novomarusino.ru

Арбатская церковь Бориса и Глеба: исчезнувший шедевр. Обезглавленный арбат Отрывок, характеризующий Храм Бориса и Глеба, что у Арбатских ворот

Эта улица – одна из главных достопримечательностей Москвы. Считается, что она одна из немногих сохранила свой исторический облик. Но мало кто знает, сколько храмов здесь уничтожили.

На месте церкви – «Ленинка»

Свой путь мы начнем почти от стен московского Кремля. На пересечении Моховой улицы и Воздвиженки (которая когда-то считалась частью Арбата), там, где ныне возвышается комплекс зданий Российской государственной библиотеки, стояла удивительной красоты шатровая церковь, освященная в честь великомученицы Ирины. Это был домовый храм боярина Стрешнева, известный с 1629 года. После наполеоновского нашествия его упразднили, а в здании устроили квартиры, сдававшиеся внаем. Позднее все усадебные постройки передали в ведение Министерства иностранных дел, и после научной реставрации старинного храма в нем возобновились богослужения. Вскоре после прихода большевиков к власти церковь вновь закрыли, а в начале 1930-х снесли в связи с началом строительства библиотеки.

Здесь венчался Салтыков-Щедрин

Пройдем чуть далее по Воздвиженке в сторону Арбатской площади и остановимся у подземного переход рядом с Военторгом. Обратите внимание на небольшой пустырь среди исторической застройки – когда-то здесь находился вход в один из старейших монастырей столицы – Крестовоздвиженский, который и дал название этой части улицы. По преданию, его основал князь Ховрин на своем дворе в XV–XVI веках. Главный Крестовоздвиженский храм известен со времен Ивана Грозного (тогда он еще был деревянным). При Петре I обитель украсил новый каменный собор в стиле барокко. После нашествия французов разграбленный монастырь более не возродился, а его главный храм стал приходским. В этих святых стенах М.Е. Салтыков-Щедрин венчался с Елизаветой Болдиной. В 1934 году величественный храм был разрушен богоборческой властью. До 1979 года еще сохранялись монастырские ворота, однако вскоре и они были утрачены из-за строительства подземного перехода.

Где молился Иван Грозный

Выйдя на Арбатскую площадь, подойдите к небольшому памятному знакучасовне. Его установили в 1995 году в память о разрушенной Борисоглебской церкви, которая стояла ранее в том месте, где ныне находится подземный переход рядом с кинотеатром «Художественный». Первый каменный храм здесь появился в 1527 году. Иван Грозный очень любил эту церковь и часто молился в ней. Когда здание пришло в ветхость, на его месте по проекту архитектора Карла Бланка возвели новый храм с приделами Казанской иконы Божией Матери и Воскресения Словущего. Он достоял до 1930 года…

В 1997 году правительство Москвы решило восстановить церковь, но не на историческом месте и по иному проекту. 6 августа того же года торжественное освящение часовни совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Изначально Арбатской улицей называли нынешнюю Воздвиженку, но потом Арбатом стали именовать часть Смоленской дороги между Смоленскими и Арбатскими воротами.

У Арбатских ворот

Совсем близко от предыдущего храма, на месте наземного вестибюля станции метро «Арбатская» Филевской линии до 1934 года стояла Тихоновская церковь, что у Арбатских ворот. Первый храм тут появился в 1689 году. Он имел два придела – Тихона Амафунтского и Николая Чудотворца. В середине следующего столетия храм расширили и в новой его части устроили придел в честь Воскресения Словущего. Во время наполеоновского нашествия храм разграбили. Однако уже в следующем году Тихоновскую церковь освятили вновь, и она обрела трехъярусную колокольню (ее точная копия сохранилась у храма Николая Чудотворца на Щепном дворе, что в Первом Смоленском переулке).

Пешеходы твои –
люди невеликие,
каблуками стучат –
по делам спешат.

