novomarusino.ru

Что такое лингвистическая сказка по русскому языку. «Сказка о Морячке и рыбке» (лингвистическая сказка)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КИРОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЗИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Лингвистические сказки

Учитель русского языка и литературы

Сказка «Путешественница»

Жила-была буква «А» – первая буква алфавита и манила ее волшебные острова науки.

Она отправилась в путешествие и попала на остров Фонетика. Волшебник этого острова превратил ее в гласный звук А.

На острове Орфография она вошла как чередующаяся гласная в корнях – лаг-, -кас-, -гар-, -раст-, -рощ-. Маг словообразования превратил ее в суффикс –а-.

На острове Синтаксис ее превратили в союз и дали название противительный. Здесь подружилась она с однородными членами предложения и со сложносочиненными предложениями.

Довольная своим путешествием, она вернулась в алфавит.

«Спор приставок»

Родились в стране Словообразования две сестрички: приставки пре- и при- и стали спорить, какая из них значимее.

Приставка пре-, хвастаясь говорила: «Я равна слову очень. Я и предобрая, и прелюбопытнейшая! А еще я равна приставке пере-, могу преградить и прервать».

Не уступила в споре и приставка при-: «Посмотри, у меня аж четыре значения: я могу быть приморской, могу приплыть, приостановиться и приоткрыть какую-нибудь тайну»

Спор их разрешила мама: «Доченьки, Вы обе значимые части слова, главное, что бы ребята заколи Ваши значения и не ошибались при написании»

«Талантливый суффикс»

В стране Словообразование жил талантливый и трудолюбивый суффикс – ист.

Он виртуозно играл на музыкальных инструментах. Сядет за пианино и становится пианистом, возьмет в руки аккордеон – становиться аккордеонистом, виолончель – виолончелистом, гитару – гитаристом.

В спорте он ловким футболистом, волейболистом, метким баскетболистом, смелым хоккеистом.

А еще он любил делать людей красивыми и работал визажистом и стилистом.

А чтобы люди были сытыми он работал пиццеристом и сушистом.

Его талантом восхищались все жители огромной страны Словообразования.

Не запрещай себе творить,

Пусть иногда выходит криво –

Твои нелепые мотивы

Никто не в силах повторить.

М. Цветаева.

Лингвистическая сказка

Особенности лингвистической сказки.

Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.

Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения. Композицию лингвистических сказок составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.



В лингвистической сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.
Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.
Лингвистическая сказка поучительна.

Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.

Герои – буквы или слова. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.

В лингвистической сказке нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

Существуют три основные коммуникативные задачи лингвистической сказки:
Научить, объяснить новый материал.

Проверить знания по теме.

Развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить интерес к предмету (русскому языку).

Сказка – это первично-вторичный текст, т.е. сказка, может создаваться на основе другой сказки, может быть абсолютно оригинальной. По способу передачи информации сказки являются поликодовыми текстами, т.е. текстами, которые кодируют и передают информацию на разных уровнях.
Как написать лингвистическую сказку
Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.

Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.

Подумай, какие герои будут действовать. Продумай композицию, продумай сюжет.

Составь план. Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.

Проверь, нет ли логических или фактических ошибок. Отредактируй текст.

Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты

Лексика



На море, на океане

На острове Буяне

Стоит дуб зелёный,

Под тем дубом стол золочёный,

Садись, кушай,

Мою сказку слушай .



В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-поживали Лексика, Графика и Орфоэпия.

Правил этим царством король Словообразование. Любовь и уважение, дружба и забота друг о друге царили в королевстве. Но однажды к королю пришла Лексика и стала жаловаться, что Графика очень перегружена работой и поэтому отказывается помогать ей в составлении толкового словаря. Очень удивился король Словообразование, что в его царстве появилось недовольство.

Конечно,- обиженно сказала Графика. – Лексика требует, чтобы я несколько раз записывала одно и то же.

Неправда,- возразила Лексика.- Сначала мы записали значение отдельных слов, например, заведующий, хозяйство. А сейчас надо растолковать значение словосочетания заведующий хозяйством.

Всё равно не буду писать. Я устала!- упрямо твердила графика. Пока они спорили, король Словообразование думал. Затем он улыбнулся и сложил части основ: завхоз. Королю понравилось образовывать новые слова сложением частей основ.

Универсальный магазин - универмаг, заведующий учебной частью - завуч. Это было похоже на игру с матрёшкой, когда кукла в кукле. Всем понравился такой способ образования сложносокращённых слов. И его стали широко использовать в русском языке. И снова мир воцарился в королевстве.



Вам - сказку,

А мне – бубликов связку,

Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к - страница №1/2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стуковская средняя общеобразовательная школа»

Павловского района Алтайского края

Лингвистические сказки

на уроках русского языка

как средство повышения

интереса к предмету

Работу выполнила

учитель русского языка и литературы

Роговенко Татьяна Анатольевна

с. Стуково - 2010
Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

Необычные условия работы;

Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

На своих уроках я стараюсь использовать различные приемы, повышающие интерес учеников к русскому языку. Особое внимание уделяю лингвистической сказке. Особенно в 5-6 классах, в которых обучаются школьники 10-12 лет. В силу психолого-физиологических особенностей они очень подвижны, и, если нет выхода их энергии, быстро устают. В то же время дети не могут долго слушать объяснения учителя, подолгу писать: внимание многих недостаточно устойчиво. По этой причине при их обучении приобретает известное значение элемент занимательности. Так что едва ли не один из главных инструментов познания мира у детей этого возраста – сказка.

Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.

Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития профессиональной памяти.

Подача нового лингвистического материала через сказку может дать словеснику прекрасную возможность вырастить из "неразвернувшейся почки" детского разума прекрасный цветок сознания грамотного языковеда. "Сказочный" дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя "сухие" правила учебника. А пожинать результаты своих творческих поисков преподаватель может в виде сочиненных его подопечными лингвистических сказок. Итак, сказка повышает эффективность урока на всех этапах изучения материала. В данной работе показано то, как можно использовать сказки на лингвистическую тему при изучении морфологии в 5-6 классах.

Ориентируясь на возрастные особенности учащихся 5-6 классов, я попробовала на своих уроках «оживить» теоретические, абстрактные правила учебника, подавая теоретический материал через конкретные, а часто даже через визуальные образы героев лингвистических сказок. При этом интерес учащихся к урокам русского языка заметно возрастает. Кроме того, грамматические (лингвистические) сказки, являясь «проводником» между учеником и учебником, помогают формированию у детей абстрактного типа мышления. Главное – организовать работу на уроке так, чтобы каждый учащийся соотносил «сказочный» материал с теоретическим материалом учебника.

Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:


  • в качестве дидактического материала;

  • как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);

  • как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).
Чаще всего лингвистическую сказку я использую при объяснении нового материала. Проблемный вопрос может быть задан до или после прослушивания сказки. А уже после того, как ученики отвечают на проблемный вопрос, опираясь на иллюстрацию (схематическое изображение правила), они актуализируют полученные знания.

Как правило, уже в конце первой четверти ученики изъявляют желание выступить в роли сочинителей сказки. Эта лингвистическая ученическая сказка может быть вариантом той сказки, которую они слышали на уроке прежде.

Как показывает практический опыт, одной из тем, являющейся наиболее важной для формирования орфографических навыков, является морфология. Именно на изучение данного раздела науки о языке отведено наибольшее число часов в 5 и 6 классах, а также весь 7 класс. Для более успешного усвоения материала, его закрепления и повторения, на мой взгляд, в 5-6 классе можно использовать систему лингвистических сказок, подача материала в такой форме вполне соответствует возрастным особенностям учащихся данных классов, способствует проявлению интереса к предмету, развитию творческого потенциала учащихся.

