . Эта норма относится и к ситуации уменьшения нагрузки на следующий год.

В других случаях любое временное или постоянное изменение (увеличение или уменьшение) у учителей объема учебной нагрузки, а также изменение характера работы возможно только по взаимному согласию сторон.

Это обозначает, что руководители образовательных учреждений не имеют права без письменного согласия учителей (в т.ч. молодых специалистов и учителей, получающих трудовую пенсию) допускать уменьшение их учебной нагрузки в связи с приемом на работу других учителей (в том числе - совместителей). Нельзя также произвольно перераспределять учебную нагрузку между учителями, либо предоставлять преподавательскую работу лицам, выполняющим ее помимо основной работы в той же школе (прежде всего это касается школьной администрации).

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность предметов в классах.

Принимая во внимание, что о предстоящих изменениях условий трудового договора, которые допускаются без согласия работника, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, определение учителям объема учебной нагрузки на новый учебный год также необходимо осуществлять не менее чем за два месяца до его начала.

Наиболее рациональным является распределение учебной нагрузки учителей до ухода их в отпуск.

Временное увеличение нагрузки

Учебная нагрузка на определенный срок, в т.ч. только на учебный год, может быть установлена в следующих случаях:

для выполнения учебной нагрузки учителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

для выполнения учебной нагрузки учителей, отсутствующих в связи с болезнью и по другим причинам;

для выполнения временно преподавательской работы, которая ранее выполнялась постоянным учителем, с которым прекращены трудовые отношения, и на место которого работодатель намерен пригласить другого постоянного работника.

При этом необходимо учитывать, что увеличение учебной нагрузки для замещения временно отсутствующего учителя является временным переводом на необусловленную трудовым договором работу у того же работодателя, требует согласия работника и оформляется письменным соглашением сторон трудового договора.

Без согласия работника замещение временно отсутствующего работника на срок до одного месяца допускается только в том случае, если это вызвано чрезвычайными обстоятельствами .

Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии за дополнительную оплату.

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Гарантии отдельных категорий учителей, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в полном объеме, а также при ее уменьшении в течение учебного года

Для учителей устанавливаются следующие гарантии :

1. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителя начальных классов вправе преподавать эти предметы сами, в т.ч. с соответствующей дополнительной оплатой за часы преподавательской работы, превышающей 20 часов в неделю.

Администрация обязана догрузить таких учителей до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть работа в группе продленного дня, проведение кружков и факультативов, индивидуальных занятий на дому, замена отсутствующих учителей, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверка письменных работ, внеклассная работа и другая педагогическая работа.

Передача преподавания в начальных классах других предметов (например, уроков труда) без согласия учителей не допускается.

2. Учителям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается, до конца учебного года выплачивается:

заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

С этими работниками до конца учебного года не может быть расторгнут трудовой договор при любом объеме оставшейся после уменьшения учебной нагрузки, даже при ее полном отсутствии.

Об уменьшении учебной нагрузки работ ники должны быть уведомлены работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца, в течение которых работнику выплачивается заработная плата в прежнем размере (несмотря на то, что учебная нагрузка в прежнем объеме в период после уведомления выполняться уже не будет).

Основная правовая проблема заключается в том, что право осуществлять расстановку кадров отнесено к компетенции образовательного учреждения , то есть (как правило) директора. В российском законодательстве нет никаких нормативов для определения числа учителей различных специальностей, количество учителей устанавливается исходя из объема учебной нагрузки по специальности. Именно на это ссылается работодатель, приглашая на работу новых учителей (хотя часы можно было бы распределить и среди старых работников), произвольно меняя учебную нагрузку и провоцируя этим зависть и недоверие между работниками.

Но трудовые отношения регулируются не одной 32-й статьей закона «Об образовании». Есть нормы Трудового кодекса, есть Постановление Правительства РФ № 191 и другие нормативные акты, о которых шла речь выше. Так что главное – научиться эффективно применять их при защите своих прав.