Никола Явленный

Осмотрев Арбатскую площадь, мы направляемся на старый Арбат и между домами 14 и 16 вновь видим прерывание исторической застройки улицы. Дело в том, что вплоть до 1931 года здесь находилась одна из красивейших церквей Москвы – храм Николы Явленного, что на Арбате. Основание его приписывают самому Борису Годунову. Он был воздвигнут в 1593 году и стал первым каменным храмом на Арбате. Называли его «Новою Прощей» или «Явленным». Рядом находилась Покровская церковь, на месте которой позже появилась часовня, впоследствии ставшая приделом Никольской церкви (при очередной реконструкции). Еще через некоторое время храм обрел придел Ахтырской иконы Божией Матери. Эту икону приходу пожертвовала императрица Елизавета. В XIX веке в церкви была устроена новая трапезная, а затем освятили придел святителя Митрофания Воронежского. После сноса на месте храма планировали построить поликлинику Наркомата обороны, однако святое место и по сей день пустует. Относительно недавно священника Никольского храма Василия Соколова причислили к лику святых, память его совершается 13 мая.

В Плотницкой слободе

Далее наш путь лежит к пятиэтажному серому зданию под номером 45. На его месте плоть до 1932 года находился еще один Никольский храм. Первая деревянная церковь тут появилась в 1625 году, когда в этом уголке столицы располагалась Плотницкая царская слобода. Позднее был выстроен каменный одноглавый храм. Среди прихожан были семьи Пушкиных и Хомяковых. В годы Октябрьской революции настоятелем храма Николы в Плотниках был протоиерей Владимир Воробьев, дед нынешнего ректора Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерея Владимира Воробьева.

Ты течешь, как река.
Странное название!
И прозрачен асфальт,
как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты – мое призвание.
Ты – и радость моя,
и моя беда.

Трагически сложилась судьба и этого храма при Советской власти. В 1929 году его закрыли, а позже снесли, чтобы на его месте возвести жилой дом – многим москвичам это здание знакомо по магазину «Диета».

Среди прихожан – Пушкин и Андрей Белый

Череду арбатских святынь замыкал храм Живоначальной Троицы, который стоял на углу Арбата и Денежного переулка. Церковь возвели мастера монетного двора и стрельцы, жившие в этой части улицы. В 1650 году первый деревянный храм сменил каменный, возведенный стараниями стрельцов полковника Леонтьева. Уже в первой половине следующего столетия по проекту И.Ф. Мичурина построили новое здание, которое в свою очередь пережило еще не одну реконструкцию. Среди его прихожан были семья Александра Пушкина, Андрей Белый и Сергей Рахманинов.

От любови твоей
вовсе не излечишься,
сорок тысяч других
мостовых любя.

Троицкая церковь разделила судьбу других арбатских храмов и была снесена в 1931 году. На ее месте вырос дом Общества пролетарского туризма и экскурсий, который впоследствии встроили в северное крыло высотного здания МИДа.

Даниил Силенко

Вконтакте

Часовня возведена в память о стоявшем на Арбатской площади , известном с 1483 года.

Каменная церковь на этом месте была выстроена по повелению великого князя Василия Ивановича. В XVI веке храм имел особое значение, и по предположениям, даже считался собором; Иван Грозный отправлялся в него на моление крестным ходом из Кремля перед началом военных походов.

В XVIII веке храм был полностью снесен и перестроен в 1763–68 годах по проекту К. И. Бланка. Познее он поновлялся, к нему были добавлены приделы.

В 1930 году, несмотря на протесты верующих и архитекторов-реставраторов, отмечавших, что храм является «памятником XVIII века выдающегося историко-архитектурного значения», здание было снесено, однако архитектор-реставратор Б. Н. Засыпкин и студенты Московского университета успели провести обмеры разрушаемого памятника.

В 1997 году, по инициативе Фонда единства православных народов, в память о Борисоглебском храме был возведен памятный храм-часовня Бориса и Глеба. Его архитектура частично повторяет формы утраченного здания.

Другие города , Copyright

Храм-часовня возведен не на месте разрушенной церкви, а несколько в стороне, на месте церкви Тихона Амафунтского, также снесенной в 1930-х годах. В память о ней в храме-часовне устроен придел во имя Тихона Амафунтского. На самом же месте Борисоглебской церкви установлен памятный знак с ее барельефным изображением.

Приписан к храму Большого Вознесения.

Фотогалерея


Полезная информация

Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба патриаршего подворья на Арбатской площади города Москвы

Престолы

Освящена в честь: свв. мчч. Бориса и Глеба, свт. Тихона Амафунтского

Год постройки

1997
Архитектор: Вылегжанин Ю.С.