Сказка не должна заслонять собою тот лингвистический материал, над которым работает учитель, "сказочное" определение должно "переводиться" на язык научный, которым написан учебник. Сказка может предварять ознакомление с теоретическим материалом учебника, при этом я обязательно ставлю перед детьми учебно-поисковую задачу, чтобы во время объяснения материала через сказку ученик не был пассивным слушателем, но был готов к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы. Лингвистическая сказка может также и следовать за ознакомлением с теоретическим материалом учебника. При этом также ставится учебно-поисковая задача перед детьми, однако в этом случае происходит уже не объяснение нового материала, а закрепление уже объясненного. Сказка может послужить и для актуализации знаний полученных учащимися ранее (в прошлом учебном году, в прошлом месяце и т.д.). В этом случае можно говорить о закреплении изученного материала с помощью сказки на лингвистическую тему.

Учащиеся могут не только воспроизводить сказки, услышанные от учителя на уроке, и перерисовывать "сказочные" рисунки в тетрадь. Я постоянно стимулирую детей к осознанному творчеству. Так, например, при изучении темы "Имя существительное" в 6 классе можно предложить учащимся дифференцированное задание, по группам:

1) составить рассказ о том, что нового узнали на уроке (не заучивать параграф, правило, а по-своему, как поняли, рассказать и привести в доказательство свои примеры);

2) тот, кому трудно выполнить первое задание, может о новой теме рассказать по учебнику;

3) для тех, кто любит творчество, задание другое - придумать сказку, нарисовать ее героев.

Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто прослушать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу.

Сказки на лингвистическую тему хорошо запоминаются, так как языковые понятия персонализируются в образах сказочных героев.

Даже единичное использование сказочного материала способно повысить интерес к урокам русского языка, однако если ребенок погружается на уроке в атмосферу сказочности, урок воспринимается им как занимательное путешествие по волшебной стране, где живут сказочные герои, то меняется не просто отношение к самому предмету, меняется и восприятие родного языка. Через использование системы лингвистических сказок приходит и возможность более успешного формирования орфографических и пунктуационных навыков, увеличения теоретического багажа учащихся.

В данной работе собраны сказки из различных методических пособий, что значительно облегчает работу учителя по их применению на уроке.

Сказки к разделу

«Морфология»

Бал в сказочной стране

Однажды ученики пятого класса решили отправиться в страну Русского языка. Принцесса Морфологии устроила в честь ребят бал в королевском дворце.

Первым принцесса представила маленького аккуратного и очень серьёзного старичка. Его звали Существительным. Старичок сказал: "Я самая нужная часть речи". Принцесса только улыбнулась. Вместе с принцессой заулыбался молодой и очень красивый юноша: "Я, Прилагательное, а рядом со мною Глагол". Ребята с интересом посмотрели на подвижного дяденьку, который не мог спокойно стоять на месте. Тут подбежали Местоимения и хором заявили: "Мы, ты, я - лучшие друзья". Затем пришла очередь знакомиться с Числительным - это была пожилая женщина в платье, вышитом цифрами, в руках она держала счёты. Тут раздался шум, и расталкивая всех на своём пути, к ученикам подбежал Глагол. Он тащил за собой улыбающегося человека: "Вот, познакомьтесь, мой лучший друг. Его зовут Наречие. Только он может обозначать признак действия, которое я произвожу". Подошла последняя гостья- её звали Междометие. Она сразу заохала: "Ах, какие прекрасные дети".

Праздник подошёл к концу. Ребята поблагодарили принцессу и сказали, что они навсегда запомнят её подданных - самостоятельные части речи.

На балу у принцессы Морфологии

В некотором царстве, в некотором государстве стоял город. И назывался он Морфология. Правила в этом городе принцесса Морфологии.

Задумала принцесса устроить бал и пригласила на него все части речи.

Никто не отказался от приглашения, все поспешили на праздник.

Вот зазвучала музыка, Гости разбились по парам: Существительное с Прилагательным, Глагол с Наречием, Местоимение с Предлогом, Союз с Частицей.

Потанцевали они, повеселились, а затем затеяли спор: кто из них важнее и нужнее? Чуть до драки дело не дошло.

Тут вмешалась принцесса Морфологии и сказала: "Кто из вас сумеет рассказать о нашем городе Морфологии с помощью только своей части речи, тот и победит в споре".

Все части речи попытались это сделать, но у них ничего не вышло, рассказ не получился.

Встала принцесса Морфологии с трона и сказала: "Теперь вы убедились в том, что все части речи важны и нужны. И больше никогда не ссорьтесь в моём городе!"

С тех пор все части речи в городе Морфология стали жить дружно.


В стране Морфологии

Жило-было существительное одинокое,

На короля Русоведа

Исправно оно служило.

Вот однажды явилось к нему прилагательное-

Змей - Горыныч Трехглавый Всезнательный.

Тут каждая глава начала хвастать,

О свойствах своих рассказывать.

Вот первая глава гласит,

Всему миру говорит

Я всем всегда принадлежу,

Работой очень дорожу.

И вторая решила глава,

Что на свете живет не зря,

Доложит она всегда

О месте и весе,

Сколько времени, из чего

Состоит существительное уж давно.

Третья глава от них не отстает

И речь на приеме такую ведет

Я сравниваюсь всегда, во всем,

Превосходную степень имею притом.

Выслушало существительное прилагательное,

Заключило договор соглашательный.

Прилагательное теперь по нему

Существительному предаст красоту,

Будет признаки оно называть,

Существительному в окончаниях угождать.

А головы Змея в разряды образовали

И имена ему странные дали

Одно назвали притяжательным,

Другое относительное,

А третье – качественное.

И зажили они прекрасно,

И в Русиче стало все ясно.
Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак. Всё плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова. – Призовём-ка мы на помощь Морфологию!»

Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.

Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

А какие формы у вас есть?

Род, число, падеж.

А что вы умеете делать?

Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

Становитесь под знамя «Имя существительное»! – приказала Морфология.

А мы обозначаем действие, имеем наклонение, вид, залог, изменяемся по временам, лицам и числам, в предложении можем быть сказуемыми! – отрапортовали другие слова.

Становитесь под знамя «Глагол»! – ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология – командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит она в Королевство Грамматика. Королём в этом Королевстве является могущественный Язык, а королевой – мудрая Грамматика.

У королевы свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна – строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.

(В.Волина)

Сказки к теме

« Имя существительное»

Таинственная незнакомка

"Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами).

Здесь живет такая-то буква?


- Не могли бы вы сейчас поработать?

А как?


- Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило...

В начале слова не работаю.

А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит...

Простите, в таких местах не бываю.

Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?

Какие это буквы, будьте добры?..

Первая - Н, а за ней -Ч.

Нет, туда не пойду.

А после Ч? Перед Т?

Если в глаголе - тогда с удовольствием.

Нет, в существительном.

Ничем не могу вам помочь.

Дверь захлопнулась.

Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?"


Волшебник Существительное

Д
Часть речи

Имя Существительное
ети подошли к аккуратному маленькому домику. На калитке висела табличка:

За забором все увидели маленького седобородого старичка в высоком остроконечном колпачке. В руках у него была тоненькая палочка.

Неужели волшебник? – подумала вслух Катюша. В ответ на это старичок взмахнул палочкой и превратился в кошку!

Ох! – дружно вздохнули Катюша и Женька Апельсинкины.

Дедушка! – закричала Катюша.

Я не дедушка, а Имя Существительное.

А вы можете превратиться … ну в дерево, например?

Пожалуйста, - ответило Имя Существительное и превратилось в дерево.

А в коня? В коня – можете? – восхищённо завопил Женька.

Нет проблем! – И он стал конем.

Извините, пожалуйста, а не могли бы вы превратиться в Золушку? – застенчиво попросила Катюша.

Ну, конечно, могу.

Ах! Какая красивая Золушка получилась!

А можете вы превратиться в чайник? – попросил Женька.

Разумеется! Я могу превратиться в любой предмет.