С этой точки зрения нам особенно важна ст. 135 ТК РФ, в соответствии с которой локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (например, первичной профсоюзной организации или специальной комиссии, выбранной на общем собрании трудового коллектива).

Основные нарушения со стороны работодателей

1. Необоснованное перераспределение учебной нагрузки между учителями.

2. Необоснованное уменьшение учебной нагрузки в текущем учебном году.

3. Незаконное ограничение «потолка» учебной нагрузки школьной администрацией или органами управления образования.

4. При отсутствии свободной учебной нагрузки прием на работу других учителей путем незаконного уменьшения объема учебной нагрузки учителей данной школы.

5. Необоснованное и незаконное (без согласия работника) уменьшение учебной нагрузки учителям, получающим трудовую пенсию по выслуге лет.

6. Нарушение гарантий отдельных категорий учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка.

7. Нарушение гарантий учителей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года уменьшается учебная нагрузка.

Способы защиты

1. Профилактика нарушений.

Главное – не провоцировать работодателя на нарушение ваших прав. Самый простой способ – с самой первой встречи четко определить правила игры. Если перед вами честный человек, он не обидится на ваши справедливые требования. Если директор - потенциальный нарушитель ваших прав, он поймет, что в данном случае ему придется иметь дело с юридически грамотным человеком. Юридически грамотного человека начальство уважает и побаивается, с ним предпочитают «не связываться». Директор и завучи не всегда сильны в правовых вопросах и понимают, что с «крючкотвором» лучше не ссориться, а использовать его знания «в мирных целях», на пользу школе.

Прежде всего вам необходимо внимательно прочитать и внести необходимые вам изменения и дополнения в трудовой договор и в должностную инструкцию (если она есть), в которой зафиксирован точный список ваших обязанностей, в первую очередь – ваша учебная нагрузка. Так вы впервые зафиксируете устраивающее вас количество часов, обезопасите себя от произвольного изменения нагрузки.

Если инструкции нет, работодатель должен понять, что вы обратили внимание на это нарушение.

2. Психологическая подготовка.

Что мешает учителю спокойно указать работодателю на незаконность его действий? Несколько распространенных мнений.

Во-первых, «неприлично» учителю думать о часах и зарплате – положено бесплатно гореть на работе.

Во-вторых, школа – наш родной дом, мы – одна семья, а с главой семьи (директором) не принято разговаривать на языке закона.

В-третьих, бороться бесполезно - все равно ничего не добьешься, начальство всегда будет право.

В-четвертых, никто из коллег не поддержит, учителя не способны ни на какие формы солидарности и самоорганизации.

До тех пор пока вы не признаете, что все эти утверждения - не более чем распространенные в учительской среде стереотипы, вам не следует думать о каких-либо реальных действиях по защите своих трудовых прав.

Единственный серьезный вопрос, который вам необходимо обдумать перед тем, как вы начнете бороться за необходимые вам часы, - это вопрос о том, грозит ли вам (при самом плохом развитии событий) реальная безработица. Ответ зависит от многих факторов: вашего профессионального статуса, отношений в коллективе, уровня учительской безработицы в вашем населенном пункте (регионе). Еще несколько лет назад можно было спокойно говорить, что уж в городе-то учитель без работы не останется, но с внедрением НСОТ и пормативно-подушевого финансирования ситуация резко изменилась. Главное теперь - поддержат ли вас ваши коллеги?

3. Защита - индивидуальная и коллективная.

Если вы считаете, что имеет место какое-либо из вышеперечисленных нарушений, вы должны действовать следующим образом:

А). Убедиться в достоверности информации. Например, ваш коллега рассказал вам на переменке, что в новом учебном году директор планирует взять на работу трех совместителей, сократив для этого всем постоянным учителям часы до ставки. Пока что это еще не факт, а высказанное одним человеком мнение, которое необходимо проверить. Ни в коем случае не начинайте с громких заявлений, не торопитесь вывести директора на чистую воду.