Адрес

Москва, Арбатская площадь, 4
Проезд: м. «Арбатская»

Храм открыт

Ежедневно: 9:00–19:00

Расписание богослужений

По средам

  • водосвятный молебен и панихида по усопшим - 12:30

В воскресные дни

  • Божественная Литургия - 9:00
  • Водосвятный молебен и панихида по усопшим - 14:30

Огласительные беседы

В храме святых благоверных князей Бориса и Глеба огласительные (предварительные) беседы со взрослыми, желающими креститься, а также с родителями и восприемниками младенцев, проводятся дежурными священниками по воскресеньям в 11:00

Церковь впервые упоминается в летописи, говорящей о событиях 28 июля 1493 года - о великом пожаре, разгоревшемся от копеечной свечки в соседнем храме Николы на Песках . В том же летописном сообщении впервые встречается и название Арбат .

Первый каменный храм в честь Бориса и Глеба выстроен в 1527 году, по приказу великого князя Василия III . Особенно чтил эту церковь его сын Иван Грозный . При нём в 1551 году храм Бориса и Глеба стал одним из семи московских соборов (по числу Вселенских Соборов), то есть главным храмом в определенном приходском округе. Он был и местом особенного царского богомолья перед военными походами, так как располагался на главном, западном, направлении. По обычаю, государи шествовали в него из Кремля с крестным ходом, со свитой, духовенством и воинством, слушали в нём обедню, затем служили молебен и получали напутственное благословение. Иван Грозный молился здесь в мае 1562 года, когда «шёл на своё дело Литовское», и слушал здесь обедню. В ноябре того же года Иван Грозный , вновь решив пойти на Литву , после моления в кремлёвских соборах отправился с воинством к арбатской церкви Бориса и Глеба. В крестном ходу с царем шёл святитель Макарий, митрополит Московский , а шествие несло с собой чудотворный Донской образ Божией Матери, который был с Дмитрием Донским на Куликовом поле . На молебне пастырь и государь молили Господа о победе и о сохранении Москвы и всех русских городов «от всякого злаго навета». У этого же храма традиционно встречали государей, возвращавшихся из военных походов. В марте 1563 года здесь с триумфом встречали Ивана Грозного, когда русскими войсками был взят Полоцк .

Новая церковь с приделами Казанской Божией Матери и Воскресения Словущего строилась 5 лет с 1763 года , освящена в 1768 году . Она была построена на средства бывшего канцлера графа Бестужева . Архитектором выступил Карл Иванович Бланк .

После пожара 1812 года , пощадившего храм, к нему были приписаны разоренные окрестные церкви. Некоторые из них вскоре разобраны, а материал употреблен на строительство приделов Ризы положения во Влахерне и Марии Магдалины. Церковь являлась одним из лучших образцов барокко в Москве, однако снесена в 1930 году под предлогом реконструкции площади. Вблизи места церкви поставлен небольшой памятный знак.

В 1997 году к празднику 850-летия столицы правительство Москвы приняло решение о сооружении храма-часовни Бориса и Глеба на Арбатской площади. Его воздвигли чуть дальше от того места, где стоял исторический прототип, но точно на месте старинного храма Тихона Чудотворца , тоже уничтоженного революцией, оттого один из приделов освящен во имя святого Тихона. Храм-часовню строили по образу старого Борисоглебского храма, но полных данных о его интерьере обнаружить не удалось.

Закладка состоялась 8 мая 1997 года, а уже 6 августа Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм-часовню, ставшую памятником утраченной святыни. Рядом, перед кинотеатром «Художественный», установлен памятный знак - на том самом месте, где стоял подлинный храм Бориса и Глеба.

Церковь. Утрачена.
Престолы:Бориса и Глеба, Казанской иконы Божией Матери, Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне), Марии Магдалины
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1764 и 1768.
Год утраты:1930
Архитектор:Бланк К. И.
Адрес:Москва, Арбатская пл., (проезжая часть на сев.-зап. от д. 14)

Первый каменный храм выстроен в 1527 г. Новая церковь с приделами Казанской Божией Матери и Воскресения Словущего освящена в 1768 г. После пожара 1812 г., пощадившего храм, к нему были приписаны разоренные окрестные церкви. Некоторые из них вскоре разобраны, а материал употреблен на строительство приделов Ризы положения во Влахерне и Марии Магдалины. Церковь являлась одним из лучших образцов барокко в Москве, однако снесена в 1930 г. под предлогом реконструкции площади. Вблизи места церкви поставлен небольшой памятный знак.