Что это такое – предмет? Я не понял! – сказал Женька.

Очень просто, ПРЕДМЕТАМИ называют все вещи, все растения, явления природы, города, сёла, машины.

Люди, животные, насекомые – это тоже ПРЕДМЕТЫ.

Итак, запомните, друзья: ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ. – ЭТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Вслушайтесь в моё имя: Существительное – то есть обозначающее всё, что существует.

На вопрос ч т о? отвечают неживые предметы, то есть неодушевленные (цветок, мяч, машина и т.д.), а на вопрос к т о? – живые, то есть одушевленные.

Волшебник Имя Существительное взял волшебную палочку и нарисовал Катюшу.

Женька! – обиженно загудела Катя. – Смотри, он меня нарисовал. Скажи ему, я – Катя, девочка, и совсем никакое не имя существительное!

Ты сама, конечно. Не часть речи, а слова, которые ты назвала: Катя, девочка, - всё это существительные. Имя твоё Катя – тоже существительное, только о нём говорят ещё, что это имя СОБСТВЕННОЕ. И Женя – имя собственное, оно его и ничьё больше. А фамилия – Апельсинкины – тоже имя собственное, ваше имя собственное. И все клички животных – тоже имена собственные. И названия городов, деревень, журналов, улиц. Запомните: ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ ВСЕДА ПИШУТСЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. А все остальные существительные называются НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ и пишутся с маленькой буквы, если, конечно, они не начинают предложение.

(В.Волина)
Как у существительных род появился

Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да настолько похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не смогли разделить их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул, и стол, и дом, и мир, и много других). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть станут среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)

Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.

(В.Волина)

Друзья спешат на помощь

Среди частей речи прошёл слух, что заболело Имя существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли. Смотрят, а Существительное лежит и стонет.

Что с тобой? – спрашивают друзья.

Всё ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

Да, – задумались Прилагательное и Местоимение. – По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.

Ну что вы! – возмутилось Существительное. – Ученик – он. Значит, мужской род. Ученица – она. Значит, женский род.

Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море ?

Вздохнуло Существительное:

Здесь смотрите на окончания! Всё теперь они решают: если -а (-я) – женский род, -о (-ё) – средний, нет окончания – мужской.

И ничего не решают! – затараторило Местоимение. – У стола, около стола – окончание –а. Значит, это существительное женского рода?

Тут Существительное потеряло терпение:

Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли, в роли Подлежащего, стою в именительном падеже.

Сказало так Существительное и ещё больше помрачнело из-за того, что ему напомнили, что всё-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.

Послушай! – воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). – Не грусти! Мы тебе поможем. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определять твой род: интересная книга, моё яблоко, твой класс . Можем даже вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира . Их род можно узнать только когда мы стоим рядом: большой грязнуля и большая грязнуля, эта задира и этот задира.

Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать.

(В.Волина)

Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительным.

Пока был малышом, ему всё давали, и он стал – Дательным .

Но он был ещё и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал – Винительным.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал – Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь – Предложный .

Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:

Именительный, Родительный,

Дательный, Винительный,

Творительный, Предложный.

(В.Волина)


Кому нужны падежи?

Ходили по всей Морфологии странники, а звали их Падежи. Всего их было шесть. Долго бродили они по свету в поисках приюта, пока не пришли в город, где жили Существительные. Рассказали они Существительным о своей удивительной способности изменять слово по падежам.

Не может быть! – не поверили Существительные.

Хорошо, проведём эксперимент. Возьмём существительное дождь, оно и так бесцеремонно капает на нас, - сказали Падежи. – А теперь просклоняем его. Не бойся, дождь, это не больно.

И мгновенно они показали изумлённому дождю шесть его форм.

Было воскресенье, и в гости к Существительным приехали Прилагательные, Местоимения и Числительные.

И что, это любой из нас может стать таким восхитительно разным? – с надеждой спросило случайно проезжавшее мимо Наречие.

Нет, - честно ответили Падежи, - не любой. Неизменяемые части речи и формы слова – вот ты, Наречие, Инфинитив, Несклоняемые Существительные и некоторые другие – не смогут измениться, даже если бы захотели.

Существительные пришли в восторг и решили никогда не расставаться с Падежами. А Падежи не гордые – их на всех хват. Правда, только на всех тех, кто способен изменяться.

(В.Волина)


Кого склоняет Склонение?

В государстве Морфология в городе Существителенске жили вельможи Существительные. Они говорили, что им все подчиняются, а они никому.

И вот появилось поблизости Склонение и начало всех подряд склонять. Даже существительное просклоняло. Королю Морфу это понравилось, и решил он взять Склонение к своему двору на должность губернатора города Существителенска. Склонение смело принялось за работу. Сразу же оно разделило город на три больших округа. Падежи и Окончания помогали губернатору. В каждом округе жили слова, которые обязаны были безоговорочно подчиняться губернатору.

Правда, не обошлось и без недовольных. Они решительно отказались подчиняться губернатору, поэтому их выдворили за пределы трёх округов. Жили они бедно, им никто не помогал, никто даже не хотел узнавать их в лицо. Что же это за смельчаки такие? Это несклоняемые, которые так и не склонили головы перед губернатором; это разносклоняемые, которые не знали, где же им можно преклонить голову. Так и живут до сих пор.

(В.Волина)

Сказки к теме

«Глагол»

Неверные Е и И

Как во городе то было в Морфологии.

Как явились- то на улицу глаголов-то,

Да явилися туда два брата,

Два брата И и Е.

Да как стали-то глагольные окончания путати,

Глагольные окончания путати-перепутати,

Да во времени да настоящем,

Настоящем да во будущем.

Как узнала-прознала о том свет княгинюшка,

Свет княгинюшка свет Морфоложечка,

Как узнала она о том – рассердилася,

Рассердилася она да разгневалась.

Приказала Спряжению явитися,

Явитися Спряжению, слуге верному.

Как призвала-то она его да наказывала:

Хулиганов неверных Е и И отыщите,

Отыщите и о наших правилах расскажите.

Три дня их Спряженечко отыскивало,

Три дня отыскивало да три ноченьки.

Отыскало их все-таки Спряженечко,

Отыскало и себе их тут же подчиняло.

Вот былинушке конец,

А кто слушал – МОЛОДЕЦ!

Вот, ребятушки, вам сказочка

Не простая, а с загадочкой.

Тут вы название орфограммы найдите

И сказочку правилом заключите.

Хулиганы Е и И

Однажды из страны страхов учеников (Ошибкоопасной страны) прибыли хулиганы Е и И в страну Глаголию. Стали хулиганы в личные окончания глаголов залазить, да так, как им вздумается.

Полились тут красной рекой чернила в ученических тетрадях. Не понравилось это королю Глаголу, обратился он к принцессе страны Русского Языка Грамотейке с просьбой, чтобы издала она такой закон, по которому Е и И знали бы всегда свое место в окончаниях глаголов. Подумала, подумала Грамотейка и издала такой указ:

Вы, ребята, не глупите,

Ведь для первого спряжения

Е подходит несомненно.

Во втором пишите И.

Все! Внимательно пиши!

А дядюшка Спряжение решил уточнить и сообщить ребятам, что ко второму спряжению относятся все глаголы на –ИТЬ, а к первому – все остальные глаголы.

Е и И ничего не оставалось делать, как подчиниться данному указу, но все же иногда они вопреки всем правилам меняются местами, создавая глаголы исключения. Только вот какие это глаголы я, ребята, забыл. Может, вы помните? Назовите их.

Вот видишь, ты само себе и имя придумало, будешь окончанием. А так как ты скромное, поэтому и образовывать будешь только формы слова, значения слов при этом не изменяя.

Вот так в Русском языке появились части слова: Приставка, Корень, Суффикс, Окончание. Знайте их, ребята, и запомните их роль в словах


Город Глаголов

В тридевятом царстве, в невиданном государстве находится страна Русского Языка. Проберемся мысленно туда.