Б). Точно квалифицировать нарушение (см. выше перечень наиболее частых нарушений) и изучить соответствующие нормативные акты. На администрацию не производят впечатления общие рассуждения о несправедливости – нужны точные формулировки законов.

В). Найти единомышленников среди педагогов, обсудить ситуацию с ними. Если у вас в школе есть реальная (то есть готовая отстаивать права работников!) профсоюзная организация, обратиться к профоргу.

Все это вы должны проделать до того, как предпримете открытые шаги по защите нарушенного права. Далее следует:

Г). Поговорить (обязательно в присутствии свидетелей) с директором. Объяснить, что ваша цель – найти решение, устраивающее обе стороны: и администрацию, и работников. Например, если директор уверен, что без прихода новых педагогов школа не сможет развиваться, можно пытаться найти компромисс и по их количеству, и по учебным часам.

Д). Провести собрание трудового коллектива (профсоюзное собрание), на котором выбрать комиссию для переговоров с директором о распределении нагрузки и принятии на работу совместителей. Если коллеги не захотят вас поддержать, вам придется сразу обращаться в Трудовую инспекцию и в прокуратуру (см. образец жалобы в Приложении).

Е). Если директор не захочет обсуждать проблему с представителями трудового коллектива, профорг должен обратиться с жалобой в прокуратуру (см. образец жалобы в Приложении). На этом этапе совершенно необходимо найти сочувствующего вам юриста – его помощь вам, возможно, понадобится.

Ж). Если прокуратура не поддержит ваших справедливых требований, придется одновременно действовать в трех направлениях:

  • Писать в вышестоящую инстанцию жалобу на работника прокуратуры, не решившего ваше дело по существу (см. образец заявления в Приложении).
  • Обсудить с коллегами, к каким способам защиты они готовы прибегнуть (вплоть до различных вариантов забастовок).
  • Вынести конфликт за порог школы, сделать проблему общественно важной.

Судя по результатам учительских протестных выступлений прошлого учебного года , при сильной поддержке СМИ и сформированного СМИ общественного мнения учителя могут защитить свои трудовые права.

Прокуратура ….. района …. области

Я работаю в должности преподавателя школы № … г….. По имеющейся официально неподтвержденной информации, администрация школы планирует со следующего учебного года принять на работу преподавателей …. предметов по совместительству.

Такие действия администрации неизбежно приведут к сокращению учебной нагрузки (а следовательно, заработной платы и иных социальных гарантий) для уже работающих педагогов, что безусловно нарушает их и мои, в том числе, права.

Кроме того, принятие на работу совместителей в данном случае будет противоречить пункту 2 Постановления Совмина СССР от 10.12.1959 № 1367 "Об ограничении совместительства по службе" (в редакции Постановления Совмина СССР от 10.08.1990 № 800 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства СССР по вопросам совместительства") , поскольку, во-первых, принимаемые на работу лиц не обладают большим опытом и высокой квалификацией, а во-вторых, указанная работа может быть выполнена уже работающими педагогами, не занятыми на другой работе.

Прошу принять меры прокурорского реагирования.

подпись дата.

Прокурору …. области (края, республики и пр)

от ФИО

м\жит

учителя школы № …. г…..

Заявление

Прошу Вас пересмотреть решение, принятое прокуратурой …. района по вопросу сокращения моей нормы учебной нагрузки на …..\ … учебный год.

Полагаю, что решение администрации школы противоречат действующему законодательству, поскольку сокращение нагрузки произошло вследствие приема на работу совместителей, что не допускается, когда существующий объем трудовых обязанностей может быть выполнен штатными работниками.

Приложение: копия ответа прокуратуры района

подпись дата.


П. 6 ст. 55Закона «Об образовании», ч. 2 ст. 333 Трудового кодекса РФ

Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196

Ст. 74 ТР КФ см. главу «Трудовой договор»

Наиболее известные – забастовки в Астрахани и Ульяновске, акции протеста в Братске, в Республике Алтай.




Загрузка...

Реклама