В 1483 году на Арбатской площади выстроили деревянную церковь Бориса и Глеба. Эта церковь упоминается в летописи в повествовании о великом пожаре, разбушевавшемся 28 июля 1493 года от копеечной свечки. В том же летописном сообщении впервые встречается и название Арбат. Церковь Бориса и Глеба оказывается не только летописной ровесницей Арбата, но даже старше Красной площади.

В XVI веке Борисоглебская церковь упоминается уже как каменная, построенная по указу великого князя Василия Ивановича.

Особенно чтил эту церковь его сын Иван Грозный. При нем по постановлению Стоглавого собора в 1551 году храм Бориса и Глеба стал одним из семи московских соборов (по числу Вселенских Соборов), то есть главным храмом в определенном приходском округе. Он был и местом особенного царского богомолья перед военными походами, так как располагался на главном, западном, направлении. По обычаю, государи шествовали в него из Кремля с крестным ходом, со свитой, духовенством и воинством, слушали в нем обедню, затем служили молебен и получали напутственное благословение. Иван Грозный молился здесь в мае 1562 года, когда «шел на свое дело Литовское», и слушал здесь обедню. В ноябре того же года Иван Грозный, вновь решив пойти на Литву, после моления в кремлевских соборах отправился с воинством к арбатской церкви Бориса и Глеба. В крестном ходу с царем шел святитель Макарий, митрополит Московский, а шествие несло с собой чудотворный Донской образ Божией Матери, который был с Дмитрием Донским на Куликовом поле. У этого же храма традиционно встречали государей, возвращавшихся из великих походов. В марте 1563 года здесь с триумфом встречали Ивана Грозного, когда русскими был взят Полоцк.

В Смутное время - в 1612 году - «у Бориса и Глеба» решалась судьба Москвы: здесь произошло победное сражение ополчения князя Дмитрия Пожарского с войском гетмана Ходкевича, который шел на помощь осажденным в Кремле полякам.

К началу петровского времени в Борисоглебском храме находились усыпальницы двух именитых фамилий России - Мусиных-Пушкиных и Бестужевых.

В царствование Екатерины II , в середине XVIII века, Бестужев решил на свои средства построить на месте старого новый приходской храм Бориса и Глеба на Арбате в модном западном стиле, получил разрешение Митрополита. В 1763 году вышло постановление сломать старый храм, а Бестужева обязали выстроить при новой церкви Воскресенский придел во образ старого и туда перенести захоронения Мусиных-Пушкиных. Но позже фамильные гробы Мусиных-Пушкиных были перенесены в кремлевский Чудов монастырь, где также были их родовые захоронения.

Для сооружения нового храма Бестужев пригласил архитектора Карла Ивановича Бланка, чтимого Екатериной II. Новую, очень изящную Борисоглебскую церковь Бланк выстроил в стиле барокко. Храм возводили пять лет. Новая церковь на месте старой с приделами Казанской Божией Матери и Воскресения Словущего была выстроена и освящена в 1768. Она была окрашена по-московски в ярко-красный огненный цвет. В ней были освящены два прежних придела - Казанский и Воскресенский.

Во время пожара 1812 года церковь не пострадала. И к уцелевшему храму приписали обгоревшие и разоренные окрестные церкви. Материал же разобранных церквей пошел на строительство приделов Ризы положения во Влахерне и Марии Магдалины.

Это была небольшая, типичная приходская одноглавая церковь с трапезной и колокольней. Знали ее в городе многие потому, что хранились здесь почитаемые иконы Нила Столбенского и Иоанна Милославского. Но главной святыней арбатской церкви был древний храмовый образ святых Бориса и Глеба с житием, перед которым часто служили молебны.