На троне сидит Глагол в Повелительном наклонении, вокруг него стоят слуги короля – лентяи Глаголы в Условном наклонении.

Король приказывает: "Принесите мне мою мантию!" А слуги отвечают: "Принесли бы, да не выспались".

Так и течет время в этом городе.
Глагол и его друзья

Жил-был Глагол.

И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит – сидит Существительное на камушке и плачет.

Что ты так пригорюнилось?

Да вот, живу-живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу.

Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое.

Что ты кручинишься, Прилагательное, и почему одиноко сидишь здесь?

Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

Пойдем с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда.

Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении.

Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделает? И др. Существительное получило сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а иногда – дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей).

А Прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.

С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!

(В.Волина)


Неразлучные друзья

Нередко на Глагол нападала грусть из-за того, что мало было у него настоящих верных друзей.

И вот шел он как-то печальный, понурив голову, по берегу реки. Вдруг слышит – кто-то плачет. Подошел он поближе и видит: сидит на камне Приставка и заливается горючими слезами.

Что ты плачешь? – спросил Глагол.

Как же мне не плакать? – сказала в ответ Приставка. – Мне так плохо одной жить.

Ну так давай дружить, и мне веселей будет.

Согласна! – с радостью воскликнула Приставка, утирая слезы. – А у тебя есть братья?

Да и очень много, но все они живут в разных местах: прыгают, бегают. Поют, кричат, дерутся…

Давай я познакомлю их со своими сестричками-приставками, если мне удастся их всех собрать: одна где-то над, другая – под, третья – за, четвертая, кажется, - в…

Наконец приставки перезнакомились с глаголами и стали навек неразлучны. Так им понравилось дружить. И выросли у них дети, много детей…

Теперь, ребята, вы понимаете, почему глаголы с приставками пишутся слитно?

(В.Волина)

Инфинитив

Смотрит Инфинитив, как спрягается Глагол, и говорит:

Эх, вы, разве так надо спрягаться?

А как? – спрашивают глаголы. – Ты покажи.

Я бы показал, - сокрушается Инфинитив, - только у меня Времени нет.

Время мы найдём, - обещают глаголы. Какое тебе – Настоящее, Прошедшее или Будущее?

Давайте все. Да не забудьте про Вспомогательный Глагол.

Дали Вспомогательный Глагол. Спрягается вспомогательный глагол, только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит. Зачем ему буквой шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет Времени.

(Ф.Кривин)
Спор великих, или к чему клонят Наклонения?

Жили-были брат и сестра – Саша и Маша. Они были ужасно любопытны и однажды ночью решили посмотреть и послушать: что такое происходит в их учебниках? Осторожно раскрыв учебник русского языка, они увидели на одной из страниц трех маленьких человечков. Незнакомцы сидели на строчках, свесив коротенькие ножки, и оживлённо о чем-то спорили. Дети, склонившись, затаили дыхание, и скоро до них донеслась энергичная, торопливая речь.

Человечки были забавны и величественны одновременно, и каждый так и сыпал своими любимыми глаголами. Очень скоро Саша и Маша догадались, что перед ними Наклонения Глагола.

Вот что удалось услышать:

Первым взяло слово Изъявительное наклонение :

Моё название связано со словом явь , т.е. действительность. Я двумя ногами стою на земле. Никаких фантазий! Мои формы обозначают только действия, которые на самом деле происходили, происходят или будут происходить .

Только я даю глаголу возможность, которой все так завидуют , - возможность путешествовать во времени: жить настоящим, проникать в прошедшее и переноситься в будущее!

Но мне очень непросто: когда я работаю , приходится всё время помнить о тысяче мелочей, которые оказываются вовсе не мелочами. Например, что глаголу совершенного вида я должно предоставить десять форм для путешествия во времени, а глаголу несовершенного вида – целых шестнадцать (кстати, догадайтесь, почему) или о том, что моё лицо можно увидеть только в настоящем и будущем, а в пошедшем времени лица не разглядеть. И нужно не забыть подарить глаголу в прошедшем времени род – в утешение.

Страшно подумать, что получится, если я всё перепутаю!

И ещё приходится следить, чтобы на все случаи жизни у меня было число: без него я вообще перестану существовать.

Теперь вы, конечно, понимаете , что я – наклонение главное, а без остальных можно и обойтись.

Но тут заговорило Условное Наклонение:

Я не хотело бы , чтобы меня сочли нескромным, но если бы меня не существовало, люди никогда не узнали бы , что могло бы произойти, если бы всё сложилось иначе. Условия играют и в нашей жизни, и в человеческой такую важную роль!

И если бы я не предлагало глаголу несколько своих форм, как бы люди мечтали ?! Одной реальности так мало! Когда-то меня звали Желательным Наклонением. Это потому, что я помогаю людям выражать их желания. И у меня они тоже есть. Иметь бы время, чтобы помечтать самому! Я бы мечтало с утра до вечера! Но у меня нет времени , и, значит, мне очень некогда. Вы хотели бы знать, чем я так занято? Мне нужно образовывать целых четыре формы от прошедшего времени с помощью частицы бы ; я должно успевать подставлять эту частицу к глаголу прошедшего времени то справа, то слева и всегда знать, как ему удобнее на этот раз. И я всё время подсказываю этой частице, когда ей больше идет оставаться с гласной, а когда лучше без неё. Что б она без меня делала , чем бы занималась , эта бы ! А ещё я должно уметь даже совсем неопределенную форму превращать в свою собственную. Эх, отдохнуть бы ! Что бы там ни говорили , а моя работа – самая заметная, и многие досаждают мне своим вниманием. Когда мне хочется от всех скрыться, я маскируюсь: прячу свою любимую бы в подчинительный союз, чтобы меня никто не узнал .

Я очень ловкое наклонение! Поговорить бы ещё! Но нет времени .

Вдруг Сашу и Машу заметило Повелительное Наклонение . Оно обратилось прямо к ним:

- Не верьте им , ребята, не верьте ! Это же просто смешно! Давайте вместе посмеёмся ! Слушайте только меня. Вы смотрели мультфильм «В стране невыученных уроков»? Вспомните : там был такой персонаж – Его Величество Глагол Повелительного Наклонения. Так вот это я! Я о-о-очень могущественное! Захочу – и прикажу все, что захочу! А если буду в хорошем настроении, то могу и попросить, и даже дать совет .

Я очень настойчиво и полно энергии: вечно от кого-нибудь чего-нибудь добиваюсь. У меня всё для этого есть! Подумаешь, число ! Подумаешь, лицо ! Есть у меня и то, и другое. Ну, правда, лицо чаще всего второе . Ну и что?

А зато сколько всяких частиц у меня на службе! И пусть , и пускай , и да , и давай … Пусть каждый знает : с помощью этих частиц я образую самые разные формы: и от 3-го лица, и от 1-го! Давайте это признаем . Но всё это так, хобби, развлечение. У меня есть мои основные формы. И когда глагол их выбирает, то он говорит: «Слушайся повелительного наклонения!» или «Слушайтесь! », если слушающихся много или глагол хочет подчеркнуть особое уважение к собеседнику.

Три наклонения ещё долго спорили бы между собой, если бы им не пришло в голову заглянуть в тетрадки к Саше и Маше. Каждое из наклонений при этом словно заглянуло в десятки зеркал, потому что увидело себя там много раз.

Ура! Я живу и работаю ! – образовалось Изъявительное наклонение. – И вы живете и работаете рядом со мной!

Вот бы нам подружиться и перестать хвастать ! – размечталось Условное Наклонение.

Тут показало свой характер Повелительное Наклонение:

- Помолчите немного! – заявило оно. – Давайте лучше послушаем , что скажут о нас дети.
А, дети? Что бы вы сказали трем наклонениям? Как бы вы их помирили?
Откуда появились глаголы-исключения

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть . Пришли они к царю с просьбой:

Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

Что случилось?

По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на – ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжении. Запомните их, ребята!
Сила любви

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если ты докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой домой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

(по Ф.Кривину)
Как глаголы дом построили

Добрый день, Глагол! Как жизнь? – остановила его Категория вида.

Хорошо живу. Работаю. Вот начинаю дом строить . Осенью новоселье будем справлять.

Дело доброе. Удачи тебе!

Привет, Глагол! Как дела?

Дела идут, всё работаю. Продолжаю строить дом. Всё лето строил , сейчас строю , да и зимой, наверное, буду строить .

Отчего же так? Ведь холода на носу.

Да дело-то нелегким оказалось. Ежедневно с утра и до вечера строю , а работа к завершению не идет.

А ты не забыл, дорогой, что у тебя и в Грамматике вид несовершенный. Такие глаголы результата действия не выражают. Трудятся они постоянно, изо дня в день, но достигнуть желаемого предела не могут. Вот и ты строишь-строишь свой дом, а построить всё-таки не в состоянии.

Так что же мне теперь делать?

Я помогу тебе, пожалуй. Есть у меня волшебное зеркальце. Посмотрись в него, посоветуйся со своим отражением. Может, что-нибудь и придумаете.

Взял Глагол зеркальце, прибежал домой, стал на своё отражение смотреть. Смотрит и удивляется: вроде бы это и он, Глагол, и вроде бы не совсем он.

Ты кто? – спросил Глагол у Незнакомца.

Я твой другой вид.

Это какой же другой?

Долго судили-рядили Глаголы совершенного и несовершенного вида, как им быть, и решили, что надо им жить и работать вместе, действовать сообща: что один делает, другой до конца доводит. И закипела у них работа: коли крышу красят – обязательно всю её выкрасят, если задачу решают – непременно решат , какой бы трудной она ни была. И дом они в конце концов построили . Дружно работают Глаголы совершенного и несовершенного вида, часто видят их вместе. Их так и зовут теперь: видовая пара.

(по И.Постниковой и др.)


Наклонения Глагола

В некотором царстве, в морфологическом государстве жил-был Глагол. И было у него три сына, три наклонения – Изъявительное, Повелительное, Условное. Они постоянно сопутствовали Глаголу и помогали ему выполнять его морфологические обязанности. Но не было лада между сыновьями: они ежедневно спорили о том, кто из них больше и чаще помогает отцу.

Вот однажды Глагол надел парадную неопределенную форму и отправился с сыновьями осматривать свои владения, но резвый конь сбросил его на полном ходу.

Меня надо поднять , - проговорил Глагол, пытаясь встать.

- Поднимите его! – приказал старший сын Глагола – Повелительное наклонение.

Я бы поднял , да условий для этого нет, - развел руками средний сын – Условное наклонение.

А младший сын – Изъявительное наклонение – крикнул отцу:

Сейчас подниму !

Соскочил с коня и поднял отца.

С тех пор Глагол берет с собой Изъявительное наклонение охотнее, чем другие. Спорить братья перестали – и так ясно, что Изъявительное наклонение чаще бывает нужным отцу Глаголу: ведь вместе с ним Глагол может обозначать действие, которое действительно происходило, происходит или будет происходить.

(по И.Постниковой и др.)

Сказки к теме

«Причастие»

И

«Деепричастие»

Как причастия появились

Жили-были на свете одинокие суффиксы –УЩ-, -ЮЩ-, –АЩ-, -ЯЩ-, - ВШ-, -Ш-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своём житье-бытье.

Отвечает им глагол:

Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник – Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

Спасибо, доброе Прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, счастливые, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из братьев предложил:

Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.

Остальные братья согласились, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться и о других. Но недолго им удалось полентяйничать.

Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников. Глагол сказал:

Называться теперь будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и ещё, так и быть, оставлю вам два вида – совершенный и несовершенный.

А я наказываю вас тем, что вы будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало Прилагательное.

С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь!

(В.Волина)


НЕ с причастиями

Возгордилось слово НЕ, что оно может придавать отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам, а с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями пишется так, как захочет.

Оскорбилось Причастие, достойно вступая в спор:

Я самостоятельная часть речи, мне и решать, когда писаться с НЕ слитно, а когда – раздельно.

НЕ не уступает в споре.

Если Существительное, Прилагательное, Наречие и Вы, уважаемое Причастие, без НЕ не употребляетесь, то я присоединяюсь к вам, и вы не возражаете. Это верно? Даже глаголы не осмеливаются без меня употребляться.

Здесь я полностью с Вами согласно, - спокойно ответило Причастие.

Если слово можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то вновь вам без меня не обойтись, - продолжало горячиться НЕ.

Но позвольте! – воскликнуло Причастие, - здесь я не могу с Вами согласиться! Это не мой случай! Синонимы не оказывают на меня своего волшебного влияния. Я употребляюсь с Вами слитно, если я одиноко в предложении, когда при мне нет зависимых слов. В этом случае я испытываю дискомфорт, уж извините…

А когда со мной мои друзья – зависимые слова, я чувствую себя уверенно, свободно и готово к любым свершениям. И пишусь я в этом случае раздельно.

А ещё союз а…

А препротивный Союз а навсегда отделил меня от частей речи.

Почему «препротивный» Союз а ? Он очень мил и к тому же очень влиятелен. Стыдиться его присутствия в предложении и влиянии на меня я не буду. Союз а разделяет даже предложения…

Что же Вы замолчали? Кстати, Местоимения отрицательные более уважительно относятся ко мне. Им не нужен предлог, чтобы писаться отдельно. Им нужен только Предлог между нами.

Кстати, о раздельном написании… Когда я благодаря жёсткой диете превращаюсь в краткую форму, то пишусь раздельно с НЕ . И в том моё отличие от кратких прилагательных, которые целиком и полностью зависят от того, как будет писаться с вами слово в полной форме.

На этом спор и закончился.

(Виталий Поляков, Тамбовская область)
Как Причастия с Прилагательными подружились

Давно это было… Стояла в лесу избушка. И жили в ней Прилагательные. А по соседству с ними бродили в лесу Причастия. И не было у них ни хлеба, ни крова.

Вот собрались как-то Причастия на совет решать, как дальше жить. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к Прилагательным. Пошли они к избушке, где Прилагательные жили, постучали а в ответ услышали:

Кто там?

Это мы, Причастия.

Что вам нужно?

Пустите нас к себе в избушку, мы хотим вместе с вами жить. Будем помогать, чем сможем.

Идите лучше к Глаголам, - отвечают Прилагательные, - ведь вы глагольного происхождения.

Но ведь мы родня вам, - просят Причастия. – И относимся мы всегда, как и вы, к Существительным, и по родам по-вашему изменяемся, и по числам, и по падежам. Куда уж ближе! Недаром некоторые ученики нас с вами даже путают.

Посоветовались и ответили так:

Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одно Н из суффикса.

Причастия согласились, хотя и не без колебания. Зато с тех пор стали жить Прилагательные и Причастия в большей дружбе, вместе ходят на работу.

(В.Волина)


Страдания Страдательного Причастия

Всеми обиженное, всеми униженное. Никем не привеченное, почти не замеченное – бедное, бедное Страдательное Причастие! Теперь оно – Причастие прошедшего времени, и всё у него в прошлом. А ведь было время… Это и многое другое расскажет Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к разговору его с Существительным, которое находится при нём в качестве дополнения.

Ах, не говорите, не говорите! – вздыхает Страдательное Причастие, обращаясь к Существительному, которое вообще молчит. – Одни страдания!

Существительное пробует кивнуть, Страдательное Причастие не позволяет ему даже этого.

Не говорите, не говорите! – развивает оно свою мысль. – Самое дорогое, что у меня есть – это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без Приставки или хотя бы без Пояснительного слова, как я сразу теряю одно Н и меня называют прилагательным. Но ведь хочется побыть и одному. Разве это жизнь?