В апреле 1922 года из храма изъяли церковное серебро. В 1923 г. общество «Культурная смычка» ходатайствовало о закрытии церкви и передаче ее здания под клуб. В октябре 1929 года Президиум Мособлисполкома постановил снести Борисоглебский храм, так как он стесняет движение. В Центральных реставрационных мастерских начался бунт. На заседании под председательством П.Д. Барановского было принято решение вновь подтвердить великую ценность храма как памятника «выдающегося историко-архитектурного значения», вновь указать на целесообразность сноса соседнего дома, таковой ценности не имеющего, и признать уничтожение храма необоснованным и нецелесообразным, тем более что он прекрасно сохранился. В те же октябрьские дни прихожане писали заявление в Президиум ВЦИК в защиту храма. Но в канун Рождества 1929 года ВЦИК постановил снести только Борисоглебскую церковь.

В феврале 1930 года Борисоглебский храм закрыли. Древние иконы и ценные облачения вывезли в музейные запасники, а колокола, бронзовые иконостасы и утварь передали на утилизацию.

Церковь являлась одним из лучших образцов барокко в Москве, однако снесена в 1930 под предлогом реконструкции площади.

Вблизи места церкви поставлен небольшой памятный знак - каменный Часовенный столб.

Уничтоженной церкви посвящена часовня на Арбатской площади, появившаяся в годы правления Бориса Ельцина, назвавшего внука Глебом. Часовня напоминает разрушенную церковь.

Первое упоминание об этой церкви появилось в исторических документах в связи с сильнейшим пожаром, произошедшим в Москве в июле 1493 года. Именно тогда её деревянный прообраз, построенный ещё в 1483 году, сгорел в пожаре. А восстановлена в камне она была лишь в 1527 году, по приказу самого Василия III. Позже, в 1551 году, уже во времена правления Ивана Грозного, особенно почитающего эту церковь, она постановлением Стоглавого собора была введена в состав семи московских соборов для царского моления перед началом военных походов.

Именно здесь царь отстоял обедню перед походом на Литву весной 1562 года. А когда в 1563 году русскими воинами был взят Полоцк, именно здесь встречали войско под предводительством Ивана Грозного, возвращавшееся с триумфальной победой из великого похода.

В конце XVII века стараниями племянника патриарха Иоакима, Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, к храму был пристроен придел в честь Воскресения Словущего, который стал домовой церковью этой одной из древнейших фамилий России. Именно в этом приделе была устроена усыпальница для представителей рода графов Мусиных-Пушкиных. В ещё одном приделе храма, во имя иконы Казанской Божией Матери, известного с 1677 года, находилась усыпальница Бестужевых, представителей другого знатного рода.

В 1763 году этот храм был сломан и на его месте, на средства Бестужева была выстроена новая церковь. Строить новый собор Бориса и Глеба поручили архитектору Карлу Ивановичу Бланку, который блестяще справился со своей задачей, построив новую изящную Борисоглебскую церковь в стиле барокко, которая была освящена уже в декабре 1768 года (Воздвиженка 15). Одновременно с ней были освящены два прежних придела - Воскресенский и Казанский, также отстроенные заново. В них были перенесены и святыни прежнего храма.

После пожара 1812 к чудом сохранившемуся храму были приписаны разорённые окрестные церкви. Некоторые из них вскоре разобрали, а материал пошёл на строительство новых приделов Ризы положения во Влахерне и Марии Магдалины. Иконы и утварь из разобранных храмов тоже были перенесены сюда. Во вновь отстроенном соборе были свои, особо почитаемые богомольцами святыни. Это образ святого Нила Столобенского с частью мощей, большая древняя икона XVI века святого Бориса и Глеба с житием, икона XVI века святого Иоанна Милостивого.

Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот являлась одним из лучших образцов барокко в Москве. Её внутренняя отделка была выполнена с особой тщательностью и представляла собой отличный образец стиля ампир.

В 1930 году, под предлогом реконструкции площади, Борисоглебский храм закрыли. Серебро реквизировали, древние иконы и ценные облачения вывезли в музейные запасники, а колокола, бронзовые иконостасы и утварь отправили на переплавку.

В год празднования 850-летия столицы правительством Москвы было принято решение о сооружении храма-часовни Бориса и Глеба чуть в стороне от места нахождения древнего собора. В августе 1997 года на Арбатской площади, 4 уже был сооружён памятник утраченной святыни, воссозданный в память славного московского храма во имя святых Бориса и Глеба, помнившего времена Ивана III. А рядом, перед кинотеатром «Художественный», на том самом месте, где стоял подлинный храм Бориса и Глеба, установлен памятный знак.



Загрузка...

Реклама