Существительное стоит перед Причастием в винительном падеже, словно это оно виновато, что у Причастия всё так неудачно складывается. А Страдательное Причастие продолжает:

И главное, никакого просвета, никаких надежд… Даже будущего времени у нашего брата причастия не бывает. А как прикажете жить – без будущего? Вот потому мы и страдаем.

Через лингвистическую сказку – к грамотности и творчеству

«Дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания», - писал К.Д.Ушинский.

Нужно признать, что это так. Используя на уроках занимательные тексты, игры, задания, учитель расширяет лингвистический кругозор школьников, развивает языковое чутьё и поддерживает интерес к предмету.

На мой взгляд, эмоциональность и занимательность на уроке - составные части успешной работы учителя-словесника. Это достигается с помощью свежих, порой неожиданных учебных ситуаций, не успевших стать для детей привычными, стандартными, скучными.

Прекрасно, если учитель владеет разнообразными приёмами образной подачи учебного материала.

«Одно из самых закоренелых и трудно преоборимых представлений о педагогическом процессе заключается в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо», -писал Д. Родари в книге «Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй» (М.,1978,с.30). Скучно и утомительно механически зубрить правила грамматики, но те же правила можно усвоить намного легче, если они будут раскрываться в процессе игровой ситуации на уроке, например, во вре¬мя прослушивания лингвистической сказки.

За время работы я написала цикл лингвистических сказок для учащихся пятых- шестых классов, применение которых имело прекрасные результаты. В седьмых- восьмых классов использовала их для повторения, которое всегда требует элементов новизны, неожиданности, занимательности. Герои этих сказок - части речи, морфемы, знаки препинания - помогают детям усваивать учебный материал, вызывая у них живой интерес к русскому языку.

Результатом применения этих сказок стало не только повышение грамотности учащихся, но и развитие творческой активности: у детей возникло желание самим писать сказки на лингвистическую тему и, в конечном счёте, желание творить. А это, на мой взгляд, ещё более важно.

Кроме того, когда ученик видит пример творческого отношения к делу своих наставников, он сам всё время учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности.

Многие ученики стали писать рассказы, стихи, а некоторые из них - печататься на страницах уфимских газет («Вечерняя Уфа », «Истоки» и других).

Познание нового, развитие творческих сил приносит учащимся истинную радость, «учение с увлечением».

Т. Г. Колесникова, учитель русского языка и литературы.

Лингвистические сказки

1.БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ (5 класс)

2.СКАЗКА О МУДРОМ ГЛАГОЛЕ (5 класс)

(Самостоятельные и служебные части речи)

3.СКАЗКА О БУКВАХ-СПОРЩИЦАХ И ДОБРОМ КОРОЛЕ (5 класс)

(ПРАВОПИСАНИЕ «О» -«Ё» ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ)

4.Передача «Час пик» - 5 класс- (ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ)

5 «СЛОВА-ФОКУСНИКИ» (6 класс) (РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ)

6. СКАЗКА О ДОБРЫХ КОРНЯХ (6 класс)

7. РАЗБОРЧИВЫЕ ПРИСТАВКИ (6 класс)

(Правописание приставок, оканчивающихся на «З» , « С»)

8. ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ ПРИСТАВОК (6 класс)

(Гласные «Ы – И» после приставок)

1. БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ (5 класс)

Жили-были в языке гласные звуки и согласные. Жили дружно. Гласные любили петь. Но больше всех любили петь «о» и «е». А согласные звуки посмеивались над певцами, хотя втайне жалели, что самим им петь не дано природой. Стали «о» и «е» обижаться на своих братьев -- согласных. И однажды решили убежать вдвоем, чтобы никто им не мешал попеть вволю.

А в это время существительное «сон» проснулось и, как всегда, по утрам, решило немного размяться, измениться по падежам. Но что такое? В родительном падеже гласный «о» пропал: «сна». Существительное стало склоняться дальше и обнаружило отсутствие «о» и в дательном, и в творительном, и в предложном падежах. А просклонявшись, отправилось к существительному «день» рассказать о своей беде.

Существительное «день» выслушало взволнованное слово и ответило:

А я ругаю свой гласный «е», а оказывается, он не один такой. Значит, они сбежали вместе! Я ведь тоже склонялось без «е».

Ах, они, беглые, -возмущенно воскликнуло слово «сон». - Теперь мы их так и будем называть!

А гласные «о» и «е» до сих пор убегают из слов, оставляя вместо себя нуль звука.

А название «беглые» закрепились за ними постоянно.

2. СКАЗКА О МУДРОМ ГЛАГОЛЕ (5 класс)

Тема: «Самостоятельные и служебные части речи»

Что, хотите новую сказку? Ну так слушайте...

Эта невероятная история произошла в нашей школе, а еще точнее, в нашем кабинете.

Как-то раз, проводив ребят в столовую, я вернулась в класс, села за стол, нужно было проверить две оставшиеся тетради. В классе было тихо, только было слышно, как за окном завывает ветер...

Вдруг рядом, совсем рядом я услышала странные звуки и даже вздрогнула, догадавшись, что звуки исходили из учебника русского языка. Я прислушалась...

Нет, вы только подумайте, - пищал чей-то голос, -- я, всем известное Имя Существительное, должно жить рядом с какой-то мелочью в нашем королевстве Частей речи! Я обозначаю предметы, отвечаю на вопросы «кто?», «что?», могу изменяться по падежам, отношусь к одному из трех склонений. Даже в предложении я могу быть главным членом! Вот какая я замечательная часть речи! А что делают эти бездельники?

Интересно, о ком идет речь? - подумала я, но тут же услышала:

Я полностью согласно с Вами, уважаемое Существительное. Ведь я согласуюсь с Вами во всем: в роде, в числе, в падеже!

Я, Имя Прилагательное, тоже считаю, что эти бездельники - предлоги, союзы, частицы- не имеют права называться частями речи!

О чем идет разговор, уважаемые коллеги? Вы чем-то взволнованы?

Здравствуйте, уважаемый Глагол! Вот мы с Прилагательным считаем, что мы - очень важные части речи. Без нас просто невозможно обойтись. Или взять, к примеру, Вас! Вы обозначаете действие предмета, работаете в поте лица, даже имеете свои особые формы - причастие и деепричастие, а какие-то там букашки, которых не сразу и разглядишь, тоже носят звание частей речи. И как Вы к этому относитесь?

Да... -протянул Глагол, -хорошо, что нас не слышат сейчас эти «букашки», как Вы изволили выразиться. И не вздумайте им сказать об этом, а не то не миновать нам всем большой беды.

Беды? - хором удивленно протянули Существительное и Прилагательное.

Да, беды, -твердо сказал Глагол. Ведь если бы не они, как бы мы построили предложение? Ну, скажем, из таких слов: «ребята», «выбежать», «школа», «спортивная», «площадка», Ведь без предлогов «из» и «на» нам здесь не обойтись! На то они и называются «служебные части речи», и, действительно, они нам служат верой и правдой, пусть даже не являясь членами предложения. А вы неблагодарные, возомнили о себе, некрасиво нос задирать!

Нам стыдно, -совсем тихо раздались голоса. - У нас к Вам есть просьба, Глагол. Не говорите об этом разговоре другим самостоятельным частям речи: Местоимению, Наречию, Числительному. А не то они нас засмеют.

В это время в класс вбежали ребята, стало шумно, и я больше ничего не смогла разобрать.

Вот какая история произошла недавно. Хотите - верьте, хотите - нет.

3. СКАЗКА О БУКВАХ-СПОРЩИЦАХ И ДОБРОМ КОРОЛЕ (5 класс)

(Тема: ПРАВОПИСАНИЕ «О» -«Ё» ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ)

Ну что это за буквы-спорщики?!- воскликнул Восклицательный знак, король сказочного государства Правописания. - Всегда вы спорите, всегда

приходите ко мне, чтобы я вас рассудил! Ну что у вас там опять?

О! - воскликнула буква «о» ,явно, чтобы понравиться. - Ваше Величество! Рассудите! Что Вы слышите после звука [ш]в слове «шёпот»?!

Слышу я звук [о].

Вы действительно самый мудрый! Вот и я говорю, что писать надо «о», а эта «ё» спорит и не пускает меня в слово! - И буква «о» захныкала...

Подожди-подожди, - торопливо заговорил Восклицательный знак, - но ведь ты спросила меня о том, что я слышу? А это еще совсем ничего не значит. Слышать можно одно, а писать -совсем другое. Например, в слове «дуб» на конце мы слышим [п] но это еще ничего не значит...

Вы действительно мудрее всех! - обрадовалась буква «ё», в то время как «о» сникла. Эта «о» лезет, куда не нужно. Ведь существуют законы в нашем государстве, в конце-то концов. Не так ли?

А законы необходимо строго выполнять! - Заметил Восклицательный знак. - Я напомню тебе этот закон, слушай:

В корнях слов после шипящих под ударением пишется «ё», а не «о»!

Посмотри на эти слова: «жёлудь», «шёпот», «пчёлы», «шёлк»... Во всех этих словах в корне, заметь, в корне пишется буква «ё». Но ты не огорчайся, буква «о», в других частях слова ты нам еще понадобишься, а сейчас извини!

Но буква «о» была такая упрямая и капризная, что Вопросительный знак, стоявший рядом с главой государства и не переносивший женских слёз, вдруг предложил шёпотом королю:

Ваше Величество! Она от нас не отвяжется, это точно. Давайте ей сделаем хоть одно исключение, пусть она успокоится и идет восвояси!

Такое предложение пришлось королю по душе.

Хорошо! - воскликнул он радостно. -Пусть все сегодня останутся довольны! Я дарю тебе место в данной орфограмме, но только в нескольких словах!

Тут король задумался и после небольшой паузы произнес:

Крыжовник, шорох, шов, капюшон, жор, трещотка, трущоба.

Такова моя воля!

О, спасибо, Ваше Величество, --захлопала в ладоши буква «о», - Вы, как всегда, справедливы!

Вот так и закончилась эта история. Буква «о» прочно осталась в словах-исключениях.

Но осталось загадкой то, почему именно эти слова назвал король.

Разгадать ее можно, путешествуя по другой области русского языка «Этимологии». Но это уже другая сказка...

4 . Телевизионная передача «ЧАС ПИК» (5 класс)

(Тема: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»)

Ох уж эти вечера! Придя из школы, так много хочется успеть сделать, а на самом деле удается значительно меньше.

Так было и вчера. Придя домой, я решила выпить чашечку кофе и немного отдохнуть. Включила телевизор. Начиналась очередная передача «Час пик».

«Интересно, у кого сегодня будут брать интервью?» - подумала я и поудобней устроилась в кресле.

Вдруг комната стала наполняться каким-то туманом, но меня это почему-то совсем не удивило. Я с интересом ждала начала передачи.

Сегодня, - начал ведущий, - мы беседуем с одной из самостоятельных частей речи -Именем Существительным. Я надеюсь, что Вы расскажете о себе и о дружной семье Имён Существительных, ответите на вопросы наших телезрителей.

В кресле рядом с ведущим сидело Имя Существительное, маленькое существо, похожее на человечка.

Я Вам благодарно, - сказало оно, - за то, что Вы пригласили меня в студию. Учителя в школах так часто рассказывают детям о нас, Именах Существительных, а сегодня они узнают обо мне с телеэкрана.

Немного о нас. Мы, Имена Существительные, обозначаем предметы и отвечаем на вопросы «кто?», «что?».

Ведущий спросил:

А по каким морфологическим признакам мы можем вас узнать?

Спасибо за хороший вопрос. У нас есть постоянные и непостоянные признаки. Например, категория рода -признак постоянный. Каждый из нас относится к одному из 3-х родов - мужскому, женскому или среднему. Но среди нас есть и существительные общего рода: «плакса», «соня», «умница» и другие.

Это ваш единственный признак? - спросил ведущий.

Конечно, нет! Склонение - это тоже постоянный признак. Дети прекрасно помнят, какие имена существительные относятся к первому, а какие - ко второму и третьему склонению. Но среди нас есть несклоняемые имена существительные и разносклоняемые. Мы можем быть одушевленными, если отвечаем на вопрос «кто?», и неодушевленными, если отвечаем на вопрос «что?», собственными или нарицательными.

А ваше непостоянство? В чем оно выражается?

Вы хотите спросить о наших непостоянных признаках? Эти признаки - число и падеж.

Спасибо. А теперь вопросы наших телезрителей. Пожалуйста, первый звонок.

Здравствуйте! Вас беспокоит Наречие, неизменяемая часть речи. А чем вы занимаетесь, работая в предложении?

Нам приходится выполнять разные роли в предложении. Практически мы можем быть любыми членами предложения, хотя, конечно, чаще подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

Еще вопрос! -попросил ведущий.

Здравствуйте! Я - Имя Прилагательное. Скорее, у меня не вопрос, а реплика. Я хочу поблагодарить Имя Существительное. Если в предложении нужно определить мой род, число или падеж, то ищут то существительное, к которому я отношусь, и сразу становится все ясно обо мне. Спасибо!

В это время ведущий улыбнулся и сказал:

Спасибо, Имя Существительное, что Вы пришли к нам в студию. Сегодня был «Час пик» для одной из самостоятельных частей речи -Имени Существительного.

Вдруг я проснулась.

Передо мной стояла остывшая чашечка кофе, а по телевизору уже шла другая передача.

5. СЛОВА-ФОКУСНИКИ (6 класс)

(Тема: РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ)

Вы думаете, что конкурс «Алло, мы ищем таланты!» может проходить только среди нас, людей? Ничего подобного! Сейчас вы услышите историю, подтверждающую эти слова. Вы уже знаете, что в государстве Морфологии живут части речи: имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия, союзы, предлоги, частицы. Живут и междометия особой группой.

И вот однажды среди частей речи был объявлен конкурс «Алло, мы ищем таланты!» Все переполошились. Каждая часть речи устроила свое собрание, чтобы решить, кто же будет выступать. Хотите, мы побываем на одном из них?

Кажется, мы попали к именам существительным.

Надо быть оригинальнее! Опять песни, танцы. Это будет у всех. Вот бы фокусы показать...

Ну ты скажешь... Фокусы... Кто же их покажет? И какие могут быть фокусы у нас, имен существительных?

А вот ошибаешься. Я, имя существительное мужского рода «путь», покажу вместе с десятью моими друзьями такой фокус. Внимание! Смотрите! Я приглашаю существительные среднего рода, у которых две последние буквы образуют слог -мя.

Вмиг вышли из зала существительные: 1) бремя; 2) время; 3) вымя; 4) знамя; 5) имя; 6) пламя; 7) племя; 8) семя; 9) стремя; 10) темя.

Сейчас мы будем склоняться!

Тоже мне фокус, - хихикнули существительные 3 склонения. - Всем известны ваши окончания. Вы ведь существительные среднего и мужского рода, значит, в предложном падеже будете иметь окончание -е. Знаем мы ваши фокусы-покусы.

Вы так думаете? - спросило существительное «путь». - Вы в этом уверены? Смотрите!

Все открыли рты.

Вместо ожидаемых окончаний все увидели окончания существительных 3-го склонения -и в родительном, и в дательном, и в предложном падежах!

И, кроме того, как по волшебству, появились у каждого слова (из 10 слов среднего рода) суффикс -ен-

времени,

знамени,

имени,

пламени и т.д.

Значит, вы отказываетесь от нас и не хотите с нами иметь ничего общего? - обиделись существительные 2-го склонения.

Нет, мы можем изменяться, как и вы в творительном падеже, смотрите. И все увидели такие же окончания -ем, -ем, как и у существительных 2 склонения.

Браво!

Молодцы! - кричали все.

Чудеса продолжались. Слова «семя» и «стремя» выбежали вперед, и все увидели, что в родительном падеже множественного числа появился суффикс -ян-:

семян

Браво! - вновь закричали все. На собрании было решено отправить эту группу слов на конкурс.

Жюри по достоинству оценило умение этих имен существительных склоняться по-разному: то как существительные 3 склонения, то 2 склонения и присвоило им титул «Разносклоняемые имена существительные».

Вот такая история.

Запомним имена этих существительных:

    бремя; 2) время; 3) вымя; 4) знамя; 5) имя; 6) пламя; 7) племя; 8) семя; 9) стремя; 10) темя и 11) путь.

6. СКАЗКА О ДОБРЫХ КОРНЯХ (6 класс)

(Тема: БУКВЫ «О» И «А» В ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ КОРНЯХ -ЛАГ- И -ЛОЖ-)

Жили-были два корня, два родственника -лаг- и -лож-. Дружно чередовались они в словах и любили, когда вспоминали о них, писали слова с этими корнями.

Однажды они оказались на уроке, где речь шла о чередовании корней -лаг- и -лож-.

Ребята, кто не понял новую тему? - спросила учительница.

Это был Вася Колокольчиков, ученик 5 класса «В».

Не надо отчаиваться, - сказала Анна Яковлевна. -Выучи правило, выполни упражнение, а завтра поговорим.

Ладно, - ответил Вася, - я попробую.

Прозвенел звонок, класс опустел.

Да, дела... -сказал корень -лаг-. - Надо помочь человеку!

А как? - удивился корень -лож-.

Пока не знаю. Давай вместе подумаем!

Ну неужели он не видит, что после корня -лаг- стоит суффикс -а-, а после -лож- этого суффикса нет!

Постой! Я, кажется, придумал! - сказал корень -лаг-. -Мы нарисуем ему гуся, запечатаем в конверт и пошлем.

А причем тут гусь? - не понял корень -лож-.

Рядом с гусем мы напишем мой корень -лаг-, а после суффикс -а-. Если подчеркнуть этот суффикс вместе с последней буквой моего корня «г», то получится то, что кричит гусь: «га». А рядом напишем правило в виде стихотворения:

Гуси-гуси!

Га-га-га!

Лаг- пишите перед -а-!

Ты меня, конечно, извини, - пробормотал корень -лож-, но стихами это назвать трудно.

Ну и что! - не унимался корень -лаг-. Зато Вася запомнит, как мы пишемся!

Сомневаюсь, что запомнит.

Ну и сомневайся, а я сажусь писать письмо. Я не могу допустить, чтобы Вася не понял урок!

Пришлось корню -лож- согласиться. Они нарисовали гуся, а рядом написали:

Вася, посмотри сюда!

Лаг- напишем перед -а-.

Лож- не любит суффикс -а-.

Правильно пиши слова!

На следующий день учительница вызвала Васю к доске. Слова с этими корнями мальчик написал отлично.

Молодец! - похвалила его Анна Яковлевна.

Вася улыбнулся. В кармане его пиджака лежало письмо, полученное вчера.

7. РАЗБОРЧИВЫЕ ПРИСТАВКИ (6 класс)

(Тема: «Правописание приставок, оканчивающихся на «З» , « С»»)

В некотором царстве-государстве, именуемом Словообразованием, существовал некогда город Приставок. Жили в нем, как вы сами понимаете, приставки. Жили дружно. Частенько ездили в город Суффиксов к своим друзьям. Очень гордились приставки тем, что с их помощью образовывались новые слова. Приедет, например, глагол «говорить» и тут же приобретет себе новых родственников:

переговорить, выговорить, заговорить, уговорить, подговорить, договорить, наговорить....

И все было бы хорошо, если бы не взбунтовались приставки, которые оканчивались на согласные «з» и «с». В этой компании были такие приставки-подружки, как:

раз-, рас-, без-, бес-, вз-, вс-, из-, ис-.

Не хотим помогать, кому попало - сказали они, -уж очень много работы, отдохнуть некогда. Давайте так договоримся: если корень слова будет начинаться со звонкого согласного, то на работу пойдет приставка, оканчивающаяся на «-з». А если корень слова будет начинаться с глухого согласного, то на работу выйдет приставка, оканчивающаяся на «-с».

Не успели ленивые приставки заключить этот договор, как перед ними появилось слово

«будить».

Пожалуйста, помогите, -попросило оно, а то многие проспят сегодня в школу!

Так... -протянула приставка «раз-», - в слове «будить» первый звук [б], он звонкий, значит, мне помогать. Ну-ка, подвинься, - сказала приставка слову, - и вмиг появился глагол «разбудить».

Но приставки, которые не оканчивались на «з» и «с», были против такой постановки вопроса и не изменили своему решению помогать всем.

8 . ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ ПРИСТАВОК (6 класс)

(Тема: «Гласные Ы – И после приставок»)

А вот послушайте еще одну историю, приключившуюся уже в известном нам городе Приставок.

Как-то в город на гастроли приехал фокусник -волшебник. Каждая приставка была приглашена на праздник, организованный по случаю приезда волшебника. В зале большого дворца не было свободных мест. Все ждали чего-то необычного. И ожидания не были напрасными, вечер выдался на славу. Хотите, мы с вами побываем там? Итак, смотрите, мы уже в зале. Волшебник приглашает на сцену приставки, которые оканчиваются на согласный. Видите, на сцену выходят приставки: под-, над-, из-, без- и другие.

Волшебник окинул взглядом приставки и спросил:

Прошу вас, уважаемые приставки, внимательно посмотрите друг на друга, все ли вышли?

Нет, не все! -крикнул кто-то из зала. - Не хватает приставки «сверх-».

Ну вот, - огорченно сказал волшебник, - ведь всех вас я сегодня хотел одарить волшебными палочками. А что же теперь?

Но мы не виноваты, что приставка «сверх-» не пришла. Пожалуйста, милый волшебник, научи нас чему-нибудь.

Ну, хорошо,- согласился фокусник, - возьмите эти палочки. А сейчас я приглашаю слова, начинающиеся с буквы «и». Вмиг выбежало множество слов. Среди них были такие, как «идея», итог», «играть», «интересный» и много других, все они начинались с буквы «и».

Итак, -воскликнул волшебник, - приставка «сверх-» еще пожалеет, что не пришла на наш праздник. Волшебные палочки, которые получили приставки сейчас, смогут изменить буквы в словах, к которым вы будете присоединяться для образования новых слов. Смотрите!

К слову «интересный» подошла приставка «без-», держа волшебную палочку. И тут же все увидели, что буква «и» превратилась в букву «ы» --

«безынтересный».

И я тоже хочу попробовать! - сказала приставка «под-». Она коснулась своей палочкой слова «искать», и получилось слово «подыскать».

Тут волшебник сказал:

Я хочу напомнить вам три условия, которые вы должны знать:

Первое: палочка волшебна лишь в руках приставок, оканчивающихся на согласный звук.

Второе: палочка может изменять буквы лишь в словах, которые начинаются с буквы «и».

Третье: за то, что приставка «сверх-», которая тоже оканчивается на согласный звук, не пришла к нам, она лишается возможности изменять буквы!

Наверное, на этом празднике было еще много интересного, но нам пора возвращаться. А мы запомним правило:

После приставок на согласные пишется буква «ы», если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и].

После приставки «сверх-» пишется буква «и».

В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель.

Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи:

« Господа мои великие да самостоятельные! Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!»

А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.

И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… Существительному это ой как нравилось! Так и стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.



Загрузка...